Школа научного управления сформировалась в 1885-1920 гг. на базе работ американских менеджеров Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренса Гантта, Генри Форда, Гаррингтона Эмерсона и др.
Основные достижения школы научного управления:
- управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования;
- важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства;
- работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных;
- необходимо научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
- использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
- выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс;
- утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки, формирование его функций;
- рациональное управление предприятием «снизу»;
- отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;
|
|
- специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден;
- система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.);
- учет и контроль за проводимыми работами;
- разделение административной и исполнительной работ. введение института мастеров, руководящих работниками;
- сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений;
- равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами;
- разработка ряда методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Недостатки школы научного управления:
- основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным, побуждающим к труду стимулом, являются денежное вознаграждение; т.е. сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей;
- механический подход к управлению;
- организация рассматривалась как нечто, состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов;
- игнорирование реального единства внутренних процессов организации и необходимости целостного управления ими.