Стиль руководства и типы руководителей (78 вопрос)

Стиль (тип) руководства – это типичная манера и способ поведения менеджера. Степень власти, используемая им, его забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. В современной теории лидерства выделилось несколько подходов к определению стилей лидерства, часть из которых противоречит, а часть – дополняет друг друга.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);

• Демократический стиль (коллегиальный);

• Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность.

По участию исполнителей в процессе управления Куртом Левином были выделены три основных типа руководителей: авторитарный, демократический и либеральный.

При авторитарном стиле руководства менеджер предоставляет подчиненным минимальную информацию и минимальную свободу действий, сосредотачивает всю власть и ответственность, лично устанавливает цели и выбирает средства их достижения, иными словами, руководитель давит на коллектив. Разновидности этого стиля:

· диктаторский (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);

· автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);

· бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);

· патриархальный (менеджер имеет авторитет "главы семьи", сотрудники неограниченно ему доверяют);

· благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники следят за его решениями).

Демократический – такой стиль руководства, при котором наиболее полно используются коллективная форма обсуждения голосования и контроля. Принятие решений делегируется менеджером на соответствующие уровни управления, сохраняя, однако, ключевые решения за собой. Разновидности этого стиля:

· коммуникационный (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако, в конце концов, должны следовать указаниям менеджера);

· консультативный (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);

· совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Для либерального руководителя характерно минимальное вмешательство руководителя в дела коллектива (например, руководство коллективом лаборатории в НИИ).

Как дополнительные типы руководства можно выделить следующие:

· административный (организационный) – на первое место в управлении ставятся административные функции;

· социально-психологический – в первую очередь при управлении учитывают личные особенности своих подчиненных.

В зависимости от особенностей личности руководителя различают типы руководства:

дистанционный – при котором руководитель предпочитает не сближаться с подчиненными;

контактный – при котором руководитель идет на сближение с подчиненными, но подчиненный должен понимать, что у него есть руководитель (не доводить до панибратства);

целеполагающий – руководитель ставит отдельные задачи перед коллективом;

делегирующий – руководитель разделяет свои обязанности между подчиненными, оставляя себе минимум обязанностей.

Руководителей можно рассматривать с различных позиций. Прежде всего, речь идет о том, на что направлена их деятельность и каким образом они достигают поставленных целей. Направленность здесь может быть двоякой — на развитее производства или на формирование сплоченного коллектива, заботу о людях. Считается, что каждому руководителю в той или иной степени присущи элементы каждого типа направленности.

Английские ученые Р. Блейк и Дж. Моутон предложили матрицу, содержащую 81 вариант возможных сочетаний этих типов в зависимости от степени их выраженности (рисунок 1). Она представляет собой поле размером 9 х 9 клеток, помещенное между осями абсцисс и ординат. На них откладывается соответствующая направленность руководителя и степень ее проявления.

Пять вариантов сочетаний (минимальной, средней или макси­мальной степени выраженности той и другой направленности) авто­ры рассматривают как ключевые. Соответственно они выделяют пять основных типов руководителей.

Первый тип: руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям.

Второй тип являет собой руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально — о производстве

Третьим типом является ни на что не ориентированный руко­водитель.

Четвертый тип руководителя по классификации Р. Блейка и Дж. Моутон — промежуточный. Он решает проблемы на ос­нове компромисса, поэтому он в равной мере пытается заботиться о людях и о производстве.

Менеджер пятого типа осуществляет синтез приоритетов.

По своей ориентированности на определенный характер дейст­вий руководители делятся на пассивных и активных.

Основная цель пассивных руководителей (руководителей испол­нительского типа) состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации.

Активные руководители (руководители инициативного типа) стре­мятся к росту своего влияния. Это им необходимо как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента (79 вопрос)

Стратегический менеджмент — деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Исторически первая форма стратегического управления – выбор стратегических позиций на основе предвидения изменений.
Стратегия организации — это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией.
Основная задача стратегического менеджмента состоит в достижении целей организации путем оптимального использования ее внутренних переменных (существующего потенциала) с учетом факторов внешней среды и приведении потенциала организации в соответствие с требованиями изменяющейся внешней среды для обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования в будущем.
Важнейшими стратегическими задачами фирмы могут быть:
• определение характера взаимодействия между СХЗ;
• выбор методов защиты от воздействия конкуренции;
• внедрение перспективных технологий и пр.
Оперативное управление – это управление внутренними производственными процессами на уровне подразделений.
Оперативное управление включает:
• оперативное планирование;
• организацию технологической подготовки и обслуживания оборудования;
• определение объема партии выпускаемых изделий;
• размещение заказов на материалы;
• распределение работ;
• координацию текущей деятельности;
• контроль, выявление отклонений, определение причин, корректировку хода технологических процессов;
• маневрирование заказами;
• диспетчеризацию.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Оперативно-календарное планирование, является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

• детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;
• организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;

• обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: