double arrow

Н. Рерих и Дж. Неру в Кулу. 1942 г


Н. К. Рерих оказался в Лондоне, через который лежал путь в удивительную страну его мечты. В Англии он знакомится с писателем Р. Тагором и пишет серию панно «Сны Востока». «Как сон, когда-то мелькали мечты о Гималаях. Более всего они казались недостижимыми. Но сказка жизни чудеснее всех сказок», – заносит он в свой дневник. Сны стали реальностью только в 1923 г., когда семья Н. Рериха отплыла из Марселя в Индию и прибыла в Бомбей. Он посетил несколько индийских городов, затем направился к южным склонам Восточных Гималаев, где поселился в окрестностях города Дарджилинга. Рерихов влек таинственный Тибет, как ранее привлекал он Н. Пржевальского и П. Козлова, как позже будет привлекать советских чекистов и правителей Кремля. Во время экспедиций в пограничные с Тибетом Сикким, Непал и Бутан Рерих собрал массу старинных буддийских рукописей, предметов искусства. Его очаровали и величественные Гималаи. Он создает серию картин «Знамена Востока» или «Учителя Востока» (1924). С 1923 г. он вместе с семьей объехал главные достопримечательности Индии, начиная с Элефанты, Агры, Фатех пур Сикри, Бенареса, Сарнатха. Они побывали в ашрамах Рамакришны, в Адьяре, в Мадуре, на Цейлоне и всюду ощутили сердечное, приветливое отношение. По словам Н. К. Рериха, у него установились связи не только с семьей Тагора, но и со многими представителями философской мысли Индии – Свами Рамдас, Шри Васвани, Свами Омкар, Свами Джаганишварананда, Шри Свами Садананд Сарасвати и другими. Между ним и многими писателями, деятелями мысли и культуры завязалась переписка. Установилась дружба и с художниками (Асит Кумар Халдар и Бирешвар Сен). О своем духовном и интеллектуальном кредо Рерих говорил так: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата «священного источника»… И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…» Н. Рерих считал, что время создания всеобщей «культуры духа» близится, и все делал, что было в его силах, для его скорейшего торжества.




Писатель Рабиндранат Тагор

Интерес к Гималаям он объяснил в дневнике. Говоря о создании в 1928 г. Гималайского института научных исследований, он писал: «Гималаи являются неистощимым источником не только аюрведческих исследований, но и со стороны исторической, философской, археологической и лингвистической всегда будут неисчерпаемы. Место института в древней долине Кулу, или Кулута, тоже было удачно. В этих местах жили риши и мудрецы Индии. Многие легендарные и исторические события связаны с этими нагорьями… Здесь находятся развалины дворцов Пандавов, пещеры Арджуны, – здесь собирал «Махабхарату» риши Виаса. Здесь и Виасакунд – место исполнения желаний…» Где-то здесь, считалось, была сокрыта база некой загадочной цивилизации и, вполне возможно, находилась обитель тайных знаний.



Древняя карта мира с центром в Гималаях

И когда одна из экспедиций двигалась к Тибету через болота Цайдама, увиденные ими огни, странные желто-красные огни, подтолкнули его воображение к мысли об Атлантиде. Он заносит в дневник: «Смотри, вон там города в красных песках, вот будто подымаются дворцы и стены. Не окна ли светятся вдали, призывая путников?». В разговоре с сыном он коснулся истории гибели Атлантиды. Но почему вдруг он задумался о ней в глубине Азии? «Атлантида» казалось ему символом, означавшим, что катаклизмы на планете неизбежны. Они меняют облик планеты. Рерих считал, что Азия и Америка когда-то были единым континентом. «Мы слышали, – писал он, – что Азия и Америка когда-то составляли один континент; в красивой сказке люди Азии расскажут вам о катаклизме, разделившем эти континенты, и вы почувствуете, что образ Азии не менее прекрасен, нежели образ Атлантиды». Рерих воплотил мечты и идеи в своих картинах. Почти сразу после Центрально-Азиатской экспедиции он пишет полотна: «Атлант» и «Гибель Атлантиды» (1928–1930). В картинах видны «азиатские мотивы»: «Атлант» в картине одеждой напоминал восточного вельможу, а в «Гибели Атлантиды» от стихии погибал город, похожий на ладакхский Ле. Ныне, когда мир увидел масштабные последствия катаклизмов, вызванных страшным землетрясением в Индийском океане (цунами), эти слова русского художника и писателя звучат еще более актуально.



Маршрут экспедиции Н. Рериха. 1934—1935 гг.

Н. Рерих был убежден, что все народы в древнейшую эпоху имели некий единый язык. Он обратил внимание на то, находясь в Америке, что индейцы-пуэбло похожи на монголов строением лиц, одеждами, песнями, даже манерой посадки на коня. Позже, находясь в Монголии и Тибете, он еще раз отметил это «поражающее сходство североамериканских индейцев с монголами». Точно так же иные рисунки и орнаменты индейцев напомнили ему петроглифы на скалах Сибири, Ладакха и Кавказа. «Через эти изображения, – писал он, – Америка и Азия протягивают руку друг другу». Такая же общность или схожесть образов обнаруживалась им и у народов Индии, в Тибете. Он заносит в дневник удивившие его особенности архитектурных сооружений древних зодчих: «Когда мы изучали древние здания Индии, Китая и Тибета, наше первое сравнение было с остатками культуры майя».

Николая Константиновича Рериха индусы называли «Махариша» (Великий мудрец). На наш взгляд, он был послом великих восточных цивилизаций в России и на Западе. Примерно так и охарактеризовал его жизнь видный ученый, посол Цейлона в СССР Г. Малаласекера: «Некоторые зовут его пророком, другие мистиком. Быть может, сам он предпочел бы быть названным посланником доброй воли Запада на Востоке». Рерих – автор и широко известного «Пакта Рериха» о защите культурных ценностей нашей цивилизации.

Есть у восточных народов (у индийцев, китайцев, японцев, корейцев, вьетнамцев) особо достойная черта – уважение к предкам и благоговейное отношение к прошлому. Им просто не придет в голову оплевывать, разрушать исторические и национальные святыни. Даже если они воздвигнуты деспотами. История и культура для них полны глубокого смысла. Разве можно характеризовать их лишь как «смутную массу текстов»?! Равным образом не могу никак согласиться со словами Шпенглера, утверждавшего, что «индус забывал все».

Индия, конечно же, своей культурой и языком теснейшим образом связана с европейским миром. История распространения индо-германского племени скрыта от нас во тьме веков, хотя сам факт такого взаимодействия никогда не вызывал и не вызывает у крупнейших ученых сомнений. В частности, Т. Моммзен в его фундаментальном труде по истории Рима, рассказывая о месте, откуда пошло расселение латинов (о их прародине), уверенно заметил: «Родиной индо-германского племени была западная часть Средней Азии; оттуда оно распространилось частью в юго-восточном направлении по Индии, частью в северо-западном по Европе… По некоторым признакам можно с известной точностью считать родиной индо-германского племени страны, лежащие вдоль берегов Евфрата». И тут, как видите, пути-дороги европейской, западной цивилизации так или иначе ведут на Восток. Другое дело, что между Востоком и Западом были, есть и остаются разделительные линии. Говоря о различиях внутри типов рас, Шубарт писал: «…линия раздела проходит через эти расы посредине: индусы и русские стоят по одну сторону ее, семиты, римляне, романские народы и германцы – по другую». Знаменательно, что он поставил в один лагерь, в один стан русских и индусов. Хотя я не рискнул бы объединять ряд семитов с германской расой.

