Восточные славяне в древности

Древняя Русь

Происхождение и расселение славян. Славяне – одна из крупнейших европейских этнических групп. Славянские языки относятся к индоевропейской языковой общности, из которой они начинают выделяться во II-I тысячелетиях до н.э. Этногенез славян протекал на территории Восточной Европы, в лесной зоне и на ее границе с лесостепью. На европейскую историческую арену впервые славяне как сложившийся этнос выходят в VI-VII в. под именем склавинов и антов, которые нападают на провинции Византии и проникают на Балканы и в Переднюю Азию вплоть до Сирии. К VIII в. единая славянская общность распадается на три ветви – южную, западную и восточную. Восточнославянские племена возвращаются в пределы своей прародины и к концу VIII в. образуют до полутора десятка союзов племен. В лесостепном поясе Среднего Поднепровья возникает союз полян. Севернее них, в лесах расселяются древляне, а к востоку, на Северском Донце и Сейме – северяне. К югу и юго-западу от полян размещаются уличи, тиверцы, белые хорваты и волыняне. В центральной части Восточной Европы от Припяти до Оки известны союзы дреговичей, радимичей и вятичей, а в северной – полочане, кривичи и словене ильменские.

Соседями восточных славян были: на севере и северо-востоке – балтские и финно-угорские племена (эсты, весь, чудь, меря, мурома и другие), на востоке – волжские булгары, на юге и юго-востоке – хазары, имевшие собственное государство (каганат), на западе – западные славяне. Некоторые из соседних народов, как, например, чудь, мерю, весь, восточные славяне включили в свои племенные союзы или сделали своими данниками. Однако более сильные соседи притесняли самих славян. Так, хазары подчинили себе полян, северян, радимичей и вятичей, которые платили им дань. А словене и кривичи вместе с чудью и мерей были данниками варягов.

Основными занятиями восточных славян были сельское хозяйство и промыслы. Аграрная сфера сочетала земледелие и скотоводство. В лесостепи преобладала залежная земледельческая система, при которой поле засевалось несколько лет, а потом оставлялось до восстановления плодородия. В лесной зоне практиковалась подсека. При этой системе земледелия участок будущей пашни освобождали от леса, вырубая и выжигая деревья, а после истощения его почвы расчищали новый. Подсечное земледелие требовало больших трудовых затрат, по этой причине у восточных славян большое экономическое значение имели общины. Сеяли рожь, просо, ячмень, гречиху. Не меньшее значение, чем земледелие, имело скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот, лошадей. Выращивали и домашнюю птицу.

Заметное место в славянском хозяйстве занимали промыслы: охота (особенно на пушного зверя), рыбная ловля, бортничество. Промысловую добычу обменивали у соседей и заезжих купцов на различные товары.

Развивались у восточных славян и ремесла, среди которых важнейшими были кузнечное, гончарное, ткацкое, деревообработка. Однако ремесленная деятельность еще не вышла на товарный уровень, мастера работали преимущественно на нужды общины или на обмен в ближайшей округе.

Мирная хозяйственная деятельность славян часто сменялась военной. В ходе набегов на соседние племена захватывали ценности и пленников, которых обращали в рабство и продавали. В славянской среде довольно рано начала выделяться воинская прослойка, которая богатела быстрее, чем сельские обыватели, включая даже родовых старейшин. Эти обстоятельства обусловили особенности общественного устройства славянских племен.

Общественный строй. Накануне образования государства большинство народов переживает стадию разложения первобытного (родоплеменного) уклада, и восточные славяне не стали исключением. Эта стадия характеризуется кризисом коллективных форм собственности, началом имущественного, а затем и социального расслоения, ослаблением кровнородственных связей, нарастанием военных конфликтов. В этих условиях, как правило, разрозненные племена объединяются в племенные союзы, главной задачей которых становятся оборона своей территории и набеги на соседние, ближние и отдаленные. У восточных славян уже к концу VIII в. формируются крупные образования племен – союзы союзов, которые и перечисляет древнейшая летопись (поляне, древляне и др.). Главенствующую роль в этих объединениях играют военные вожди – князья, опирающиеся на верных им профессиональных воинов – дружину. Их обогащение путем захвата военной добычи постепенно возвышает статус князя и дружинников среди соплеменников.

Однако в управлении повседневными мирными делами племени основная роль все еще отводилась племенным органам власти. Центральное место в них занимали старейшины (старцы) – родоплеменная знать, состоявшая из членов семейств, возглавлявших наиболее крупные и успешные родовые коллективы.

Основную массу населения составляли свободные труженики – люди, объединявшиеся в общины – верви или мир. Община имела самоуправление, была внутри связана узами взаимопомощи и взаимной ответственности. В суровых климатических условиях Восточной Европы коллективизм общины был залогом выживания и процветания каждого ее члена.

Низшую социальную прослойку составляли рабы – холопы, челядь. Рабами владела не только знать, но и рядовые общинники. Рабский труд использовался как вспомогательный, а сами рабы находились на положении младших членов семьи. Кроме того, рабы были и объектом торговли.

Религией восточных славян было язычество. В их представлении мироздание имело три яруса. Верхний ярус населяли высшие могущественные божества, такие как Сварог – бог неба и бог огня, покровитель кузнецов, Даждьбог – бог солнца, податель блага, Стрибог – бог ветра, Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов, и другие. Средний ярус – это мир людей, с которыми соседствовали многообразные духи и демоны (лешие, русалки, кикиморы, домовые). Каждую жизненно важную среду природы, части жилого дома или двора населяли свои духи. Третий ярус – подземный, преисподняя. Его хозяин – Велес – бог скота и богатства. В преисподней обитают души предков – пращуров, которые помогают живым родственникам, стоит только призвать их («щур меня» или «чур меня»). Культ предков был одним из главных в языческой системе верований славян.

У язычников духовная сфера, как правило, не отделяется еще в особую, однако имеются «специалисты», знатоки – это жрецы. У восточных славян жречество составляли волхвы (ср. «волшебство»). Кроме того, ученым известны и культовые места древних славян – святилища. Как правило, они располагались на возвышенностях, в стороне от поселений, их центральную часть занимали идолы – изображения богов, которым приносили дары и жертвы. Языческие празднества славян укладывались в ежегодный природный и сельскохозяйственный цикл, отмечались дни равноденствий и солнцестояний, приход весны, дни первого выпаса скота, весенних всходов, сбора урожая и т.п. Как и все язычники, славяне носили амулеты и обереги, которые защищали их владельца, его одежду и жилище от возможных неблагоприятных внешних воздействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: