«Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу в половецкую степь в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича (1151 — 1202), было написано вскоре после этого трагического события. Поражение, окончившееся гибелью большей части русского войска, пленением предводителя похода и его сподвижников, произвело сильное впечатление на современников; этому же событию посвящены две летописные повести, дошедшие до нас в составе Ипатьевской и Лаврентьевской летописей. В отличие от них автор «Слова» не столько рассказывает о событиях похода, сколько размышляет о случившемся, выражает свое отношение к нему, оценивает его в сопоставлении с думами о прошлом и будущем своей страны. Поэтому в его произведении описание настоящего, мысли о нем. его оценки все время перебиваются воспоминаниями, размышлениями о прошлом.
Эти черты «Слова» объясняются как особой лиричностью памятника (образ автора стоит за каждой строкой текста), так и его публицистичностью: страстным осуждением княжеских междоусобиц, которые несли горе народу и ослабляли Русь в ее борьбе с внешними врагами. К. Маркс так определил основной идейный смысл «Слова»: «Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием... монгольских полчищ»1. В этом сказались глубокий, непреходящий патриотизм и народность «Слова», которые проявились и в широком обращении его автора, человека высочайшей книжной и литературной культуры своего времени, к образам народной поэзии. Открытое в конце XVIII в. известным знатоком и ценителем древностей А. И. Мусиным-Пушкиным (1744 —1817) и впервые изданное в 1800 г. А. И. Мусиным-Пушкиным, А. Ф. Малиновским и Н, Н. Бантыш-Каменским «Слово о полку Игореве» стало неотъемлемой частью русской и мировой культуры нового времени.
|
|
Текст с незначительными исправлениями переводчика печатается по изданию: «Слово о полку Игореве». Вступительная статья и подготовка древнерусского текста Д. С. Лихачева. М., «Художественная литература», 1985.
Стр. 78. Боян — певец-поэт, вероятнее всего, жил в конце XI — начале XII в. ...старому Ярославу... — Ярославу Мудрому (ок. 978—1054). ...Мстиславу, что зарезал Редедю...— Мстислав (ум. 1036), князь черниговский и тмутороканский, в 1022 г. перед битвой с касогами в поединке поборол и зарезал касожского князя Редедю. ...красному Роману Святославичу... — Роман, князь тмутороканский (ум. 1079), внук Ярослава Мудрого. ...от старого Владимира...— Имеется в виду Владимир I Святославич (ум. 1015), при нем в 980-х гг. официальной религией на Руси было признано христианство.
Стр. 79. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце... — Солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г. на девятый день похода. ...рыща по тропе Трояна...— Троян четыре раза упо-минаетея в «Слове». Скорее всего это какое-то языческое божество. Белее (Волос) — языческий бог скотоводства. ...за Сулой...— по р. Суле (левый приток Дона) шла граница с половецкой степью. ...в Новгороде... — Новгороде-Се-верском. ...в Путивле...— Небольшой город южнее Новгорода-Северского. ...буй тур Всеволод... — Всеволод (ок. 1155— 1196), родной брат Игоря. Тур (дикий бык) — символ силы и мужества.
|
|
Стр. 80. ...встрепенулся Див...— По-видимому, речь идет о каком-то мифическом существе. Посулъе — пограничные с половцами земли по р. Суле. Сурож — ныне город Судак в Крыму. Тмутороканский идол.— Тьмуторокань — в XI в. была русским княжеством, находившемся на берегу Черного моря в районе нынешней Тамани.
Стр. 81. ...червленые щиты... — щиты, выкрашенные красной краской. ...паволоки, и...оксамиты...— шелковые, драгоценные ткани. Гзак, Кончак — половецкие ханы Гзак (Кза) Бурнович и Кончак Отракович.
Стр. 82. ...четыре солнца... — Игорь, Всеволод и участвовавшие с ними в походе их племянник Святослав Ольгович Рыльский и сын Игоря Владимир (1170—1208). ...на реке на Каяле... — Возможно, что это аллегорическое наименование реки скорби и печали (как места поражения). Стрибог — древнеславянское языческое божество ветра. Глебовна — жена Всеволода, дочь князя Глеба Юрьевича, внучка Юрия Долгорукого.
Стр. 83. ...а сын Всеволода, Владимир... — т. е. Владимир Мономах. Бориса же Вячеславича... — Имеется в виду битва на Нежатиной Ниве (см. с. 65). С той же Каялы Свято-полк полелеял отца своего... — т. е. «с такой же реки скорби, как та, на которой потерпел поражение Игорь». Святополк Изяславич перевез с поля брани тело убитого отца для погребения в Софийском храме в Киеве. Даждьбог — один из древнерусских языческих богов.
Стр. 84. По нем кликнула Карна, и Жёля.. — По-видимому, Карна — олицетворение скорби; Желя — «жля» — плач по убитым.
Стр. 85. Святослав грозный... — Великий князь киевский Святослав Всеволодович (ок. 1125—1194), двоюродный брат Игоря и Всеволода. Назван отцом как их феодальный глава. А поганого Кобяка... — Во время похода Святослава на половцев в 1184 г. был пленен половецкий хан Кобяк с сыновьями и еще несколько знатных половцев. Забрало — крытая и защищенная галерея, проходившая по верху всей городской стены, имевшая важное оборонительное значение.
Стр. 86. Уже доски без князька... — По древним поверьям, увидеть во сне дом без князька предвещает большое несчастье. Князек — продольный верхний брус крыши. Хино-ва — обобщенное наименование кочевых племен. ...воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарукана.— Предполагают, что Бус — антский князь Бооз, казненный в 375 г. вместе с сыновьями и вельможами после поражения в битве с готским королем Винитаром. Шарукан — половецкий хан, дед хана Кончака, был разгромлен объединенными силами русских князей в 1107 г.
Стр. 87. ...брата моего Ярослава... — Ярослав черниговский (1140—1198) родной брат Святослава Всеволодовича. Вот у Римова кричат... а Владимир под ранами. — После поражения Игоря Гзак осадил Путивль, Кончак пошел на Переяславль-Русский, но потерпел поражение от русских князей; при осаде Переяславля на вылазке был сильно ранен Владимир Глебович Переяславский (1157 —1187). На обратном пути от Переяславля Кончак захватил город Римов. Великий князь Всеволод! — Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154—1212), сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, князь владимиро-суздальский с 1176 г.
Стр. 88. Ногата, резана... — очень мелкие денежные единицы. ...удалых сыновей Глебовых. — Очевидно, имеются в виду рязанские князья, сыновья Глеба Ростиславича, зависимые от Всеволода. Рюрик Ростиславич (ок. 1139—1215) — соправитель Святослава в Киевском княжестве. Давид Ростиславич (1140—1197) — князь смоленский. Галицкий Осмомысл Ярослав! — Галицкий князь Ярослав Владимирович (1130—1187), дочь которого Ярославна была женой князя Игоря. ...буйный Роман, и Мстислав! — Роман Мстиславич (1150—1205) — князь владимиро-волынский с 1170 г. Какой имеется в виду Мстислав неясно (было два Мстислава, связанных с Романом).
|
|
Стр. 89. Ятвяги — литовское племя. Деремёла — возможно, также литовское племя. ...по Роси...— Рось — правый приток Днепра южнее Киева. Ингварь и Всеволод и все три Мсти-славича... — князья волынские.
Стр. 90. Не было тут брата Брячислава, ни другого — Всеволода. — Здесь речь идет о полоцких князьях, летописные сведения о которых очень скупы. ...кинул Всеслав жребий...— Всеслав Брячиславич (ум. 1101), полоцкий князь. Последующая характеристика автором «Слова» Всеслава имеет в виду отдельные эпизоды его беспокойной жизни, наполненной междоусобными распрями: в 1068 г. Всеслав занял киевский стол, но лишь «дотронулся» до него, т. к. уже через год, не начав битвы с Изяславом за Киев, тайно бежал от своих войск из Белгорода. Автор «Слова» напоминает и о захвате Всеславом Новгорода, и о его поражении на Немиге — ныне не существующей реке в Минске. О нем бытовало мнение как о князе-чародее. В «Слове» это отражено в том месте, где говорится, что он рыскает волком и перебегает путь Хорсу — древнеславянскому языческому богу солнца.
Стр. 91. ...встали стяги Рюриковы, а другие — Давыдовы, но врозь... — Этим образом подчеркивается рознь между потомками Владимира I Святославича: Давыд Ростиславич Смоленский отказался помочь в борьбе с половцами Рюрику Ростиславичу, когда в 1185 г. после поражения Игоря князья готовились противостоять врагам.
Стр. 92. Овлур — половец, помогший Игорю бежать из плена.
Стр. 93. ...река Стугна... юношу князя Ростислава заключила. — Во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 г. в ней утонул младший брат Владимира Мономаха Ростислав Всеволодович.
Стр. 94. ...то опутаем мы соколенка красною девицей. — Сын Игоря Владимир во время пребывания в плену женился на дочери Кончака. Из плена он вернулся в 1187 г. с женой и ребенком. ...ко святой богородице Пирогощей. — Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 г. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезена на Русь из Византии.
|
|
ДРЕВНЕРУССКИЕ АФОРИЗМЫ
В Древней Руси были очень популярны сборники афоризмов, в основе которых лежали аналогичные переводные византийские тексты. Наряду с изречениями и сентенциями, восходящими к античности, библейским сказаниям, византийским нравоучительным сочинениям, в древнерусский сборник афоризмов широко включались и собственно отечественные, книжные и народные по происхождению изречения и сентенции. Подборка публикуемых текстов принадлежит В. П. Адриановой-Перетц.
Текст печатается по изданию: «Изборник».
МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
«Моление Даниила Заточника», один из самых загадочных памятников древнерусской литературы (неясен его адресат, ничего не известно, кроме имени, об авторе произведения), восходит к традициям сборников афоризмов. Но под пером Даниила афоризмы выстраиваются в единое сюжетное повествование о судьбе конкретного человека. «Моление» замечательно своим остроумием и сарказмом, ярким отражением быта эпохи. Своеобразен и стиль памятника, в котором риторические приемы, книжные выражения и образы переплетаются со скоморошьим балагурством.
Текст печатается по изданию: ПЛДР, 2.
Стр. 99. ...в псалтыри...— здесь «псалтырь» — название музыкального инструмента. ...как трость... — Имеется в виду орудие для письма.
Стр. 100. ...как Красное море фараона.— Ссылка на библейский сюжет о гибели войска египетского фараона в водах Красного моря. ...как рабыня Агарь от Сарры...— Речь идет о библейском сказании об изгнании Саррой рабыни Агари, наложницы своего мужа Авраама. Лаче-озеро — находится на севере Новгородской области.
Стр. 102. ...а рядовичи его...— т. е. закабаленные люди, заключившие договор (ряд) со своим господином и работающие у него.
Стр. 103. ...повоз возить.— Обязанность доставлять дань или оброк в назначенное место.
Стр. 104. ...из-за жены Иосиф Прекрасный... — Согласно библейскому сказанию, оклеветанный женой своего господина, Иосиф был заключен в темницу.
Стр. 105. ...храбрость Александра... — Имеется в виду Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.).