Метод отраслевых коэффициентов, использует соотношения между ценой бизнеса и каким-либо финансовым показателем.
Алгоритм оценки.
1) Сбор необходимой информации и анализ оцениваемого предприятия
- объем ассортимента, структуры выпуска или продаж, доля на рынке;
- цены и затраты на производство и реализацию;
- кадры (состав, образование, производительность труда, средний стаж работы на компанию)
- стоимость основных фондов, коэффициент обновления;
-анализ финансового состояния;
- выплачиваемые дивиденды.
2) отбор сопоставимых предприятий –аналогов по следующим признакам:
- принадлежность к одной отрасли,
- сходство количественных и качественных характеристик,
- условия сделок по предприятиям –аналогам,
- объем информации и степень ее достоверности,
- учет исторических тенденций.
3) сравнение оцениваемого предприятия и предприятий –аналогов по выбранным параметрам
4)расчет выбранного мультипликатора: цену компании аналога делят на выбранный показатель (фактор стоимости):объем продаж, прибыль, объем комиссии, или чистый денежный поток, стоимость чистых активов, сумму выплаченных дивидендов, метры площади, кол-во абонентов, тонны нефти и др. спецефические показатели (например, цена ресторана - от 0,3 до 0,5 годовых объемов продаж; турагентво 0.5 – 0.1 годовых объемов продаж; магазин у дома 0,5 годовых объемов продаж; риэлтерская фирма – 0,2-0,3 объема комиссии за год).
Самые распространенные мультипликаторы – отношение цены к объему продаж (P/R), к прибыли (P/EBIT), к чистому денежному доходу (P/CF), к балансовой стоимости (P/ BV).
Выбор мультипликатора: может быть использован либо наилучший мультипликатор для конкретной фирмы, либо наиболее выгодный для продавца (покупателя) – кто диктует условия, либо средневзешанный мультипликатор
5) Определение итоговой величины стоимости.
Цена бизнеса = фактор стоимости х Мультипликатор х вес фактора
6) корректировка (поправки)
Возможные поправки: стоимость гудвилла, премия за контрольный пакет, скидка за неконтрольный пакет, скидка за недостаточную ликвидность и т.п.