Близость меж нашими народами уходит глубоко в тысячелетнюю толщу великого индо-арийского союзного братства. Понятны в этой связи слова Н. Рериха, когда он, говоря о результатах экспедиции в Индию, привезшей из тех мест орудия быта, одежду, головные уборы, прочие памятники культуры и искусства, а также корни речи, совершенно искренне утверждал, что все это было «так близко нашим истокам, во всем чувствовалось единство начального пути». К слову сказать, в России, в Петербурге, находится крупнейший в Европе буддистский храм, в котором ныне после реставрации воссоздан когда-то подаренный императору «буддистский рай».

Не исключено, что так называемые царские скифы, некогда обитавшие в степях Украины, представляли собой ариев. Их поток направился через Кубань к Среднему Приднепровью. Землю эту они заселили уже к концу III тысячелетия до н. э., считая Приднепровье землей обетованной. Арийское движение, во многом определившее судьбы человечества в I тысячелетии до н. э., описано во многих ведических гимнах, в том числе и Ригведе. Они же принесли с собой и язык. «Главное, они принесли в Припонтиду свой язык – базу знаний. Это так называемый ведический язык – то есть язык Ригведы, что «отложился» почти во всех языках Европы. Но больше и ярче всего сей мировой язык, база «нездешних знаний», как считает Каныгин, сказался на славянских языках, особенно украинском. «Я уже говорил, что насчитал до 600 украинских слов, одинаковых или очень похожих на санскритские»».

Индия – «наша мать»? Кто знает, возможно у нас действительно некогда был «один дом». Идея о некой общей прародине народов Евразии жива (и пока еще не опровергнута никем из серьезных ученых). Удивительны некоторые словесные параллели у русских и индийцев. Скажем, одно из русских выражений (в латинской транскрипции) звучит так: «To vash dom, etot nash dom», тогда как на санскрите это же выражение выглядит так: «Tat vas dam, etat nas dam». Индийская мудрость учит нас и тому, что в мире – одна правда и одна душа.

Н. Рерих. Матерь Мира. 1924 г.

Индия как никакая другая страна умела объединять Восток и Запад, различные религии и философии. Сюда устремлялись в их мыслях Гёте, Шопенгауэр, Эмерсон, Торо, Уитмен, Толстой, Элиаде. Здесь нашел пристанище Н. К. Рерих. Наконец, именно Индию избрал в качестве последнего значительного путешествия в жизни крупнейший русский антиковед М. И. Ростовцев (в одном из своих писем он признался, что Индия всегда его привлекала). Совершив визит в страну (1932), он ничуть не пожалел. «Даже один визит в Таксилу стоил того, чтобы мне, изучающему эпоху эллинизма, ее посетить». Впечатление, судя по всему, было исключительное.

Нищета на улицах вчерашней Индии. В. Верещагин. «Факиры»

Даже наши представления о будущем схожи. Среди них имеет хождение буддийская легенда о Будде будущего мира, что придет утвердить вечную любовь на земле. Легенда похожа на христианский миф о втором пришествии Христа. Возможно, чтобы приблизиться к идеалу развитого и высокогуманного строя, Индия и Россия должны идти рука об руку по дорогам истории, работать сообща, чтобы, говоря словами Кришны, «поддержать Вселенную».

Джавахарлал Неру

Вспомним слова Дж. Неру, сказанные им всего пятьдесят лет тому назад (1951): «Жизнь в Индии ценится дешево, а значит, она пуста, уродлива, убога и ей свойственны все ужасы, сопутствующие бедности. В Индии царит расслабляющая атмосфера, порождаемая множеством причин, как привнесенных извне, так и присущих ей внутренне, но в основном являющихся следствием бедности и нужды. У нас ужасающе низкий уровень жизни и высокая смертность. Промышленно развитые и богатые страны смотрят на слаборазвитые и бедные страны так же, как богатый человек смотрит на бедных и несчастных… Индия не бедная страна. Она в избытке наделена всем, что делает страну богатой, и однако народ ее очень беден. Она обладает замечательным и разнообразным культурным наследием, и ее культурный потенциал очень высок. Но ей не хватает новых достижений и атрибутов культуры. Это объясняется целым рядом причин, и прежде всего тем, что ее умышленно лишают всего этого. При этих условиях жизненная энергия народа должна преодолеть препятствия, стоящие на пути, и восполнить недостающее. Это и происходит в настоящий момент в Индии. Совершенно очевидно, что Индия обладает ресурсами, разумом, умением и способностями, необходимыми для быстрого развития». С тех пор минуло уже полвека.

Сегодняшняя Индия – совершенно другая страна, нежели та, о которой говорили 100, 50 или даже 25 лет тому назад. Индия меняется, и меняется довольно быстро. Мир признал ее успехи в экономике, информационной технологии, программировании и т. д. Индия смогла реализовать возможности глобализации и технологической революции: товары ее находят спрос на мировой арене, а ее рынки становятся притягательнее. Во многих университетах мира индийцы заняли ведущие позиции. По словам министра иностранных дел, успехи их индустрии уже создали и новый стереотип индийца – «как работаголика и компьютерного гения». В течение жизни следующего поколения (к 2020 г.) Индия станет лидером в целом ряде областей. Полагаю, что для столь серьезных заявлений у индийского правительства есть все основания.

Индийский спутник IRS-1C

Приведем примеры, подтверждающие обоснованность надежд на превращение страны в одного из технологических лидеров региона. Сегодня индийские специалисты (как и наши) стали едва ли не основными поставщиками специалистов по программному обеспечению в многие страны мира. Вот где сказалась прирожденная способность индуса к математике. В Индии существует к тому же большой резерв потенциальных программистов. Вот что писал по этому поводу американский специалист Фридман. В силу известных всем исторических обстоятельств многие программисты Индии получили англоязычное образование, а вместе с тем и возможность свободно общаться с Силиконовой долиной, центром компьютерных технологий в США. Будучи расположены на другом конце земного шара, американцы, которые ценят время больше денег, могли работать днем, а вечером по электронной почте посылая результаты своей работы индийским смежникам. Потом индийцы могли работать весь свой день и по электронной почте возвращать результаты в Америку. Сегодня город Банголор являет собой удивительное царство новых технологий («среди коров и хижин»).

Атомный реактор из России – стройка АЭС в Куданкуламе

Стоит отметить и еще одну важную черту в индийской инновационной культуре. Индусы оказались более других восприимчивы к так называемой «глокализации» (т. е. восприятию лучших инноваций, методик и правил всего мира и растворения их в своей культуре). В Индии такая «глокализация» происходит путем естественным вот уже несколько тысяч лет. Даже обстоятельство наличия различных религий (как и в России, большое мусульманское население, огромный христианский ареал) дает ей дополнительный шанс на синтез разных культур и цивилизаций. Помимо успехов в электронике Индия сегодня располагает самым большим количеством радирующих спутников в мире. Все спутники IRS, предназначенные для мониторинга территории и полезных ископаемых, а также окружающей среды, служат в основном для удовлетворения национальных нужд. Они дают возможность принимать обоснованные экономические и технические решения. В последнее время немалых успехов добились и самолетостроительные компании, что делают как собственные самолеты, так и модернизируют известные в Индии модели (в том числе наши МИГи). Во всяком случае, продажи и экспорт Hindustan Aeronautics Limited достигли ныне рекордных отметок. И это далеко не полный перечень.

Нас радует, что сегодня заметно оживились торгово-технические связи Индии с Россией. Так, в проекте Куданкуламской атомной элекстростанции на побережье штата Тамилнад ведущую роль играют поставки оборудования из России. Первый реактор станции будет вырабатывать энергию на год раньше срока, с марта 2007 г. Этот проект начинался еще в 1988 г., но распад Советского Союза затормозил строительство на долгие годы. Сегодня финансирование атомного проекта идет быстрыми темпами и составит в 2004–2005 гг. 20 миллиардов рупий. По новому соглашению российская сторона должна проектировать реакторы, поставить оборудование, осуществлять помощь специалистами и поставлять обогащенный уран в течение всего срока жизни реакторов. Американцы, построив два ядерных реактора в Тарапуре, отказали Индии в поставке обогащенного урана. На этой важнейшей стройке работает в основном молодежь Индии (средний возраст инженера – 36 лет, рабочих – 23 года).

Конечно же, в такой огромной стране с населением свыше миллиарда человек имеются и серьезные проблемы. Это прежде всего огромный резерв молодежи (свыше 555 миллионов индийцев моложе 25 лет, 340 миллионов детей младше 15 лет и 60 процентов населения Индии моложе 34 лет), которая хотела бы найти свое место в преуспевающем мире. Увы, далеко не все они смогут достичь заветной цели. Важной проблемой стал сохраняющийся дефицит в торговле с Соединенными Штатами Америки (15 млрд долларов). Руководство страной волнует и то, что наиболее успешными отраслями, давшими наибольший прирост, является все же производство жемчуга и драгоценных камней, то есть сырьевая отрасль.

У Индии долгий путь. И как справедливо заметил С. Радхакришнан, «в долгом шествии веков проступает определенная настойчивость характера, упорное стремление ничего не утратить. Сталкиваясь с новыми культурами или с быстрым прогрессом знаний, индийцы не поддаются минутному искушению, крепко держатся за свои традиционные верования, перенося, насколько это возможно, новое в старое. Этот консервативный либерализм является тайной успеха индийской культуры и цивилизации». Рекомендуем и мы не забывать советов богов, не лишать себя прелестей любви, всех красот и мудрости индийских поэм, образов и мифов, что буквально усыпаны гирляндами мыслей. Народный фольклор мира вышел из мифа. Так, в великом памятнике индийской литературы «Махабхарате» сказано:

Так слово предания – лучшее слово,

Источник познания, правды основа.

Спросите у суты, – расскажет

о многом

Красивым, певучим, размеренным

слогом.

Думаю, мы вправе согласиться и с тем, что история великих цивилизаций настолько богата, что одной лишь науке никак не под силу раскрыть, тем более описать ее красочные особенности. Как однажды заметил Н. К. Рерих: «…Помимо историков пишется другая история мира».

И пишется та история усилиями великих деятелей культуры, искусства, как и тех мудрых политиков, что, подобно богу грома и молнии Индре, главе богов ведийского пантеона, куют мощное оружие (в науке, культуре, образовании, технике, вооружении), чтобы выйти на битву во главе воинства дэвов (богов) против извечных своих врагов асуров (демонов). Знаменательно, что первый русский танк (из тех 300 танков Т-9 °C), что придут в Индию, носит название «Бхишма», по имени знаменитого воина их эпоса «Рамаяна». В марте 2004 г. русские на кораблестроительной верфи «Севмаша» в Северодвинске передали военно-морскому флоту Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». И хотя еще четыре года потребуется на ремонт и полную модернизацию корабля, но после вступления в строй корабль станет ударной силой флота Индии, наряду с фрегатами типа «Табар» и другими.

Военный корабль России для Индии – «Адмирал Горшков»

И вообще Индия – наш самый старый, надежный военный партнер («привилегированный партнер», как выразился В. Путин). Вот уже 45 лет она покупает русское оружие (ныне им оснащено около 70 процентов индийской армии). Хотя, разумеется, и для России индийский рынок, куда мы продаем на 5 млрд долларов вооружений (то есть примерно треть продаж нашей военной техники), имеет огромное значение. Ведь великая Индия – наш глобальный партнер не только в настоящем, но и в будущем. Премьер-министр Индии г-н М. Сингх верно очертил в «Российской газете» перспективы наших отношений: «Отношения между Индией и Россией носят характер стратегического партнерства, которое служит прочной основой как для двустороннего взаимодействия, так и для объединения усилий на международной арене по созданию нового мирового порядка…» Надо смотреть дальше, в будущее нашего стратегического партнерства. А оно, в частности, требует и углубления наших торгово-экономических отношений, и создания оптимальных условий для взаимных инвестиций в экономики двух стран, и совместных крупных научно-технических проектов. Индия и Россия – это две крупные растущие экономики, обладающие широкой базой для дальнейшего роста. «Традиционные сферы взаимной торговли мы хотели бы пополнить высокими технологиями – информационными и биотехнологиями, банковскими и финансовыми услугами. Чрезвычайно важным компонентом… взаимодействия является (и) энергетика. Индия и Россия наладили долгосрочные и взаимовыгодные контакты в сфере военно-технического сотрудничества. Оно будет впредь укрепляться благодаря совместным проектам по разработке и производству новых систем вооружения. Мы рассчитываем на дальнейшее расширение сотрудничества в деле мирного использования ядерной энергии и освоения космоса». Пока нет соглашения о защите интеллектуальной собственности между странами, но, думаю, скоро это соглашение будет подписано. Когда в российской власти будет больше умных голов, та научится ценить и собственных великих ученых и инженеров.

Видимо, недалек тот великий день, когда Россия перейдет от планов создания совместных вооружений к созданию единой всеевразийской системы военной безопасности, основу которой составят мощные вооруженные силы России, Китая, Индии, Средней Азии, Кореи, Вьетнама, Ирана, Ирака. Полагаю, это необходимо, если учесть ту откровенно враждебную политику, которую проводят в отношении России НАТО и США. Старый враг России, З. Бжезинский в 1993 г. сформулировал совершенно недвусмысленно стратегию Америки на XXI век: «Если Америка желает контролировать мир, – а она этого желает, она должна установить главенство над Евразией, особенно над «Западной периферией» (Евросоюз) и над ее сердцевиной (Россия), Ближним Востоком, Центральной Азией и над нефтяными запасами, которые там имеются». А некто Каглер из «РЭНД-корпорейшн» (мозговой центр Минобороны США) призвал реализовать стратегию «уничтожения всяких предпосылок существования независимого автономного евразийского геополитического пространства», установления над Евразией американского контроля. Эта стратегия была закреплена и в пентагоновском «Руководстве по оборонному планированию», утверждена и одобрена бывшим и нынешним руководством США. Недавние события на Украине лишний раз показывают нам, что вокруг нас создается уже не «санитарный кордон», а военные плацдармы для нападения на «дружественную» и «партнерскую» Россию. Все это будет дополнено и их экономической удавкой. Комиссар единого рынка ЕС Ф. Болкенстайн (с предельной откровенностью и цинизмом) заявил: Молдавия, Беларусь и Украина должны будут играть роль «охранников в зоне», изолировав Европу от России (?!). В этой связи наша политика последних 25 лет оставляет желать лучшего, хотя есть перемены к лучшему.

Премьер-министр Индии доктор М. Сингх

Конечно, у русского человека нет той смелости, которая присуща европейцу или янки, что сочтут нетрудным, даже «пустяковым делом» проникновение в тайну и глубины индийской мудрости. Мы никогда не сможем заявить, подобно П. Валери: «Дайте мне перо и бумагу – и я сочиню вам учебник истории или священный текст, подобный Корану и Ведам». Равно мы не станем уверенно утверждать, что Будда и Христос проповедовали в одних и тех же местах, что река Инд течет вокруг Рая, что индийцы в Бенгалии живут 300–330 и более лет и т. д. Может быть, причиной тому наша природная скромность и близость к мудрой Азии. Н. К. Рерих писал в «Азии»: «Прозорливый поэт уже воскликнул: «Да, азиаты мы». Как же …не азиаты (мы), когда сокровищница русская, вся Сибирь, неизведанная, сохраненная, занимает большую часть Азии, в чем уже никто не будет сомневаться. К сердцу Азии потянуло (нас. – В. М .) уже давно, можно сказать, от самых ранних лет. Имена Пржевальского и Потанина уже давно стали магнитами. Весь эпос монгольский, уже не говоря о сокровищах Индии, всегда привлекал». Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были для нее гораздо важнее, нежели западники старались это представить… «В семье нашей сама судьба складывала особые сношения с Азией». Сказанные им слова многократно подтверждены историей наших связей с Востоком.

С. Рерих. Портрет Н. К. Рериха

Не скроем, нам хотелось бы, чтобы российской правящей элите хватило ума еще теснее связать политику России и Индии, всерьез задумавшись о будущем цивилизации… Ведь и мы как народ, видимо, вышли из ариев. Поэтому нас все время влечет в глубины арийского космоса. Индия сумела достойно воплотить в жизнь свой идеал – «Единство в многообразии».

Но мы убеждены, что Россия и по сей день глубоко чуствует это великое духовное влияние Индии, и что на некогда заданный поэтом К. Бальмонтом (риторический) вопрос: «Я знаю, что Брама умнее, чем все бесконечно-именные боги, но Брама – Индиец, а я – Славянин. Совпадают ли наши дороги?» – новые поколения русских и славян ответили бы утвердительно.

В религиозных чаяниях индуса и русского, конечно, есть своя специфика. Шлейермахер писал: каждая религия обладает своеобразной формой лишь в силу определенного способа и характера чувств народа, а потому, утверждал он, «у христиан не может встречаться тот характер религиозного чувства, который найдете у турок и индусов». Но веры наши близки. Россию индусы воспринимают как страну высокой культуры, как «страну риши» («страну мудрецов»).

Хотелось бы, чтобы правители России чаще следовали логике и заветам великого Махатмы Ганди, главным желанием которого было «осушить все слезы на всех глазах». Возможно, стоило бы кое-что перенять и из практического опыта жизни, мудрости и даже метода обучения Ганди.

Н. Рерих. Огни на Ганге. 1947 г.

Однажды один молодой американец, пожелавший научиться у великого гуру уму-разуму, провел с Ганди почти весь день, надеясь узнать нечто сокровеннное. Ганди только убирал с тропинки, по которой оба они гуляли, нечистоты. Наконец, не выдержав, молодой человек воскликнул: «Вы будете учить меня?» На что Ганди спокойно возразил: «Я все время учу тебя; может быть, ты не слушаешь». Хорошо бы, если бы и политические лидеры России прислушивались к совету индийского мудреца. Пока наш президент не уберет с дороги все «нечистоты ельцинизма», никакого решительного движения вперед не будет. В частности, стоило бы внять и другой ведической истине: «Пусть твой пример говорит больше, чем твои слова. Преобразуй себя и будь тем, какими ты бы хотел видеть других. Практикуй то, что ты проповедуешь». Иные бессовестные вожди охотно готовы обещать народу все, что угодно, самую распрекрасную жизнь, оставляя его в нищете десятилетие за десятилетием. Однако сами при этом наслаждаются немыслимым богатством и благами. Поэтому иных из них давно надо было бы без малейшего сожаления сбросить в пропасть, как сбросили туда правителя Чампавата индусы, оскорбленные его жадностью, подлостью и жестокостью.

Индира Ганди

Попытка разделить современную цивилизацию на «Запад» и «Восток» выглядит все более нелепо. Дж. Неру вообще говорил, что не понимает употребления слов Восток и Запад, разве что только в том смысле, что Европа и Америка – это индустриальные нации, а Азия является отсталой в этом отношении. Но уже к середине XX века многие из этих представлений уже явно устарели, и тем более выглядят полнейшим анахронизмом в XXI в. Все страны мира самобытны, великолепны, как на востоке, так и на западе.

Сегодня Индия совершенно иная страна, обладающая развитой экономикой, высокой культурой, передовой наукой, могучей армией, мощным оружием. Однако есть острые проблемы. Свыше 100 млн неприкасаемых. Бедность огромного числа людей, заработок коих в год не превышает 300 долларов, ставит перед страной серьезные проблемы, как и перед Россией. Дают о себе знать и религиозные распри, что нет-нет да и вспыхнут очередным расово-религиозным конфликтом. В стране, где ненасилие стало официальной философией, ни Брахма, ни Будда, ни Шива, ни Кришна, ни миллионы паломников не смогли привести людей к согласию и единству с помощью религии, образования, науки и литературы. Всем ясно, что до примирения народов и их обновления «на истинных началах Христовых», или началах индуизма, как мы не раз убеждались, еще очень и очень далеко. События, потрясшие Юго-Восточную Азию во время удара цунами по территории Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Бирмы, еще раз показали, что миру нужно больше задумываться о своем будущем существовании. Оно ненадежно и может прерваться в любую минуту. Все же радует, что в трудный час люди идут на помощь, проявив благородство и человечность.

Дети из Шри-Ланки, спасенные русскими

По силе, мощи и уникальности есть еще одна цивилизация, которая вызывает у русских людей неподдельный, огромнейший интерес. Этот гигант, с каждым десятилетием, чуть ли не с каждым годом наращивающий свою мощь, вынуждает всех смотреть с изумлением на «чудо Поднебесной». В нашем сравнительном описании хода человеческой истории стоит привести слова современного китайского писателя и историка Юй Цию, который, пройдя накануне третьего тысячелетия по развалинам древнейших цивилизаций Египта, Греции, Палестины, Израиля, Индии, Непала, произнес слова во многом глубоко верные: «Глядя на то, что осталось от цивилизаций, которые процветали вокруг тысячи лет назад, я думал, что все места эти имели когда-то свой цивилизационный пик, сегодня же они – не более чем реликвии, которые просто растаскиваются посетителями… А вот пятитысячелетняя история и цивилизация Китая продолжается и по сей день». Обратим свой взор на Китай.

Гигантские фигуры Будды (25 м) и бодисатв в известняковых пещерах «Драконовых врат» (недалеко от Лояна). Династия Тан

Две эти великие страны являются нашими ближайшими соседями. Если позволить себе применить к ним давнюю схему мира, стоящего на трех китах или слонах, то Китай, Индия и Россия как раз и выступают такого рода основополагающими сущностями земного шара. Между этими странами долгое время отсутствовали какие-либо постоянные контакты (из-за невозможности коммуникаций через Гималаи и Тибет, тогда еще совсем не заселенных и бездорожных). О торговых контактах между Индией и Китаем в древности нет сведений. Распространение тайного учения Вед еще менее вероятно, чем доставка реальных товаров (нефрита, шелка и т. д.). Но вот факт проникновения буддизма в Китай и Японию говорит об общности культур юго-восточной цивилизации. Приведем слова из книги Кеннета Ченя. «Упадок буддизма в Китае за последние несколько столетий не должен заслонять от нас того факта, что, когда эта религия пользовалась престижем и популярностью, она оказывала многостороннее влияние на китайскую культуру и оставила неизгладимый отпечаток на всей жизни китайцев. Неоконфуцианство было стимулировано в своем развитии рядом буддийских идей. Некоторые черты даосизма, такие, как канон и пантеон, были переняты у буддизма. Многие слова и выражения в китайском языке восходят к терминам, пришедшим (к ним) с буддизмом. В области астрономии и календаря, а также в медицине китайцы получили многое от индийских буддийских монахов. Наконец, и это самое важное, на религиозную жизнь китайцев оказали глубокое воздействие доктрины и обычаи, пантеон и ритуалы, пришедшие в Китай с этой индийской религией». И хотя история буддизма в Китае полна драматических страниц (на китайских буддистов не раз, как пишет С. Серебряный, обрушивались карающая рука власти, гнев народного мятежа и глубокое недовольство ряда китайских интеллектуалов), учение Будды оставило свой след. Вероятно, все-таки есть нечто схожее в этнопсихологических типах китайца и индуса, что делает их в чем-то близкими (как черты Пань-гу, первопредка, первого человека на земле в древнекитайской мифологии, и Вират-Пуруши, первопредка или первочеловека в мифах индусов). Оба этих любимейших героя бессмертны, как бессмертны и культуры двух крупнейших народов Земли.

Чайтья в Карли

Литература

«История Иудейской войны» Иосифа Флавия . Древнерусский перевод. Т. I. М., 2004.

«Россия без Православия или мир без России?» // Русь Державная, N№ 2, 2005. С. 3.

Абрашкин А. А. Предки русских в древнем мире. М., 2002.

Абрашкин А. А. Русь Средиземноморская и загадки Библии. М., 2003. С. 11, 300.

Абу Рейхан Бируни. Индия / Изд. подготовили А. Халидов, Ю. Завадовский, В. Эрман. М., 1995.

Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие Блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2002. С. 395.

Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э. / От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 7–9.

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

Аккерман Д. Любовь в истории. Ларю Дж. Секс в Библии. М., 1995. С. 300–301.

Александровский Г. Летопись, собираемая по слогам // Наука и жизнь, N№ 1, 2001.

Аллегро Дж. Сокровища медного свитка. М., 1967.

Ал-Мухтар ал-Максиди. Арабские источники X–XII вв. Т. II. М. – Л., 1965. С. 21.

Альбедиль М. Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

Альбедиль М. Ф. Индуизм: творящие ритмы. СПб., 2004.

Амусин И. Д. «Народ Земли» / Древние цивилизации. Т. I. М., 1997. С. 523–525.

Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961.

Андросов В. П. Буддизм Нагараджуны. Религиозно-философские трактаты. М., 2000.

Античная мифология. Энциклопедия. Сост. К. Королев. М. – СПб., 2004.

Апокрифические апокалипсисы / Статья и комм. М. Витковская, В. Витковский. С.? П., 2000. С. 35.

Арабская любовная лирика. Стихи. Перевод с арабского. М., 1974. С. 81.

Арсентьева А. В., Михайлова С. Ю. История науки. Учебное пособие. Чебоксары, 2003.

Артхашастра, или Наука политики. М., 1993. С. 284.

Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет. СПб., 2001. С. 174–178.

Архипелаг в океане. Православие в мусульманском мире. М., 2001. С. 86.

Афиногенов Д. Е. Завет и царство (Историософия Афраата) / Древние цивилизации от Египта до Китая. М., 1997, С. 565, 567, 575.

Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990. С. 107.

Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. С. 176, 180.

Байер Х. Ф. Иисус и Иуда в истории у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца. Екатеринбург. 1998. С. 40.

Бальмонт К. Стихотворения. Переводы. Статьи. М., 1980. С. 119.

Баррет Э. А. Калигула. М., 1999. С. 317, 322, 326.

Бейкер Дж. Константин Великий – первый христианский император. М., 2004.

Белоусов Р. Из родословной героев книг. М., 1974. С. 146–150.

Белоусова Т. Тайна Хамбо-ламы // Совершенно секретно, N№ 3, март 2005. С. 35.

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 76–81.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 155.

Бердяев Н. Н. Судьба еврейства / Тайна Израиля. СПб., 1993. С. 309.

Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М., 1936.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С. 37.

Библейские мотивы. Ветхий Завет. От сотворения мира до царствования Давида. Т. I. М., 1991.

Библия. Ветхий и Новый Заветы. Лондон, 1968.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Лондон, 1968.

Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. М., 1991.

Блаженный Августин. Против академиков / Перевод и комментарии О. В. Головой. М., 1999. С. 85, 109.

Блок М. Загробная жизнь царя Соломона / Одиссей. Человек в истории. Слово и образ в средневековой культуре. М., 2002. С. 243, 244, 245, 247.

Блох И. История проституции. М., 1994. С. 84.

Бод Пьер-Мади. Христианство. М., 2003.

Бокль Г. Т. История цивилизаций. История цивилизации в Англии. Т. I. М., 2000.

Бонгард-Левин Г. Индийская кулдьтура в творчестве К. Д. Бальмонта. / Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. Перевод К. Бальмонта. М., 1990. С. 19–20.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 198–200.

Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.

Борхес Х. Л. Письмена Бога. М., 1992. С. 311.

Боссюэ Ж. Разговор с дофином о всеобщей истории. М., без года. С. 250–251.

Бренье Ф. Евреи и Талмуд. Париж, 1928.

Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. Т. I. М., 2002.

Брюсов В. Собрание сочинений в 7-и томах. М., 1973.

Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 71.

Бувье-Ажан М. Атилла. М., 2003. С. 27–28.

Будда, Конфуций, Савонарола, Торквемада, Лойола. СПб., 1993.

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. М., 1995. С. 54, 65.

Буддийская философия в средневековой Японии / Отв. редактор Ю. Б. Козловский. М., 1998. С. 61, 87.

Буркхард Я. Век Константина Великого. М., 2003.

Буслович Д. С., Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические сюжеты в произведениях искусства. Л., 1971. С. 254–255.

Вавилонский талмуд. Трактат Бава Меция. Москва—Иерусалим, 1995.

Валери П. Об искусстве. М., 1976. С. 190.

Василиадис Н. Библия и археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 407.

Васильев В. П. Буддизм. Т. I. СПб., 1857.

Васильев Л. С. История Востока. Т. II. М., 1993. С. 29.

Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша. М., 2001.

Ватсьяяна Малланага. Кама-сутра. Трактат об искусстве любви. М., 2005.

Вебер Г. Курс всеобщей истории. История древности. Т. I. М., 1860.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 315–317.

Вебер М. Религия и социальный статус / Религия и общество. Часть I. М., 1994.

Вейнберг И. П. Рождение истории. М., 1993. С. 125.

Вейнберг И. П. Древнееврейское государство: идея и реальность / Государство на Древнем Востоке. Сборник статей. Под ред. Э. Грантовского, Т. Степугиной. М., 2004.

Вейнберг И. Р. Постижение истории. М., 1993. С. 155.

Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону, 1998. С. 476.

Вейс Г. История цивилизации. Классическая древность до IV в. Т. I. М., 1998.

Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909.

Велльгаузен Ю. Израильско-иудейская религия. М., 1903.

Верещагин Е. М. Библеистика для всех. М., 2000. С. 42–43.

Веселовский А. Н. Мерлин и Соломон. М., 2001.

Ветхий Завет. Пер. с древнееврейского. Притчи. Книга Екклесиаста. Книга Иова. М., 2000.

Винклер Г. Вавилонская культура. М., 1913. С. 155.

// Власть и политики, N№ 4, 2004. С. 36–39.

Волков А. В. Загадки Финикии. М., 2004.

Волков А., Непомнящий Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. М., 2004.

Вольней. Избранные атеистические произведения. М., 1962.

Всеобщая история искусств. Т. I. Искусство древнего мира. Ред. А. Чегодаев. М., 1956.

Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2001. С. 19.

Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан—Москва, 1992.

Гарнак А. Сущность христианства. М., 1906. С. 35, 42.

Гарни О. Хетты. Разрушители Вавилона. М., 2002. С. 240–243.

Гаряев П. П. Волновой генетический год. М., 1997. С. 6.

Гачев Г. Образы Индии. М., 1993. С. 181–182.

Гегель В. Ф. Г. Эстетика. В 4-х томах. Т. IV. М… 1973. С. 293–294.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 179, 192, 196.

Гегель Г. В. Ф. Философия религии в 2-х томах. Т. I. М., 1976.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 283.

Геродот. История в 9-и книгах. Л., 1972.

Гессе Г. Сиддхартха. Минск, 1990. С. 56.

Гессен Ю. История еврейского народа в России. Москва-Иерусалим, 1993. С. 48–49.

Гёте И. В. Собрание сочинений в 10-и томах. Т. X. М., 1980. С. 326.

Гёте И. В. Собрание сочинений в 10-и томах. Т. III. М., 1976. С. 108, 109, 117, 118.

Гёте И. В. Собрание сочинений в 10-и томах. Т. I. М., 1975. С. 239.

Глушкова И. П. Индийское паломничество. М., 2000. С. 14, 104, 109.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 72–74.

Гнедич П. П. История искусств в 3-х томах. Т. I. М., 2004. С. 270–271.

Гнедич П. П. История искусств. Т. I. М., 2004. С. 304–307.

Гольбах П. Галерея святых. М., 1937. С. 80–81, 83.

Гольбах П. Карманное богословие. М., 1959.

Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. Т. II. М., 1990. С. 6.

Грант М. Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи. М., 2003. С. 13, 130, 131.

Грант М. История Древнего Израиля. М., 1998. С. 158.

Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998. С. 141–142.

Грей Дж. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных. М., 2003. С. 56–57.

Гринберг Г. Тайны Моисея. Африканское происхождение израильтян. М., 2002.

Грозный Б. Хеттские народы и языки. // Вестник древней истории, N№ 2 (3).

Губарева М. В., Низовский А. Ю. Сто великих храмов мира. М., 2001. С. 75–86.

Гудзь-Марков А. В. Индоевропейцы Евразии и славяне. М., 2004. С. 6–7, 16, 18.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. М., 2002. С. 130–140.

Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. С. 59–63.

Гюнтер Г. Избранные работы по расологии / Пер. с нем. А. М. Иванова. М., 2002.

Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967. С. 482.

Дерош-Ноблькур К. Тутанхамон – сын Осириса. М., 2003. С.204.

Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2001. С. 75.

Диль Ш. По Греции. Археологические прогулки. М., 1913. С. 58–59.

Дойель Л. Завещанное временем. Поиски памятников письменности. М., 1980.

Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С. 37–38.

Древнекитайская философия. Т. I. М., 1972. С. 153–154.

Древние мифы Индии. М., 1975. С. 195.

Древняя история К. Ф. Беккера / Обработка В. Мюллера. Ч. I. СПб., 1890.

Дрюмон Э. Еврейская Франция. Краснодар, 2001. С. 25–28.

Дубнов С. М. Краткая история евреев. М., 1996.

Дхармашастра Нарады / Пер. с санскр. А. Вигасина и А. Самозванцева. М., 1998.

Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. М., 2001.

Дюрант В. История цивилизации. Цезарь и Христос. М., 1995.

Дюринг Е. Еврейский вопрос как вопрос о расовом характере и о его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру. М., 2003. С. 95.

Евагрий Схоластик. Церковная история. Книги III–IV. СПб., 2001. С. 193–194.

Евангелие детства / Апокрифы древних христиан. М., 1989. С.142–145.

Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв. / Под ред. В. Н. Захарова. П., 1998. С. 159, 173.

Евреи в России. Историографические очерки. Москва—Иерусалим, 1994. С. 187.

Евреи. История по Брокгаузу и Бухарину. М. – СПб., 2003.

Еврейская ксенофобия // Новая книга России, N№ 1, 2005. С. 34–37.

Еврейская энциклопедия / Главные ред. Ицхак Орен, Михаэль Занд. Иерусалим. Т. I. 1976. С. 146–147.

Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. VIII. М., 1993. С. 296–297.

Евсеева Л. М. Западные источники двух таблеток XV в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря / Россия и христианский Восток. Выпуск II–III. М., 2004. С.72–74.

Елагин В. Царь Соломон и его жены. М., 1998. С. 416.

Епископ Кассиан. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.

Законы Ману. М., 1992. С. 174.

Замаровский В. Их величества Пирамиды. М., 1986. С. 354.

Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998. С.155–157.

Зелинский Ф. Ф. Из истории идей. Т. II. М., 1995. С. 357.

Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999.

Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. С. – П., 1995. С. 255.

Зельин К. К. Хетты и хеттская культура // Исторический журнал, N№ 3–4, 1937.

Зотов А. И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М., 1979.

Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988. С. 7, 48.

Игумен Иларион (Алфеев). Христос – победитель ада. С. – П., 2001. С. 61.

Иеромонах Даниил. Православный Кипр // Новая книга России, N№ 3, 2004.

Избранные жития святых (III–IX вв.). М., 1992. С. 6, 125.

Иисус Христос в документах истории / Сост. Б. Г. Деревенский. СПб., 1999.

Илларионов В. Синедрион и Кесарь против Иисуса Христа. М., 2003.

Иллюстрированная история религии в 2-х томах / Под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей. Т. II. С. 21–26.

// Индийский вестник, N№ 3, 2004. С. 4–8.

// Индийский вестник, N№ 4, 2004. С. 2, 9.

Индия. Перспективы. Апрель. 2004.

Индия. Перспективы. Май. 2004. С. 41–43.

Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. М., 1997. С. 188.

Иоанн Златоуст. Против иудеев. М., 1998. С. 5.

Иосиф Флавий. Иудейская война. Орел, 1991. С. 249–250.

Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с древнегреческого. Москва—Иерусалим, 1993.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. I, II. М., 1996.

Исаева Н. В. Слово, творящее мир. М., 1996. С. 126, 127, 171, 172.

Историография истории Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. С. – П., 2002.

История XIX века / Под ред. профессоров Лависса и Рамбо. Т. V. М., 1938.

История Востока в 6-и томах. Т. III / Под ред. Р. Б. Рыбакова. М., 1999.

История Востока. Восток в древности / Под ред. Р. Б. Рыбакова. Т. I. М., 1997.

История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. М., 2004.

История Древнего Востока / Под ред. проф. В. И. Кузищина. М., 1999.

История Древнего Востока / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Ч. II. М., 1988.

История еврейского народа / Под ред. Ш. Эттингера. Иерусалим-Москва, 2002.

История и культура Древней Индии. Тексты / Сост. А. Вигасин. М., 1990.

История письма. Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней. СПб., 2002.

История религии в 2-х томах / Под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей. Т. I. М., 1992.

История человечества. Восточная Азия и Океания. Индийский океан. Т. II. М., 1896.

История человечества. Всемирная история / Под ред. Г. Гельмольта. Т. III. С. – П., 1904.

Йог Рамачарака. Основной курс философии йогов. М., 2004; Могущество мысли. М., 2004.

К благодатному огню. Путешествие в святую Палестину / Под ред. С. А. Лыкошина. М., 2002. С. 8.

Калашников В. И. Атлас тайн и загадок. М., 2001. С.138–139.

Камасутра. О способах возлежания. СПб., 2000. С. 116, 118, 120, 122.

Каниткар В. П., Коул У. О. Индуизм. М., 2001.

Кант И. Спор факультетов. Калининград, 2002. С. 90–92.

Каныгин Ю. М. Путь ариев. Украина в духовной сокровищнице человечества. Киев, 2003. С. 94.

Каптерева Т. Испания – история искусства. М., 2003. С. 26–27.

Кареев Н. И. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 35–36.

Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М., 1993. С. 600.

Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.

Каутский К. Сущность христианства. М., 1990. С. 47, 144.

Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977.

Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. С.31.

Книга Мормона. Новые свидетельства об Иисусе Христе. Солт-Лейк-Сити, 1988.

Книга о Владимире Соловьеве / Сост. Б. Аверин и Д. Базанова. М., 1991. С. 153.

Книга притчей Соломоновых. М., 2002. С. 130.

Ковельман А. Б. Толпа и мудрецы Талмуда. Москва-Иерусалим, 1996.

Комелова Г., Уханова И. Сплит. Дубровник. М., 1976. С. 88.

Корнелий Тацит. Сочинение в 2-х томах. Т. I. Л., 1969. С. 298.

Корниль К. Пророки / Под ред. Н. М. Никольского. М., 1915.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1975, С. 337–338.

Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1977. С. 176–177.

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965. С. 169.

Краткая еврейская энциклопедия / Под ред. Ицхак Орен и М. Занда. Т. I, II, IV, V. Иерусалим, 1976.

Крашенинников В. Л. Индия не забудет. М., 2003.

Крашенинников М. Римские муниципальные жрецы и жрицы. С. – П., 1891. С. 118–119.

Кремона К. Августин из Гиппона. Разум и вера. М., 1995.

Крылатые слова и афоризмы А. С. Пушкина. М., 1999, С. 111.

Кузьмин А. Г. Мародеры на дорогах истории. М., 2003. С. 174–175.

Кхмерские мифы и легенды. М., 1981. С. 5, 99.

Кюмон Фр. Мистерии Митры. СПб., 2000. С. 262–265.

Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000. С. 74, 96, 125.

Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972. С. 467.

Лактанций. О смертях преследователей. СПб., 1998.

Лафарг П. Религия и капитал. М., 1937. С. 59–61.

Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства. СПб., 2003.

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. I. М. – Л., 1958. С. 157.

Ливрага Х. Фивы. М., 2002. С. 30.

Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957.

Лисовой Н. Паломничество в Святую Землю игумена Даниила // Православный паломник, N№ 1, 2003. С. 58.

Лисовой Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX – начале XX вв. / К благодатному огню. Путешествие в Святую Палестину. Отв. редактор С. А. Лыкошин. М., 2002. С. 197–201.

Лисовой Н. Сердце, вместившее Восток // Православный паломник, N№ 5, 2004.

Литвинский Б. А. Индия и Центральная Азия / Азия – диалог цивилизаций. СПб., 1996. С. 156–158.

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С. 244.

Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986.

Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 232–234.

Лурье С. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. П., 1922.

Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994.

Львов С. Л. Альбрехт Дюрер. М., 1976. С. 131–132.

Лэмб Г. Бабур-Тигр: великий завоеватель Востока. М., 2002. С. 393, 403.

Магидович В. И., Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. М., 2003. С. 80–81.

Макаренко В. В. Откуда пошла Русь? Новая география Древнего мира. М., 2003.

Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Книга I. М., 1994. С. 167.

Макарий. Поведение древних христиан в отношении к язычникам или примеры благочестия среди соблазнов. Ростов-на-Дону, 1996. С. 64–65.

Максутов В. П. История Древнего Востока. Т. I. М., 1905. С. 613–614.

Марина Цветаева. Сочинения в 2-х томах. Т. I. М., 1980. С. 275.

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 98.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. I, IX, XX, XXVIII, XXXXI.

Марцеллин А. Римская история. СПб., 2000. С. 96.

Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003.

Матвеев К., Сазонов А. Пять жизней древней Сури. М., 1989. С. 74–81.

Махабхарата. Рамаяна / Перевод с санскрита. М., 1974.

Менар Р. Мифология в древнем и современном искусстве. Минск—Москва, 2000.

Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. Т. I, II. М., 1991.

Мень А. История религии. Вестники царства Божия. Т. V. М., 1992. С. 121, 123, 137.

Мень А. Сын человеческий. М., 1991. С. 90.

Меньшиков М. О. Выше свободы. Статьи о России. М., 1998. С. 26–27.

Меняйлов А. А. Понтий Пилат: психоанализ не того убийства. М., 2002. С. 628.

Мережковский Д. С. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. II. М., 1990.

Мережковский Дм. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М., 1991.

Мещерский Н. А. История «Иудейской войны» И. Флавия в древнерусском переводе. М., 1958.

Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Т. III. М., 2002. С. 53–54.

Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева. Т. II. М., 1988. С. 124–125.

Моисей. Жизнь, учение, мысли, афоризмы / Сост. В. Юрчук. Минск, 2003.

Мокеев Г. Отец городов русских // Новая книга России, N№ 7, 2003. С. 46.

Моммзен Т. История Рима. Т. I. М., 1936.

Мордовцев Д. Л. Ирод. Тень Ирода. Ставрополь. 1993. С. 130–132.

Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. Иерусалим, 2003.

Мудрость тысячелетия. Энциклопедия / Сост. В. Балязин. М., 2004. С. 30, 33, 37.

Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995. С. 46–47.

Наговицын А. Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000. С. 348.

Назаров М. В. Тайна России. Историософия XX века. М., 1999. С. 578–579.

Найдис Д. Библейская правда. М., 2003.

Написано, и Писание сбылось. Общество по распространению ивритских писаний. Англия. С. 4. // Наука и религия. Июнь, N№ 6, 1991.

Нерлих Г. Ганг течет дальше. М., 1962.

Неру Дж. Взгляд на всемирную истори. Т. I, II. М., 1975.

Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.

Нефёдов С. А. История древнего мира. М., 1996. С. 297–298.

Низовский А. Ю. Древний мир. М., 2001. С. 50–51.

Низовский А. Ю. Сто великих археологических открытий. М., 2002.

Низовский А. Ю. У истоков мировых религий. М., 2002. С. 286, 291.

Николай Рерих. Зажигайте сердца / Сост. И. М. Богданова-Рерих. М., 1975. С. 81, 82.

Никольский Н. Древний Израиль. М., 1913. С. 118, 121, 124.

Никольский Н. М. Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история / Происхождение Библии (по истории библейской критики). Ветхий Завет. М., 1964.

Никольский Н. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. М., 1947.

Николюкин А. Н. Розанов. М., 2001. С. 468–471.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. II. М., 1996.

Ницше Ф. Ценность европейской культуры. М., без года. С. 112–114.

Новая история Индии / Отв. ред.: К. Антонова, Н. Гольдберг, А. Осипов. М., 1961.

Носенко Т. Три лика Иерусалима // Восточная коллекция. Зима 2001. С. 38–39.

Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Русь-Орда на страницах библейских книг. М., 1998.

Нравы первых христиан // Новая книга России, N№ 7. 2003. С. 55–56.

Осипов А. И. Стяжание духа святого – цель христианской жизни / Русская Православная церковь // Церковный вестник, N№ 13–14, июль 2003. С. 12–13.

Осипов Ю. М. Агиографические сюжеты в интерьере буддийских храмов Лаоса / Востоковедение. Выпуск 36. Отв. редакторы А. Искоз-Долинина и В. Касевич. СПб., 1998.

От берегов Босфора до берегов Евфрата / Перевод, предисл. и коммент. С. Аверинцева. Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1987.

Павел Орозий. История против язычников. Книги VI–VII. СПб., 2003. С. 6–9.

Панас Г. Евангелие от Иуды. Апокриф. М., 1987.

Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1991. С. 30–31.

Парнов Е. И. Боги лотоса: критические заметки о мифах, верованиях и мистике Востока. М., 1980. С.110.

Петров М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М., 2004.

Петухов Ю. Д. Русы Древнего Востока. М., 2003.

Пигулевская Н. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976; Культура сирийцев в Cредние века. М., 1979.

Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. С. – П., 2000. С. 3–7.

Пилат Б. В. Ирод Великий. М., 1999.

Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911. С.16.

Плеханов Г. Ф. Тайны телепатии. М., 2004. С. 88–89, 341–342.

Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. С. – П., 2000.

Порудоминский В. Николай Ге. М., 1970. С. 225–229.

Поэзия и проза Древнего Востока / Под ред. И. Брагинского. М., 1973.

Происхождение Библии (по истории библейской критики) / Сост. И. Крывелев. М., 1964. С. 83, 84, 437.

Протоирей А. Мень. Православное богослужение. М., 1991. С. 62.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. С.22.

Путешествие Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича, 1890–1891 гг. СПб. С. 2–4.

Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. Москва—Иерусалим, 1993.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. I. М., 1956.

Ракова М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М., 1979.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. М. – Л., 1949.

Распутин В. На Афоне / Гудок, 28–29 января 2005. С. 7, 9.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. – П., 1911. С. 77, 81, 82, 83.

Ренан Э. История изральского народа. М., 2001.

Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991.

Ренан Э. Христианская церковь. М., 1991.

Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974.

Рид Д. Спор о Сионе. М., 1992.

Римские историки IV века / Отв. ред. М. А. Тимофеев. М., 1997. С. 251–252.

Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1956.

Розанов В. В. В соседстве Содома (Истоки Израиля) / Возрождающийся Египет. М., 2002. С. 459.

Розанов В. В. Возрождающийся Египет. М., 2002.

Розанов В. В. Кое-что «про себя» / Тайна Израиля. С. – П., 1993. С. 246–247.

Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 142.

Розанов В. В. Религия и культура. Т. I. М., 1990. С. 32–33.

Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. М., 2003. С.4.

Росман М. Экономическая и социальная деятельность польского еврейства. Тель-Авив, 1995. С.60–61.

// Российская газета. 3 декабря 2004 года. С. 1.

Российская педагогическая энциклопедия. Т. I. М., 1993. С. 297.

Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988. С. 14–15.

Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 1998. С. 11.

Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов. М.,1997. С.269.

Рыбаков Р. Восток и Россия: взгляд с Гималаев // Восточная коллекция. Вып. 1–3. 1999.

Самые красивые и знаменитые храмы и монастыри. М., 2003. С. 67–68.

Сатсварупа даса Госвами. Очерки ведической литературы. Калькутта, 1989.

Сафронов В. А., Николаева Н. А. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М., 2003.

Сахаров Н. П. Путешествия русских людей в чужие земли. Ч. I–II. СПб., 1837.

Свами Вивекананда. Четыре йоги. М., 1993.

Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. М., 1980. С. 28–32.

Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. М., 2005. С. 58, 117.

Седова Т. А. Художественные музеи Бельгии. М., 1973. С. 41–42.

Серебряный С. Д. Лотосовая Сутра: многообразный мир, который мы только начинаем для себя открывать / Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Изд. подгот. А. Н. Игнатович. М., 1998. С. 7, 181.

Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998. С. 11–13.

Сказки Древнего Египта / Составители: Белова Г. А., Шеркова Т. А. М., 1998. С. 22.

Скогорев А. Апокрифические деяния апостолов. Арабское евангелие детства Спасителя. СПб., 2000. С. 67.

Смысл жизни. Антология / Общая ред. и сост. Н. Н. Гаврюшина. М., 1994.

Сократ Схоластик. Церковная история / Отв. ред. М. А. Тимофеев. М., 1996.

Солженицын А. И. Двести лет вместе (1795–1995). Т. I. М., 2001.

Соловьев В. С. Вторая речь. / О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1991. С. 63.

Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. 2-е изд. Т. II. М., 1990. С. 642–643.

Соловьев Вл. «Неподвижно лишь солнце любви». М., 1990. С. 88–89.

Соловьев Вл. Еврейство и христианский вопрос / Тайна Израиля. СПб., 1993. С. 36.

Спиноза Б. Избранные произведения. Т. II. М., 1957.

Сто великих чудес света / Автор-составитель Н. А. Ионина. М., 2003.

Страны и народы Востока. М., 1972. С. 228.

Струве В. В. Манефон и его время. С. – П., 2003. С. 125–126.

Сутра о цветке лотоса чудесной







Сейчас читают про: