Песнь первая. Вознесение сквозь сферу огня

Вознесение сквозь сферу огня

4. Я в тверди был - то есть в Эмпирее. Над девятью небесами Птолемеевой

системы Данте, согласно с церковным учением, помещает десятое, недвижный

Эмпирей (греч. - пламенный), обитель божества.

15. Любимый лавр. - В лавр была превращена нимфа Дафна, убегавшая от

влюбленного Аполлона (Метам., I, 452-567).

16-18. Мне из зубцов Парнаса нужен был пока один... - До сих пор поэт

нуждался в покровительстве только той из двух вершин Парнаса, на которой

обитают музы. Теперь ему требуется содействие второй вершины, Кирры (ст.

36), обители Аполлона.

20. Марсий - сатир, состязавшийся в музыкальном искусстве с Аполлоном,

который победил его и содрал с него кожу (Метам., VI, 382-400).

31. Богу Дельф - Аполлону.

32. К пенейским листьям - то есть к лавровым. Дафна, превращенная в

лавр (см. прим. 15), была дочерью бога реки Пенея.

37-42. В зависимости от времени года, солнце (лампада мира) восходит в

разных точках горизонта (разными вратами). В весеннее равноденствие, восходя

в той точке, где пересечение четырех кругов (горизонта, экватора, зодиака и

равноденственного колюра) образует три креста, оно движется в небе по

лучшему пути, потому что это - наилучшее время года, и с лучшею звездою, то

есть в созвездии Овна (ср. А., I, 37-40), что позволяет ему благотворно

влиять на земную жизнь (мирской воск).

43-47. Почти из этих врат (см. прим. 37-42) - потому что весеннее

равноденствие уже миновало, - утро всплыло там, то есть в южном полушарии, в

то время как здесь, в северном полушарии, пал вечер. Этими словами Данте

указывает, в какое благоприятное время года и в какой благоприятной точке

горизонта взошло солнце того дня, когда он вступил в Земной Рай.

Далее он говорит о том, что случилось в полдень этого же дня (ср. Ч.,

XXXIII, 103-105), после того как, испив от струй Эвнои, он возвратился к

Беатриче (Ч., XXXIII, 142-145): И в полушарье том, то есть в южном, все

стало белым, то есть все озарилось светом полдня (в силу чего здесь, в

северном полушарии, все черным было), когда Беатриче, обратясь лицом налево

(потому что перед этим она стояла лицом к востоку и полуденное солнце было

слева от нее), вонзилась в солнце взором; Данте последовал ее примеру (стр.

52-54), но, не выдержав блеска, устремил глаза к ее глазам (ст. 66) и начал,

незаметно для себя, возноситься вместе с нею в небесные сферы (ст. 91).

49-51. Смысл: "Как световой луч дает начало отраженному лучу,

напоминающему скитальца, прошедшего полпути и стремящегося вернуться

домой..."

57. По его мерилу - то есть применительно к высшей мере его

способностей.

68. Главк - рыбак, отведавший чудесной травы и превратившийся в

морского бога (Метам., XIII, 898-968).

70-72. Пречеловеченье (Trasumanar) - превращение в нечто большее, чем

человек.

71. Пример мой - пример Главка.

73-74. Только тем, что в теле этом всего новей - то есть только душой,

которая создается позже всего (Ч., XXV, 67-75).

76-77. Круги, которых вечный ход стремишь, желанный, ты - то есть

небесные сферы, вращаемые девятым, кристальным небом, или Перводвигателем,

который, в свою очередь, вращается с непостижимой быстротой, потому что, как

Данте поясняет в "Пире" (II, 3[4]), каждая его частица жаждет соединиться с

каждой из частиц объемлющего его неподвижного Эмпирея.

77-78. Мой дух призвали гармонией - то есть привлекли мое внимание

гармоническими созвучиями, производимыми, как учил Платон, вращением небес

(Ч., XXX, 93).

79-81. Солнцем загорелись дали... - То, что Данте принял за солнечное

сияние, было, очевидно, сферой огня (Ч., IX, 30 и прим.).

92-93. Смысл: "Молния, покинув свой предел, то есть сферу огня (см.

прим. 133-134), мчится вниз с меньшей быстротой, чем мчишься ты обратно к

нему, то есть к твоему пределу, к небу".

116. В смертном сердце животных.

118. Лук этот - то есть этот позыв (ст. 114), этот инстинкт.

133-134. И как огонь, из тучи упадая... - В средние века полагали, что

молния, то есть огненный пар, зажатый в водяных парах тучи, расширяясь,

прорывает их в наиболее слабой их стороне, а именно в той, которая обращена

к земле, и потому устремляется вниз, хотя огню свойственно стремиться ввысь,

к сфере огня (ср. ст. 115).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: