Первое небо - Луна (продолжение)
13-15. Вроде Даниила... - По библейской легенде, вавилонские мудрецы не
могли истолковать царю Навуходоносору позабытый им сон, и он велел их
казнить, но гнев его прошел, когда пророк Даниил напомнил ему этот сон и
объяснил его значение. Так и Беатриче угадала сомнения поэта и разрешила их.
24. Как учил, Платон. - По учению Платона, души, до своего воплощения,
обитают на звездах, куда и возвращаются после смерти человека.
25. Velle - схоластический термин, означающий: воля.
28. Всех глубже вбожествленный (colui che piu s'india) - то есть всех
более погруженный в созерцание божества.
30. Иль Иоанн, - он может быть любим. - То есть: "Как Иоанн Креститель,
так и евангелист Иоанн".
31-32. Твердью все равновысоки тем духам. - То есть: "Все они пребывают
в том же небе, что и души, являвшиеся тебе на Луне".
33. И бытия их не иные сроки. - То есть все души одинаково вечны.
34. Первый круг - Эмпирей.
48. Кем исцелен Товит - то есть архангел Рафаил, который, по библейской
|
|
легенде, снял бельма у Товита.
49. Тимей - заглавие Платонова диалога, где идет речь о возвращении душ
к звездам.
58-60. Так, возвращая... - Смысл: "Если Платон имеет в виду влияние
звезд на человеческие души и видит в нем причину достойных и позорных
поступков, то он отчасти прав".
63. Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться. - То есть люди стали давать
планетам имена богов, якобы на них обитающих.
64. В другом твоем сомнении. - См. ст. 19-21.
83. Лаврентий - римский диакон III в., сожженный на железной решетке.
84. Муций Сцевола - римский юноша, сжегший свою правую руку, когда ему
не удалось убить этрусского царя Порсену.
103. Алкмеон - см. прим. Ч., XII, 49-51.
107. Насилье слито с волей. - То есть насилию способствовала уступчивая
воля потерпевшего.
114. О другой - то есть о той воле, про которую говорится в ст.
109-111.