Принятие Русью христианства и его значение

Первоначально Владимир решил сохранить исконные верования восточных славян, внеся в них необходимые изменения «в духе времени». Летопись сообщает, что, заняв киевский престол, князь установил «вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребряну, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошь». Выбор и расстановка божеств говорит о том, что этот пантеон задумывался не как общенародный, а изначально как княжеский. Дело в том, что из текста договора с Византией нам известно, что на Руси в то время было два равных официальных культа – Перуна и Велеса. Кроме того, Велес, а также бог плодородия Род, особо почитались в народе. Но в пантеон они не попали. Очевидно, эти божества не подходили для государственной религии. В их честь проводились веселые, разгульные празднества, сопровождавшиеся зачастую ритуалами, не отвечавшими потребности во внешнем благообразии официального культа. Поэтому новый князь поставил Перуна во главе других богов, а Велес и Род были им проигнорированы.

Кроме того, изменилась и суть культа: идолы были поставлены вне княжеского двора, но, видимо, где-то поблизости, в городе. Так ставили храмы, а языческие святилища славяне устраивали на высоких местах вне поселений.

Следует отметить, что пантеон Владимира отражал и его непосредственные политические воззрения. В него не попал ни один скандинавский бог, зато минимум двумя именами (Хорс и Симаргл) представлена иранская религиозная традиция, восходящая к древним контактам славян с ираноязычным миром. Известно, что Владимир отказался от услуг варягов и укреплял позиции государства на границе со степью, там, где до тюрок господствовали ираноязычные народы – скифы и сарматы.

Характерно также, что пантеон Владимира отражал важнейшие элементы языческой картины мира и основные стихии: Стрибог – небо, ветер; Дажьбог – солнце; Макошь – земля; Симаргл – посредник между небом и землей, носитель дождя. Кстати, в «Слове о полку Игореве» (1185 г.) русские князья названы «дажьбожьими внуками», что может свидетельствовать о пережитках обожествления правителя или древнем культе военного вождя.

Таким образом, религиозная реформа Владимира рассматривается некоторыми историками как попытка создать государственную религию раннеклассовой монархии. Однако слишком глубокие корни народных верований помешали стать ей общенациональной, проникнуть в народные массы. Реформа провалилась, чтобы войти в круг цивилизованных стран, было решено примкнуть к одной из широко известных религий.

В 80-е годы X в. в Византии вспыхнуло крупное восстание, за помощью в подавлении которого император Василий II обратился к русскому князю. Владимир согласился выслать войско, если басилевс отдаст ему в жены свою сестру Анну. Однако та отказалась стать женой язычника, было поставлено условие принятия христианства Владимиром и всей Русью. При помощи присланного из Киева войска восстание в Византии было подавлено, но Василий II не спешил исполнить свои обещания. Тогда Владимир пошел войной на его крымские владения и захватил город Херсонес (Корсунь). После этого император прислал туда сестру, где она вышла замуж за русского князя после его крещения. Эти события традиционно датируются 988 годом.

В отношении избрания в качестве государственной религии восточного христианства летописная традиция повествует историю о том, как князь Владимир устроил своеобразные смотрины греческого и латинского христианства, ислама и иудаизма. Причем христианские конфессии тогда еще не были формально разделены, хотя уже противостояли друг другу. Некоторые исследователи считают этот сюжет легендарным, выдуманным. Тем не менее, даже если такой факт имел место, как о том свидетельствует летописец, выбор христианской веры византийского образца скорее всего был предопределен.

Суть в том, что предложенные религиозные системы, кроме восточного христианства, не отвечали основным требованиям, которые предъявлял к ним Владимир. Иудеи не имели национального государства, следовательно, иудаизм не мог в полной мере отражать идею единства всех восточнославянских земель. Ислам сначала понравился князю, однако запреты пить вино и есть свинину стали причиной отказа и мусульманам. Ведь одним из важнейших элементов быта господствующего сословия были совместные дружинные пиры – один из способов перераспределения собранной дани и оплаты услуг воинов. Изменение или утрата этой традиции грозила самим основам сложившихся отношений между князем и его дружинниками. Западное христианство же признавало своим главой римского папу, что противоречило идее независимости и суверенности Древнерусского государства и власти его правителя.

Еще более важным аргументом в пользу восточного христианства послужило и то, что на Руси уже существовала устойчивая греко-православная традиция. Принадлежность к ней приписывают еще киевским князьям Аскольду и Диру, погибшим от руки Олега. Кроме того, христианкой была бабка Владимира – княгиня Ольга. Из текстов договора русов с Византией 944 г. нам известно о существовании в Киеве церкви пророка Ильи, в которой приносла присягу часть дружины. Таким образом, в Древней Руси христиане были, да еще и в среде господствующего класса. Кроме того, в своей внешней политике Русь традиционно ориентировалась на Византию и, чтобы выстраивать отношения с ней на равных, необходимо было принять то же вероисповедание. И, наконец, христианство в его греко-православной форме было, пожалуй, наиболее доступно населению Руси из всех перечисленных религий: на славянский (болгарский) язык уже были переведены некоторые книги Священного Писания, допускалась возможность отправления культа на родном языке, а не латыни, как у католиков, или арабском, как у мусульман.

Необходимо учитывать, что в 988 г. христианами стали только сподвижники князя и он сам, а также жители Киева и ближних к нему земель. Распространение христианства по другим территориям страны часто сопровождалось вспышками сопротивления со стороны местных племен, часто возглавляемых языческими жрецами, и насилием – со стороны княжеских поверенных. Тексты поучений святых отцов церкви против язычников свидетельствуют о сохранении в народе языческих традиций вплоть до XIII в. Таким образом, за несколько столетий проникновения христианства в ментальность русского человека православие настолько обросло языческими суевериями, ритуалами и образами, что некоторые ученые для религиозных представлений древнерусского населения вводят термин двоеверие. Примечательно, что христианство распространялось быстрее и легче в среде правящего класса, а двоеверие – это скорее форма переосмысления в языческом духе христианского вероучения рядовым жителем Руси, будь то земледелец или ремесленник, горожанин или селянин.

Принятие православия оказало большое влияние на историю и культуру русского государства.

Во-первых, христианизация Руси поднимала ее авторитет в раннесредневековом христианском мире, позволяла ей выступать равным партнером на европейской внешнеполитической арене.

Во-вторых, христианство как монотеистическая религия как нельзя лучше обосновывала монархическую форму правления, служила идеологическим базисом укрепления княжеской власти.

В-третьих, христианская идеология закрепляла установившиеся феодальные порядки и социальное неравенство, придавала им легитимность и осмысленность на всех уровнях социальной лестницы.

В-четвертых, христианство дало мощный толчок развитию гуманистической культуры, искусству, изменило систему ценностей, приобщило сурового средневекового человека, привыкшего к грубой и жестокой действительности, к высоким идеалам добра, милосердия, любви к ближнему.

В-пятых, православная вера стала мощным фактором, интегрирующим пестрый племенной мир восточного славянства. Позже, в эпоху политической раздробленности Церковь и религия, по сути, были единственным объединяющим русские земли началом.

Тем не менее, крещение Руси имело и другие исторические последствия. В частности, окончательное разделение христианства в 1054 г. на православие и католицизм положило начало изоляции русских княжеств от стран Западной Европы, а позже породило и религиозное противостояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: