Аристотель. Афинская Полития

Аристотелем было создано более ста Политий - произведений, в которых излага­лась история греческих полисов и анализировалось их устройство. К сожалению, почти все они утрачены, сохранилась лишь «Афинская Полития».

24....Дело происходило так, что на деньги от взносов и пошлин содержалось более 20000 человек. Было 6 000 судей, 1600 стрелков, кроме того, 1200 всадников, членов Совета пятисот, стражников на верфях, да кроме них на Акрополе 50, местных властей до 700 человек, зарубежных до 700. Когда же впоследствии начали войну, помимо этих, было 2500 гоплитов, 20 сторожевых кораблей, еще корабли для перевозки гарнизонных солдат в числе 2000, избранных по жребию бобами, затем пританей, сироты и сторожа при заключенных в тюрьме. Всем этим лицам содержание давалось из казны.

Практикум по истории древнего мира / Под ред.

И.С. Свенцицкой. – Выпуск II. Древняя

Греция и Рим. – М., 1981. – С. 55.

25...В течение по крайней мере семнадцати лет после мидийских войн[21] государство оставалось под главенством совета Ареопага, хотя клонилось понемногу к упадку. Когда же сила народа стала возрастать, простатом его сделался Эфиальт, сын Софонида, пользовавшийся ре­путацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах; он-то и стал нападать на этот совет. (2) Прежде всего, он добил­ся устранения многих из ареопагитов, привлекая их к ответственности за действия, совершенные при отправлении обязанностей. Затем при архонте Кононе он отнял у этого совета все дополнительно при­обретенные им права, в силу которых в его руках сосредоточивалась охрана государственного порядка, и передал их частью Совету пяти­сот, частью народу[22] и судам.

26. Вот каким образом у совета ареопагитов было отнято право надзора. А после этого государственный строй стал все более терять свой строгий порядок по вине людей, задававшихся демагогическими целями.

(2) Хотя во всем вообще управлении афиняне не так строго, как раньше, придерживались законов, тем не менее, порядка избрания де­вяти архонтов не меняли; только на шестой год после смерти Эфиальта решили предварительные выборы кандидатов для дальнейшей жеребь­евки в комиссию девяти архонтов проводить также и из зевгитов, и впервые из их числа архонтом был Мнесифид. А до этого времени все были из всадников и пентакосиомедимнов, зевгиты же обычно испол­няли рядовые должности, если только не допускалось какого-нибудь отступления от предписаний законов. (3) На пятый год после этого, при архонте Лисикрате, были снова учреждены тридцать судей, так называемых «по демам», а на третий год после него, при Антидоте, вследствие чрезмерно большого количества граждан, по предложению Перикла, постановили, что не может иметь гражданских прав тот, кто происходит не от обоих граждан.

27. После этого в качестве демагога выступил Перикл. Он впер­вые получил известность, будучи молодым, когда обвинял Кимона при сдаче им отчета по должности стратега. Тогда государственный строй стал еще более демократичным. Перикл отнял некоторые права у аре­опагитов и особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы. Благодаря ей простой народ почувствовал свою мощь и старался уже все политические права сосредоточить в своих руках.

(2) Затем на 49-й год после битвы при Саламине, при архонте Пифодоре, началась война с пелопоннесцами, во время которой народ, запертый в городе и привыкший на военной службе получать жалова­нье, отчасти сознательно, отчасти по необходимости стал проявлять более решимости, чтобы управлять государством самому.

(3) Также и жалование в судах[23] ввел впервые Перикл, употребляя демагогический прием в противовес богатству Кимона. Дело в том, что Кимон, имея чисто царское состояние, первое время исполнял блестящим образом только общественные литургии, затем стал, давать содержание многим из своих демотов. Так, всякому желающему из лакиадов можно было каждый день приходить к нему и получать скромное довольствие. Кроме того, его поместья были все неогоро­женные, чтобы можно было всякому желающему пользоваться плода­ми. (4) Перикл, не имея такого состояния, чтобы соперничать с ним в щедрости, воспользовался советом Дамонида... Совет этот состоял в том, что раз Перикл не обладает такими же личными средствами, как Кимон, то надо давать народу его же собственные средства. Из этих соображений Перккл и ввел жалование для судей. На этом основании некоторые считают его виновником нравственного разложения, так как об избрании всегда хлопочут не столько порядочные люди, сколько случайные. (5) Начался после этого и подкуп, причем первым подал пример этого Анит, после тоге, как был стратегом в походе пот Пилос. Будучи привлечен некоторыми к суду за потерю Пилоса, он подкупил суд и добился оправдания.

28. Пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо, когда же он умер, они пошли значительно хуже. Тогда впервые народ взял себе в качестве простата человека, не пользовавшегося уважением среди порядочных людей, между тем как в прежнее время демагогами всегда бывали люди достойные...

(3) После смерти Перикла во главе знатных стоял Никий - тот самый, что погиб в Сицилии, во главе народа - Клеон, сын Клеенета, который, как кажется, более всех развратил народ своей горячностью. Он первый стал кричать на трибуне, и ругаться, и говорить перед на­родом, подвязав гиматий[24], тогда как остальные говорили благопри­стойно. После них во главе одной партии стоял Ферамен, сын Гагеона, во главе же народа - Клеофонт, фабрикант лир, который первый ввел и раздачу двух оболов[25]. И в течение некоторого времени он производил такие раздачи, но затем его самого отстранил Калликрат из Пеании; он первый обещал прибавить к этим двум оболам еще один обол. Их обо­их присудили впоследствии к смертной казни. Так и бывает обыкновенно, что, если народ даже сначала и поддается на обман, впоследст­вии он ненавидит тех, кто побудил его делать что-нибудь нехорошее. (4) После Клеофонта уже непрерывно сменяли один другого в качестве демагогов люди, которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам толпы, имея в виду только выгоды оп­ределенного момента.

42....Гражданскими правами пользуются люди, которых родите­ли оба - граждане[26]. Они вносятся в списки демотов[27] по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли они, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять всту­пают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем, если его отверг­нут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды, и, если бу­дет признано, что он не имеет права быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демо­тов, внесших его в список.

После того, как эфебы подвергнутся докимасии, отцы их соби­раются по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил в возрасте свыше 40 лет от роду, таких, которые, по их мнению, будут наилучшими и наиболее пригодными, чтобы иметь попечение об эфе­бах, а из них народ выбирает поднятием рук по одному от каждой фи­лы в качестве софрониста и из всех вообще афинян космета над всеми. Эти лица, собрав эфебов, прежде всего, обходят храмы богов, затем отправляются с ними в Пирей и несут гарнизонную службу: одни - в Мунихии, другие - в Акте.

Далее, народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов и учителей, которые должны обучить их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и спусканию катапульты.

На содержание народ выдает софронистам по 1 драхме каждому, а эфебам - по 4 обола каждому[28]. Каждый софронист получает деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее хозяйство (они обедают вместе по филам) и заботится обо всем остальном.

Таким образом они проводят первый год. На следующий же год после народного собрания в театре эфебы показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охра­няют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарни­зонную службу они исполняют в течение двух лет, нося хламиды, и на это время освобождаются от всех повинностей... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными граждана­ми.

43....На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за ис­ключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все воен­ные должности.

Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняют каждая из фил по очереди, как выпадет жребий: первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне). Те из состава совета, которые несут обязанности прита­нов, имеют общий стол в фоле[29], получая на это деньги от государства. Затем они собирают и совет, и народ: совет ежедневно, кроме непри­сутственных дней[30], а народ - четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать совету в каждый день и где должно происходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно – главное, в котором полагается производить проверку избрания властей: находит ли народ их распоряжения правильными; затем обсуждают вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее в этот день мо­гут делать, чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагает­ся читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследниках, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве. В шестую пританию, кроме оз­наченного, пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма: находят ли нужным производить его, или нет.

Другое Народное собрание назначают для рассмотрения хода­тайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, может рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел...

44. Председателем пританов бывает одно лицо, избранное по жребию. Оно состоит председателем в течение ночи и дня, и нельзя ни пробыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов, в которых находятся казна, и документы государства, и государственная печать. Он обязан все время оставаться в фоле, равно как и третья часть при­танов, которой он прикажет. И когда пританы соберут совет или на­род, он избирает жребием девять проэдров, по одному из каждой фи­лы, за исключением той, которая несет обязанности притана, и из их среды, в свою очередь, одного председателя (эпистата) и передает им повестку. Последние, получив ее, следят за порядком и объявляют во­просы, подлежащие обсуждению, ведут подсчет голосов и распоряжа­ются вообще всеми делами; они имеют право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию.

Кроме того, пританы производят в Народном собрании выборы стратегов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ. Эти выборы производят пританы, исполняющие обязанности после шестой притании, те, в чье дежурство будет благоприятное знамение. Но и об этом должно состояться предварительное постановление совета.

45. В прежние времена совет имел право подвергать денежному взысканию[31], заключать в тюрьму и казнить... а народ отнял у совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денеж­ные взыскания. Он установил закон, что если совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание, то эти обвинительные при­говоры и взыскания фесмофеты должны представлять на рассмотрение суда и то, что постановят судьи, должно иметь законную силу.

Далее, совет судит большинство должностных лиц, и особенно тех, которые распоряжаются денежными суммами. Но его приговор не имеет окончательной силы и не может быть обжалован в суде...

Помимо всего этого, совет производит докимасию кандидатов в члены совета на следующий год и девяти архонтов...

46. Далее, совет следит и за построенными триерами, за оснаст­кой их и за корабельными парками, строит новые триеры или тетреры в зависимости от того, какой из этих двух видов решит построить на­род, дает им оснастку и строит парки. А строителей для кораблей вы­бирает народ поднятием рук...

Наконец, совет наблюдает и за всеми общественными зданиями, и, если найдет тут проступок с чьей-либо стороны, о виновном переда­ет народу, и, дав заключение о его виновности, передает дело в суд.

Далее, совет распоряжается большинством дел совместно с ос­тальными властями.

Прежде всего, есть десять казначеев Афины. Избираются они жребием по одному из каждой филы из класса пентакосиомедимнов, согласно закону Солона (этот закон все еще сохраняет силу), но в дей­ствительности исправлять должность может всякий, кому выпадает жребий, хотя бы он был очень беден. Они принимают статую Афины и изображения Ник[32], вообще все убранство и казну в присутствии совета.

Далее, есть десять полетов. Избираются они жребием по одному из каждой филы. Они заключают все арендные контракты, устраивают торги на разработку рудников и на сбор податей совместно с казначеем воинской казны и лицами, избранными для заведования зрелищным фондом, в заседании совета... Кроме того, они продают с торгов в засе­дании совета также имущество преступников, осужденных судом Аре­опага, и прочих, а утверждают это девять архонтов. Равным образом они передают совету сведения и о податях, отданных на откуп на один год, причем записывают на выбеленных табличках имя откупщика и цену, за которую он взял откуп... Кроме того, они публикуют списки земельных участков и домов, конфискованных и отданных в аренду через суд. Дело в том, что и на это устраивают торги они же...

Докладывает совету также и басилевс о сдаче в аренду священ­ных участков, причем заносит их на выбеленные таблички...

Еще избирают члены совета из своей среды десять логистов, ко­торые обязаны проверять отчетность у должностных лиц в каждую пританию...

50. Итак, вот что находится в ведении совета.

Кроме того, по жребию избираются в качестве заведующих ре­монтом храмов десять человек, которые, получая тридцать мин от аподектов, ремонтируют наиболее нуждающиеся в этом храмы. Далее, избираются десять астиномов. Из них пять несут обязанности в Пирее, пять - в городе... Заботятся также и о том, чтобы никто из уборщиков нечистот не сваливал их ближе десяти стадиев от городской стены. Далее, они не позволяют застраивать улицы, перекидывать над улица­ми балконы, делать висячие желоба, имеющие сток на улицу, и окна, открывающиеся на улицу. Они же хоронят людей, умерших на улице, и имеют для этой цели в своем распоряжении казенных служителей.

51.Избираются по жребию также десять рыночных надзирателей[33] – пять для Пирея, пять для города. На них возлагается законами обя­занность наблюдать за всеми товарами, чтобы их продавали без приме­си и подделки...

Далее, хлебных надзирателей, избирающихся по жребию, рань­ше было десять - пять для Пирея, пять для города, теперь же их двадцать для Пирея и пятнадцать для города. Они наблюдают прежде все­го за тем, чтобы на рынке зерновой хлеб продавался добросовестно: далее, чтобы мельники продавали ячменную муку в соответствии со стоимостью ячменя, а булочники пшеничный хлеб - в соответствии с ценой пшеницы, и притом чтобы булки имели такой вес, какой они им укажут. Закон велит надзирателям устанавливать это.

Далее, избирают по жребию десять портовых попечителей. Им вменяется в обязанность наблюдать за торговыми пристанями, и из приходящего в торговую пристань хлеба они должны заставлять тор­говцев две трети доставлять в город.

52. Еще назначают по жребию коллегию одиннадцати. Эти лица должны иметь под своим ведением содержащихся в тюрьме узников и подвергать смертной казни взятые под арест воров, охотников за раба­ми и грабителей в случае их собственного сознания, а в случае запира­тельства приводить их на суд и, если будут оправданы, отпускать, в случае же осуждения предавать смерти. Они должны еще предостав­лять в суд описи конфискуемых земельных владений и домов, и те, которые будут признаны казенной собственностью, передавать поле­там…

54. Еще избирают они по жребию следующих должностных лиц: пять строителей дорог, которым вменяется в обязанность исправлять пути: для этого они имеют в своем распоряжении казенных рабочих. Далее, десять логистов и при них десять синегоров[34]. Перед ними долж­ны сделать отчет все, кто исправлял какую-либо должность. Это един­ственный орган, который контролирует сдающих отчеты и вносит де­ла об отчетности в суд. И если логисты уличат кого-нибудь в хищении, то судьи признают его виновным в воровстве и сумма обнаруженного хищения уплачивается в десятикратном размере. Если логисты устано­вят, что кто-нибудь принял подарки, и судьи признают его виновным, то определяют его проступок как взяточничество; уплачивается и за это в десятикратном размере...

Еще избирают по жребию секретаря - так называемого по притании. Он заведует документами и хранит издаваемые постановления все вообще документы скрепляет своей подписью и находится при совете во время заседания. Прежде на эту должность выборы производи­лись поднятием рук, и тогда избирали наиболее известных и пользую­щихся доверием людей. Как известно, на плитах при публикации дого­воров о союзах, даровании звания проксена и даровании прав граждан­ства обозначается его имя. А теперь на эту должность стали избирать по жребию. Еще одного секретаря избирают по жребию, чтобы ведать законами. Он состоит при совете во время заседаний и также скрепляет своей подписью все законы. Кроме того, и народ избирает поднятием рук секретаря, который должен читать документы народу и совету. Этот секретарь не имеет других полномочий, кроме обязанности читать...

Наконец, избирают по жребию и архонта на Саламин, и демарха в Пирей, которые устраивают в том и другом месте Дионисии и на­значают хорегов. На Саламине имя этого архонта обозначается к на официальных документах.

55. Что же касается так называемых девяти архонтов, то выше было уже сказано, каким образом с самого начала производилось их назначение. В настоящее время избирают по жребию шестерых фесмсфетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и по­лемарха - одного из каждой филы по очереди. Они подвергаются докимасии, прежде всего, в Совете пятисот, все, кроме секретаря, а этот последний - только в суде, как и прочие должностные лица (все из­бранные и жребием, и поднятием рук вступают в должность лишь после докимасии), девять же архонтов - и в Совете, и вторично в суде. При этом в прежнее время тот, кого отвергал на докимасии совет, уже не мог вступать в должность, теперь же допускается апелляция в суд, и этому последнему принадлежит решающий голос в докимасии...

56. Архонт, басилевс и полемарх берут себе каждый двух това­рищей по собственному выбору, и эта последние только тогда могут приступить к исполнению обязанностей товарищей, когда они пройдут докимасию в суде, а по окончании своей службы они сдают отчет.

Архонт тотчас же по вступлении в должность первым делом объ­являет через глашатая, что всем предоставляется владеть имуществом, какое каждый вмел до вступления его в должность, и сохранять до конца его управления. Затем он назначает хорегами для представления трагедий троих наиболее богатых из всех афинян. Прежде же он на­значал и на представление комедий пятерых, но теперь их избирают филы...

Кроме того, ему подаются жалобы по государственным и частным делам. Он рассматривает их и направляет в суд. Сюда отно­сятся дела о дурном обхождении с родителями (эти процессы не со­пряжены ни с каким взысканием для того, кто хочет выступить обви­нителем), о дурном обращении с сиротами (эти направляются против опекунов), о дурном обращении с наследницей (эти направляются про­тив опекунов и мужей), о нанесении ущерба сиротскому имуществу (эти тоже направляются против опекунов), об умопомешательстве, ко­гда кто-нибудь упрекает другого в том, что он, выживши из ума, рас­точает свое состояние; дела по избранию ликвидационной комиссии, когда кто-нибудь не желает производить раздел общего имущества; дела об учреждении опеки... Архонт имеет попечение также и о сиро­тах, наследницах и о женщинах, которые заявляют, что после смерти мужа остались беременными...

57. …Басилевс же ведает прежде всего мистериями совместно с попечителями, из которых двоих народ выбирает поднятием руки из всех афинян... Он устраивает и все состязания с факелами, а также и отчими жертвоприношениями он заведует, можно сказать, всеми.

Ему подаются письменные жалобы по делам о нечестии, а также и в тех случаях, когда кто-нибудь оспаривает у другого право на жречество. Затем он разбирает все споры между родами и жрецами по вопросам богослужения. Наконец, у него возбуждаются все процессы об убийстве и в его обязанности входит объявлять преступника лишен­ным покровительства законов.

Процессы об убийстве и нанесении ран, если кто предумышлен­но убьет или поранит другого, разбираются в Ареопаге; также дела об отравлении, если кто причинит смерть, давши яду, и дела о поджоге. Это составляет исключительно круг дел, по которым судит совет Аре­опага. Дела же о непредумышленных убийствах и об умышлении убий­ства, а также если кто убьет раба, метека или иностранца, решают су­дьи, заседающие при Палладии...

58. Полемарх совершает жертвоприношение Артемиде Охотни­це и Эниалию, устраивает надгробные состязания в честь павших на войне и совершает поминки в честь Гармония и Аристогитона. У него же возбуждаются частные судебные процессы, касающиеся метеков, равнообязанных и проксенов... Он самолично ведет в суде тяжбы о нарушении обязанностей по отношению к бывшему хозяину и о не­имении простат, о наследствах и наследниках у метеков, и вообще полемарх ведает теми делами у метеков, которые у граждан разбирает архонт.

58. Фесмофеты имеют полномочия прежде всего назначать, ка­кие судебные комиссии и в какие дни должны творить суд, затем пере­давать руководство этими комиссиями должностным лицам; эти по­следние действуют сообразно тому, как укажут фесмофеты. Затем они докладывают народу о поступивших чрезвычайных заявлениях, ставят на рассмотрение дела о смещении должностных лиц путем прове­рочного голосования, всякого рода предложения предварительных приговоров, жалобы на противозакония и заявления о том, что пред­ложенный закон не пригоден, также и о действиях проэдров и эпистатов и об отчетности стратегов... Они же утверждают соглашения с дру­гими государствами и руководят процессами, проистекающими на основании этих соглашений, и делами о лжесвидетельстве перед Аре­опагом.

Избрание судей жребием производят все девять архонтов и де­сятый - секретарь фесмофетов - каждый в своей филе.

61....Избирают поднятием рук также и на все военные должно­сти, в том числе десятерых стратегов - прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан, при этом поднятием рук дают им определенное назначение: одному - для гоплитов, и он командует ими, когда они выступают в поход; одному - для своей страны, и он охраняет ее, а если военные действия начинаются в ее пределах, ведет там войну. Двоих назначают для Пирея, в том числе одного – в Мунихию, другого - в Акту. На них возлагается забота об охране всего, на­ходящегося в Пирее. Далее, одного назначают для симморий: он со­ставляет списки триерархов, устраивает между ними обмен имущества и руководит разбирательством споров между ними. Остальным дают назначения сообразно с текущими обстоятельствами.

В каждую пританию производится проверка избрания стратегов для выяснения того, находит ли народ, что они правильно исполняют обязанности. И если кого отвергнут голосованием, его предают суду и в случае признания виновным определяют наказание, которому он должен подвергнуться, или штраф, который он должен выплатить; если же его оправдают, он продолжает нести свои обязанности...

Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов - по одно­му из каждой филы. Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов.

Поднятием рук избирают и двух гиппархов из всего состава гра­ждан. Они командуют всадниками, причем каждый берет себе по пяти фил. Они имеют ту же власть, как стратеги над гоплитами. Они также подвергаются проверочному голосованию.

Далее, поднятием рук избирают десятерых филархов - по одно­му от филы; они должны командовать всадниками, как таксиархи гоп­литами.

62....Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народ­ные собрания по драхме, а за главное - по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены совета - по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продоволь­ствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продо­вольствие по четыре обола каждый, причем они содержат глашатая и флейтиста; затем архонт, назначаемый на Саламин, получает по одной драхме в день...

Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из ос­тальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом совета можно быть дважды.

Хрестоматия по истории Древней

Греции/ Под ред. Д. П. Каллистова.

– М.: Мысль, 1964. – С. 214-217, 227-239.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: