Слово о полку игореве

«Слово о полку Игореве», посвященное неудачному по­ходу в половецкую степь в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича (1151 — 1202), было написано вскоре после этого трагического события. Поражение, окончившееся гибелью большей части русского войска, пленением предво­дителя похода и его сподвижников, произвело сильное впе­чатление на современников; этому же событию посвящены две летописные повести, дошедшие до нас в составе Ипатьев­ской и Лаврентьевской летописей. В отличие от них автор «Слова» не столько рассказывает о событиях похода, сколько размышляет о случившемся, выражает свое отношение к нему, оценивает его в сопоставлении с думами о прошлом и бу­дущем своей страны. Поэтому в его произведении описание настоящего, мысли о нем. его оценки все время перебиваются воспоминаниями, размышлениями о прошлом.

Эти черты «Слова» объясняются как особой лиричностью памятника (образ автора стоит за каждой строкой текста), так и его публицистичностью: страстным осуждением кня­жеских междоусобиц, которые несли горе народу и ослабляли Русь в ее борьбе с внешними врагами. К. Маркс так опре­делил основной идейный смысл «Слова»: «Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашест­вием... монгольских полчищ»1. В этом сказались глубокий, непреходящий патриотизм и народность «Слова», которые проявились и в широком обращении его автора, человека высочайшей книжной и литературной культуры своего времени, к образам народной поэзии. Открытое в конце XVIII в. известным знатоком и ценителем древностей А. И. Мусиным-Пушкиным (1744 —1817) и впервые издан­ное в 1800 г. А. И. Мусиным-Пушкиным, А. Ф. Малиновским и Н, Н. Бантыш-Каменским «Слово о полку Игореве» стало неотъемлемой частью русской и мировой культуры нового времени.

Текст с незначительными исправлениями переводчика печатается по изданию: «Слово о полку Игореве». Вступи­тельная статья и подготовка древнерусского текста Д. С. Лиха­чева. М., «Художественная литература», 1985.

Стр. 78. Боян — певец-поэт, вероятнее всего, жил в кон­це XI — начале XII в. ...старому Ярославу... — Ярославу Муд­рому (ок. 978—1054). ...Мстиславу, что зарезал Редедю...— Мстислав (ум. 1036), князь черниговский и тмутороканский, в 1022 г. перед битвой с касогами в поединке поборол и за­резал касожского князя Редедю. ...красному Роману Свято­славичу... — Роман, князь тмутороканский (ум. 1079), внук Ярослава Мудрого. ...от старого Владимира...— Имеется в виду Владимир I Святославич (ум. 1015), при нем в 980-х гг. официальной религией на Руси было признано христианство.

Стр. 79. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце... — Сол­нечное затмение произошло 1 мая 1185 г. на девятый день по­хода. ...рыща по тропе Трояна...— Троян четыре раза упо-минаетея в «Слове». Скорее всего это какое-то языческое божество. Белее (Волос) — языческий бог скотоводства. ...за Сулой...— по р. Суле (левый приток Дона) шла грани­ца с половецкой степью. ...в Новгороде... — Новгороде-Се-верском. ...в Путивле...— Небольшой город южнее Новгорода-Северского. ...буй тур Всеволод... — Всеволод (ок. 1155— 1196), родной брат Игоря. Тур (дикий бык) — символ силы и мужества.

Стр. 80. ...встрепенулся Див...— По-видимому, речь идет о каком-то мифическом существе. Посулъе — пограничные с половцами земли по р. Суле. Сурож — ныне город Судак в Крыму. Тмутороканский идол.— Тьмуторокань — в XI в. была русским княжеством, находившемся на берегу Черного моря в районе нынешней Тамани.

Стр. 81. ...червленые щиты... — щиты, выкрашенные крас­ной краской. ...паволоки, и...оксамиты...— шелковые, дра­гоценные ткани. Гзак, Кончак — половецкие ханы Гзак (Кза) Бурнович и Кончак Отракович.

Стр. 82. ...четыре солнца... — Игорь, Всеволод и участ­вовавшие с ними в походе их племянник Святослав Ольгович Рыльский и сын Игоря Владимир (1170—1208). ...на реке на Каяле... — Возможно, что это аллегорическое наименование реки скорби и печали (как места поражения). Стрибог — древнеславянское языческое божество ветра. Глебовна — жена Всеволода, дочь князя Глеба Юрьевича, внучка Юрия Долгорукого.

Стр. 83. ...а сын Всеволода, Владимир... — т. е. Владимир Мономах. Бориса же Вячеславича... — Имеется в виду бит­ва на Нежатиной Ниве (см. с. 65). С той же Каялы Свято-полк полелеял отца своего... — т. е. «с такой же реки скорби, как та, на которой потерпел поражение Игорь». Святополк Изяславич перевез с поля брани тело убитого отца для погребе­ния в Софийском храме в Киеве. Даждьбог — один из древ­нерусских языческих богов.

Стр. 84. По нем кликнула Карна, и Жёля.. — По-види­мому, Карна — олицетворение скорби; Желя — «жля» — плач по убитым.

Стр. 85. Святослав грозный... — Великий князь киевский Святослав Всеволодович (ок. 1125—1194), двоюродный брат Игоря и Всеволода. Назван отцом как их феодальный глава. А поганого Кобяка... — Во время похода Святослава на по­ловцев в 1184 г. был пленен половецкий хан Кобяк с сы­новьями и еще несколько знатных половцев. Забрало — кры­тая и защищенная галерея, проходившая по верху всей городской стены, имевшая важное оборонительное значение.

Стр. 86. Уже доски без князька... — По древним по­верьям, увидеть во сне дом без князька предвещает большое несчастье. Князек — продольный верхний брус крыши. Хино-ва — обобщенное наименование кочевых племен. ...воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарукана.— Предполагают, что Бус — антский князь Бооз, казненный в 375 г. вместе с сыновьями и вельможами после поражения в битве с готским королем Винитаром. Шарукан — половецкий хан, дед хана Кончака, был разгромлен объединенными силами русских князей в 1107 г.

Стр. 87. ...брата моего Ярослава... — Ярослав чернигов­ский (1140—1198) родной брат Святослава Всеволодовича. Вот у Римова кричат... а Владимир под ранами. — После поражения Игоря Гзак осадил Путивль, Кончак пошел на Переяславль-Русский, но потерпел поражение от русских князей; при осаде Переяславля на вылазке был сильно ранен Владимир Глебович Переяславский (1157 —1187). На обрат­ном пути от Переяславля Кончак захватил город Римов. Великий князь Всеволод! — Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154—1212), сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, князь владимиро-суздальский с 1176 г.

Стр. 88. Ногата, резана... — очень мелкие денежные едини­цы. ...удалых сыновей Глебовых. — Очевидно, имеются в виду рязанские князья, сыновья Глеба Ростиславича, зависимые от Всеволода. Рюрик Ростиславич (ок. 1139—1215) — соправи­тель Святослава в Киевском княжестве. Давид Ростиславич (1140—1197) — князь смоленский. Галицкий Осмомысл Яро­слав! — Галицкий князь Ярослав Владимирович (1130—1187), дочь которого Ярославна была женой князя Игоря. ...буйный Роман, и Мстислав! — Роман Мстиславич (1150—1205) — князь владимиро-волынский с 1170 г. Какой имеется в виду Мстислав неясно (было два Мстислава, связанных с Рома­ном).

Стр. 89. Ятвяги — литовское племя. Деремёла — возмож­но, также литовское племя. ...по Роси...— Рось — правый при­ток Днепра южнее Киева. Ингварь и Всеволод и все три Мсти-славича... — князья волынские.

Стр. 90. Не было тут брата Брячислава, ни другогоВсе­волода. — Здесь речь идет о полоцких князьях, летописные сведения о которых очень скупы. ...кинул Всеслав жребий...— Всеслав Брячиславич (ум. 1101), полоцкий князь. После­дующая характеристика автором «Слова» Всеслава имеет в виду отдельные эпизоды его беспокойной жизни, напол­ненной междоусобными распрями: в 1068 г. Всеслав занял киевский стол, но лишь «дотронулся» до него, т. к. уже через год, не начав битвы с Изяславом за Киев, тайно бежал от своих войск из Белгорода. Автор «Слова» напоминает и о захвате Всеславом Новгорода, и о его поражении на Немиге — ныне не существующей реке в Минске. О нем бытовало мнение как о князе-чародее. В «Слове» это отраже­но в том месте, где говорится, что он рыскает волком и пере­бегает путь Хорсу — древнеславянскому языческому богу солнца.

Стр. 91. ...встали стяги Рюриковы, а другиеДавы­довы, но врозь... — Этим образом подчеркивается рознь между потомками Владимира I Святославича: Давыд Ростиславич Смоленский отказался помочь в борьбе с половцами Рюрику Ростиславичу, когда в 1185 г. после поражения Игоря князья готовились противостоять врагам.

Стр. 92. Овлур — половец, помогший Игорю бежать из плена.

Стр. 93. ...река Стугна... юношу князя Ростислава за­ключила. — Во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 г. в ней утонул младший брат Владимира Мо­номаха Ростислав Всеволодович.

Стр. 94. ...то опутаем мы соколенка красною девицей. — Сын Игоря Владимир во время пребывания в плену женился на дочери Кончака. Из плена он вернулся в 1187 г. с женой и ребенком. ...ко святой богородице Пирогощей. — Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 г. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезена на Русь из Византии.

ДРЕВНЕРУССКИЕ АФОРИЗМЫ

В Древней Руси были очень популярны сборники афориз­мов, в основе которых лежали аналогичные переводные ви­зантийские тексты. Наряду с изречениями и сентенциями, восходящими к античности, библейским сказаниям, визан­тийским нравоучительным сочинениям, в древнерусский сборник афоризмов широко включались и собственно отечест­венные, книжные и народные по происхождению изречения и сентенции. Подборка публикуемых текстов принадлежит В. П. Адриановой-Перетц.

Текст печатается по изданию: «Изборник».

МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА

«Моление Даниила Заточника», один из самых загадоч­ных памятников древнерусской литературы (неясен его адре­сат, ничего не известно, кроме имени, об авторе произведе­ния), восходит к традициям сборников афоризмов. Но под пером Даниила афоризмы выстраиваются в единое сюжетное повествование о судьбе конкретного человека. «Моление» замечательно своим остроумием и сарказмом, ярким отра­жением быта эпохи. Своеобразен и стиль памятника, в ко­тором риторические приемы, книжные выражения и образы переплетаются со скоморошьим балагурством.

Текст печатается по изданию: ПЛДР, 2.

Стр. 99. ...в псалтыри...— здесь «псалтырь» — название музыкального инструмента. ...как трость... — Имеется в виду орудие для письма.

Стр. 100. ...как Красное море фараона.— Ссылка на библейский сюжет о гибели войска египетского фараона в водах Красного моря. ...как рабыня Агарь от Сарры...— Речь идет о библейском сказании об изгнании Саррой ра­быни Агари, наложницы своего мужа Авраама. Лаче-озеро — находится на севере Новгородской области.

Стр. 102. ...а рядовичи его...— т. е. закабаленные люди, заключившие договор (ряд) со своим господином и работаю­щие у него.

Стр. 103. ...повоз возить.— Обязанность доставлять дань или оброк в назначенное место.

Стр. 104. ...из-за жены Иосиф Прекрасный... — Согласно библейскому сказанию, оклеветанный женой своего господи­на, Иосиф был заключен в темницу.

Стр. 105. ...храбрость Александра... — Имеется в виду Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: