Гражданское общество и град Божий

Противостояние между земным городом и царством Божьим, между земным Вавилоном и небесным Иерусалимом, особенно четко показанное в труде Авгу­стина Блаженного «О граде Божьем», имеет для политической социологии дво­якое значение, поскольку этот труд послужил оправданием для институциональ­ного разрыва между церковью и государством, а у некоторых средневековых ав­торов — для легитимации претензий церкви на подчинение ей государства. Но противостояние между двумя городами у Августина Блаженного является также и формой раскритикованного Марксом дуализма между небом и землей, между государством и гражданским обществом (см. гл. III, с. 68).

Августинская проблематика неизбежно возникает при осмыслении одной из особенностей политического развития Запада: если даже и был соблазн устано­вить теократию, т. е. слияние политической власти и власти религиозной, ему не суждено было осуществиться. Таким образом, аналитическое различие между го­сударством и церковью, ради которого следует вспомнить различие между двумя формами господства, политической и иерократической, у Вебера стало полити­ческой структурой, господствующей в Европе и в Западном христианстве.

X. Государство и гражданское общество

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: