Земной Рай - Эвноя
1. "Deus, venerunt gentes" (лат.) - "Боже, пришли язычники".
10-12. "Modicum, et non vtdetntis me; et iterum modicum, et vos
vzdelntis me" (лат.) - "Вскоре вы не увидите меня, и опять вскоре увидите
меня". Этими словами (цитата из Евангелия) Беатриче высказывает уверенность
в том, что похищенная гигантом колесница будет возвращена и примет свой
прежний вид.
13. Я предшествии седмицы - то есть семи добродетелей, несущих
светильники.
14. Мне, женщине и мудрецу - Данте, Мательде и Стацию.
34. Порушенный змеей сосуд - то есть колесница церкви, у которой дракон
оторвал часть днища (Ч., XXXII, 130-135).
35. Был и не стал - чудовищно искаженная церковь перестала быть собою
(ср. Р., XXVII, 22-27).
36. Вино и хлеб злодея не спасут. - В Италии существовал обычай, по
которому родственники убитого теряли право кровной мести, если убийца или
его родич девять дней кряду приходил на могилу жертвы и съедал там хлеб,
смоченный в вине. Беатриче хочет сказать: "Ничто не оградит злодея от
божьего суда".
43. Пятьсот Пятнадцать - загадочное обозначение грядущего избавителя
|
|
церкви и восстановителя империи, который истребит воревку (блудницу песни
XXXII, занявшую чужое место) и гиганта (французского короля). Цифра DXV
образует, при перестановке знаков - слово DVX (вождь), и старейшие
комментаторы так ее и толкуют.
47 - 51. Сфинга (Сфинкс) - в античном мифе - крылатое чудовище с
женским лицом, обитавшее возле Фив и убивавшее всех, кто не мог разгадать
его загадку. Когда Эдип (Лаяд) ее разгадал, Сфинга бросилась со скалы и
разбилась насмерть. Отмщая за ее гибель, прорицательница Фемида наслала на
фивян хищного зверя, который губил нивы и стада (Метам., VII, 759-765). В
старинных списках "Метаморфоз" вместо Laiades читалось Naiades, и разрешение
загадки Данте приписывал Наядам. Смысл ст. 49-51: "События покажут, кто
такой "Пятьсот Пятнадцать", но разрешение этой трудной загадки приведет не к
бедствиям, а к миру".
57. Два раза - Адамом, вкусившим от его плодов, и гигантом, отвязавшим
от него колесницу.
62. Первая душа - то есть Адам.
68. Как в струи Эльсы. - Предметы, опущенные в известковую воду Эльсы
(приток Арно), покрываются твердой оболочкой.
69. Не будь их прелесть - как Пирам для тута. - То есть если бы
прелесть суетных помыслов не омрачала сознание Данте, подобно тому как Пирам
своею кровью окрасил белые ягоды тутового дерева в темный цвет (см. прим.
Ч., XXVII, 37-39).
78. Как жезл... - Беатриче хочет, чтобы Данте, вернувшись к людям,
передал им ее слова, даже не вникая в их смысл, а просто сохранив их в
памяти; так паломник возвращается из Палестины с пальмовой ветвью,
привязанной к посоху.
|
|
85. Что за школе - школе поэтов и философов.
90. До неба мчащегося всех быстрей - то есть до Перводвигателя (см. Р.,
XXVIII).
98-99. Смысл: "Само твое забвенье доказывает, что ты был виновен, когда
следовал ложной школе и свою волю устремлял не ко мне, а мимо. Если бы это
был не грех, Лета не смыла бы этого воспоминания".
112-114. Там растекались... - Растекающиеся из одного истока Лета и
Эвноя напоминают поэту Тигр и Евфрат, которые средневековая география
считала текущими из общего источника.
118. На что сказали так. - То есть сказала Беатриче.
119. Мательда. - Здесь впервые названа по имени прекрасная женщина,
встретившая поэта в Земном Раю.
121. И про это. - См. Ч., XXVIII, 121-133.
129. Угаснувшую силу - то есть силу памяти о совершенных им добрых
делах (см. прим. Ч., XXVIII, 121-133).
139. Счет положен изначала. - В построении "Божественной Комедии" Данте
соблюдает строгую симметрию. В каждой из трех ее частей (кантик) - по 33
песни; "Ад" содержит, кроме того, еще одну песнь, служащую вступлением ко
всей поэме. Объем каждой из ста песен приблизительно одинаков.
142. Я шел назад - к Беатриче.
145. Светила - см. прим. А., XXXIV, 139.
РАЙ