Противостояние между земным городом и царством Божьим, между земным Вавилоном и небесным Иерусалимом, особенно четко показанное в труде Августина Блаженного «О граде Божьем», имеет для политической социологии двоякое значение, поскольку этот труд послужил оправданием для институционального разрыва между церковью и государством, а у некоторых средневековых авторов — для легитимации претензий церкви на подчинение ей государства. Но противостояние между двумя городами у Августина Блаженного является также и формой раскритикованного Марксом дуализма между небом и землей, между государством и гражданским обществом (см. гл. III, с. 68).
Августинская проблематика неизбежно возникает при осмыслении одной из особенностей политического развития Запада: если даже и был соблазн установить теократию, т. е. слияние политической власти и власти религиозной, ему не суждено было осуществиться. Таким образом, аналитическое различие между государством и церковью, ради которого следует вспомнить различие между двумя формами господства, политической и иерократической, у Вебера стало политической структурой, господствующей в Европе и в Западном христианстве.
X. Государство и гражданское общество
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО