Своеобразие монологической и диалогической речи в драме

Монолог как первостепенный компонент драматического произведения. Выход за тематические границы диалога, охват более обширного содержания. Обнаружение и усиление драматизма действия. Монологические начала драмы, активно содействующие созданию общей для автора, персонажа, актера и зрителей эмоциональной атмосферы. Обобщающий характер и внеситуативная значимость пословиц, поговорок, особая их роль в динамичном контакте сцены со зрительным залом.

Укрупнение форм общения между персонажами и одновременно схематизация этих форм в драме. Диалог как основной носитель воспроизводимого действия в драме. «Привязанность» диалогической речи к конкретной пространственно–временной ситуации. Процесс формирования единого сценического действия (смена реплик, сценических образов). Типы взаимодействий между репликами персонажей. Сообразность речи персонажей их характеру и положению в ходе сценического действия. Смена реплик как важнейший механизм развития сценического образа. Проблема индивидуализации языка персонажей в истории драмы.

Историческая изменчивость соотношения между диалогами и монологами в драме. Природа диалога и монолога в отдельные периоды истории драмы и театра. Весомость монолога в древнегреческой трагедии. Лирическое, музыкальное и риторическое начала как компоненты драматической речи, значимые на протяжении всей истории театра и драмы.

Поэтическая риторика в пьесах В.Шекспира. Риторико–монологические начала речи в западноевропейской драматургии нового времени. Высокая трагедийная декламация в творчестве Ф.Шиллера. Следование риторической традиции драматического речеобразования в дореалистической драме. Непосредственно – публичная речь в драме с активным внешним действием. Диалог и монолог в классической драме. Диалоги, являющие собой акты борьбы между персонажами в традиционной драме. Устойчивые соотношения: интенсивное внешнее действие, интрига – отсутствие психологического элемента – ограничения для диалогической речи – большие возможности для поэтической риторики.

Антириторическая тенденция в драматургической эстетике (Э.Г.Лессинг, Д.Дидро, А.Шлегель; Л.Толстой). Детеатрализация культуры, углубляющееся осознание ценностей частной жизни, упрочение идеи свободно самоопределяющейся личности и растущее недоверие к монологической речи в драме двух последних столетий. Активизация диалогической речи в реалистической драме XIX – XX веков. Устойчивые соотношения: редукция внешнего действия и интриги – интенсивное внутреннее действие –присутствие психологического элемента – ограничения для риторико - монологической речи – большие возможности для диалогической речи.

Преодоление монологичности в пьесах Ибсена. Взаимовлияния монологической и диалогической речи в драме XIX – XX веков. Диалог и монолог в «новой драме». Стирание грани между диалогами и монологами в «новой драме».

Языковой элемент в каноне реалистического театра и в каноне экспрессионистического театра. Новое соотношение диалога и действия при сохранении внутренней диалогической напряженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: