double arrow

Становление государственности у восточных славян


Процесс вызревания государственности у восточных славян прошел ряд этапов. Первым из них можно считать появление уже упомянутых выше союзов племен. Выполняя прежде всего военные функции, эти объединения возвышают статус и возводят на вершины власти военную верхушку – князя и его дружину. Впоследствии именно они возглавят государство.

Вторым шагом на пути становления государственности становится появление племенных княжений. В них власть князя усиливается, становится наследственной и распространяется, кроме военной, и на другие сферы общественной жизни. Летописная традиция донесла до нас имена некоторых из племенных князей – легендарных (Кий, Радим, Вятко) и исторических (древлянский князь Мал).

Третий этап связан со сложением у восточных славян собственно ранних государств. Одно из них возникает в Среднем Поднепровье, на территории полян и их соседей. Историки называют его по-разному – каганат русов, Русская земля. Его центром был Киев. Титул правителя этой страны – каган – по политической значимости соотносится с титулатурой властителей сильного соседнего государства хазар. Об истории днепровской восточнославянской державы мы почти не имеем достоверных сведений. Есть данные о походах русских каганов на Византию в IX в., например, в 860 г. Также известны имена ее последних правителей – Аскольда и Дира. Имя первого из них определенно указывает на его скандинавское происхождение.




Другое раннегосударственное образование формируется на севере Восточной Европы, вокруг Ладоги и, позже, Новгорода, и соотносится с упоминаемой в различных источниках Славией или Верхней Русью. Оно объединяло ильменских словен и кривичей, а также неславянские племена чуди и мери. Первым известным по летописи эпизодом его истории было «призвание варягов» в середине IX в. Ему предшествовал конфликт, возникший, вероятнее всего, на почве борьбы за власть между старейшинами различных племенных объединений. Однако внешняя угроза заставила их искать «князя, который бы владел» их землей «и судил по праву». В 862 г. на княжение в Верхнюю Русь прибыл один из предводителей викингов Рюрик со своими родственниками и дружиной. Некоторые ученые считают этот сюжет легендарным, другие же полагают, что первый русский князь существовал в действительности и отождествляют его с известным по североевропейским источникам датским конунгом Рёриком Ютландским.

Далее летопись повествует о том, что, прибыв на место, сам Рюрик обосновался в Ладоге, а в важнейшие городские центры княжества (Полоцк, Изборск, Белоозеро и др.) направил своих приближенных. Около 879 г. Рюрик умер. Его сын Игорь был еще мал, и власть перешла к родичу и соратнику князя Олегу. С именем последнего связан завершающий этап формирования Древнерусского государства.



В 882 г. Олег направился на юг, по пути захватывая города и оставляя там своих наместников. Подойдя к Киеву, он обманом выманил Аскольда и Дира и убил их под предлогом того, что они не были княжеского рода. Власть в столице полян досталась Олегу. Так образовалось Древнерусское государство, которое историки назвали Киевской Русью.

Таким образом, следует констатировать, что на пути к государственности восточные славяне прошли длинный путь, который завершился при участии приглашенных скандинавов-викингов, собравших воедино славянские земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Отношения между центром и племенной периферией строились на принципах данничества, сбор дани киевский князь осуществлял в ходе полюдья, каждый год объезжая подвластные ему земли.

Политика первых русских князей. Оставшись править в Киеве, Олег (882-912) продолжил покорение соседних славянских племен, подчинив своей власти древлян, северян и радимичей. В 907 и 911 гг. он совершил два похода на Константинополь, результатом которых стало заключение последовательно двух договоров с византийцами, весьма выгодных для Руси. Согласно им, император выплачивал русской дружине дань, а русские купцы получали значительные торговые льготы. Князь Олег погиб в 912 г., согласно легенде его ужалила змея, выползшая из черепа его мертвого коня.



На киевский стол взошел возмужавший сын Рюрика Игорь (912-945). Деятельность этого князя была менее удачной, чем его предшественника. В походе на Византию в 941 г. дружина Игоря потерпела поражение. Поход 944 г. был успешен, однако заключенный с императором новый договор был менее выгоден, чем предыдущие. В конце концов, в 945 г. князь Игорь погиб то рук древлян, которые воспротивились его попытке повторно взять с них дань.

После убийства Игоря править в Киеве стала его жена Ольга (945-964), поскольку их сын Святослав был еще мал. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, уничтожив их племенную верхушку и предав огню их столицу Искоростень. Однако полюдье Ольга отменила, а сбор дани при ней стал осуществляться через княжеские опорные пункты в землях подвластных племен – погосты. Размер дани – урок – стал фиксированным. Ольга не воевала с Византией, в 957 г. она отправилась в Константинополь с дипломатическим визитом, в ходе которого приняла крещение. Вернувшись, княгиня способствовала распространению христианства на Руси и уговаривала креститься своего сына.

Возмужав, Святослав стал править сначала вместе с матерью, а затем и самостоятельно (964-972). Внутренние дела государства князя интересовали мало, основная его деятельность была направлена на расширение внешних границ и войны с соседями. Он предпринял поход на вятичей, воевал с волжскими булгарами и кавказскими племенами ясов и касогов (предков современных осетин и адыгов). В 964 г. он разгромил Хазарский каганат, разрушил его главные города Саркел и Итиль. После этих событий держава хазар пришла в упадок, что, с одной стороны, избавило Русь от извечного противника, но с другой, открыла путь в южнорусские степи новой волне диких и опасных кочевников – печенегов.

По договоренности с Византией в 967 г. Святослав начал войну с дунайской Болгарией. Военные действия были успешны, и русская дружина захватила устье Дуная, обосновавшись в городе Переяславец. Однако близкое соседство с воинственным князем не входило в планы императора, и тот пошел войной на русских. Борьба проходила с большим напряжением сил обеих сторон, в конце концов, было заключено перемирие. Войско Святослава отправилось в Киев посуху, а сам он с небольшой дружиной поплыл вверх по Днепру на кораблях. В районе днепровских порогов на воинов князя напали печенеги, подкупленные византийцами. Святослав погиб, согласно легенде, печенежский хан Куря заказал из его черепа чашу для вина.

Святослав был первым из русских князей, который рассадил своих сыновей наместниками в главных восточнославянских центрах. В Киеве правил старший – Ярополк (972-980). Средний – Олег – княжил у древлян, а младший – Владимир – получил Новгород. Между тем, могущество Руси зависело от единого контроля над всем торговым путем «из варяг в греки», и между братьями началась усобица. Ярополк пошел на древлян, в битве с ним Олег проиграл и погиб при бегстве. Узнав об этом, Владимир бежал к варягам, а Ярополк стал единовластным князем. Однако через некоторое время Владимир вернулся с варяжской дружиной и, опираясь на поддержку новгородцев, возобновил военные действия. Ярополк потерпел поражение и покинул Киев, а город занял Владимир. Он пригласил брата на переговоры, однако, когда тот явился, варяги из дружины Владимира убили его. Великокняжеский престол достался младшему из Святославичей.

Правление князя Владимира (980-1015) ознаменовалось целым рядом важных внутриполитических мероприятий. Во-первых, он укреплял южные рубежи государства для отражения печенежских набегов. Для этого по его приказу на границе со степью возводится цепь крепостей, строятся оборонительные сооружения и система сигнальных огней. Для службы на границе привлекаются воины из всех областей Руси, что нашло свое отражение в фольклорном былинном цикле о богатырях – защитниках русской земли.

Во-вторых, Владимир рассылает своих многочисленных сыновей наместниками в главные русские города, которые теперь надежно входят в орбиту непосредственного управления киевского князя. Все это упрочивает единство Киевской Руси.

В-третьих, для дальнейшего укрепления и централизации своей власти князь Владимир предпринимает религиозную реформу. Преобразования в духовной сфере были обусловлены также необходимостью идеологического закрепления и обоснования изменений в древнерусском обществе, произошедших вследствие разложения родоплеменных отношений и появления раннеклассового государства. Однако осуществить эти преобразования было непросто.







Сейчас читают про: