Система учебно-методического обеспечения предметов и профессий

Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны со­ставлять взаимосвязанную систему. Это позволит обес­печить подлинно научный подход к проектированию, со­зданию, учету и контролю учебно-методического обеспе­чения педагогического процесса.

Под системой учебно-педагогического обеспечения учебного процесса следует понимать планирование, раз­работку и создание оптимального комплекса учебно-про­граммной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обу­чения учащихся в рамках времени и содержания, опре­деляемых государственным стандартом.

При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения не­обходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образователь­ного стандарта, определяющей проект содержания учеб­ного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.

Система, комплекс учебно-методической документа­ции и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.

Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обуче­ния по каждой теме (разделу) учебной программы обеспе­чивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс.

Следующий критерий системы - учет дидактиче­ских возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, дидактиче­ские функции и возможности.

Системность в учебно-методическом обеспечении про­цесса обучения предлагает планирование и создание комп­лекса соответствующих средств обучения с учетом их пре­имущественных функций и возможностей, а также ти­пичных ситуаций применения.

Системный подход к учебно-методическому обеспе­чению процесса обучения требует, чтобы средства обуче­ния обеспечивали обучающую деятельность преподава­теля, мастера и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Применительно к теоре­тическому обучению это этапы сообщения (подачи) учеб­ной информации и ее восприятие, закрепление и совер­шенствование знаний, применение, контроль и оценка зна­ний и умений учащихся. Для процесса производственно­го обучения, соответственно, формирование ориентировоч­ной основы действий учащихся, формирование (отработ­ка) новых и применение освоенных способов действия, контроль и оценка формируемых и сформированных умений и навыков.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Си­стемный подход в учебно-методическом обеспечении предполагает реализацию через систему средств всех основных функций педагогического процесса в комплексе.

Оснащая учебный процесс средствами обучения и учеб­но-методической документацией, необходимо учитывать эргономический фактор, имея в виду, с одной стороны, эко­номически обоснованный подход к планированию комп­лекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих профессий, содержания обу­чения, организации системы создания таких средств, с другой - выбор и создание средств, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оп­тимальных затратах на их разработку, изготовление, при­обретение, аренду и т.п. Кроме того, средства обучения, и ходящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использова­ния в учебном процессе.

Учет всех этих факторов-критериев в комплексе со­ставляет сущность системного подхода к учебно-методи­ческому обеспечению учебного процесса. Эта система от­ражена на рис. 1.

               
   
Применение различных средств обучения с учетом типовых и нетиповых учебных ситуаций
 
Охват всех узловых вопросов материала учебной программы
   
Система учебно-методического обеспечения учебного процесса
 
 
   
Охват всех основных звеньев учебного процесса
   
Обеспечение реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитывающей, развивающей
 


       
 
Обеспечение обучающей деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся
   
Учет экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов, безопасности использования в учебном процессе
 


Рис. 1. Система учебно-методического обеспечения учебного процесса

Практика деятельности профессиональных образова­тельных учреждений убедительно подтверждает, что веду­щим принципом учебно-методического обеспечения учеб­ного процесса является принцип системности.

Исходными документами для разработки комплекса учебно-методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями госу­дарственного стандарта, современного производства, рын­ка труда к подготовке квалифицированных рабочих. Комп­лекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала.

Система (комплекс) учебно-методической докумен­тации и средств обучения по предмету (профессии) пред­ставлена на рис. 2 (с. 16).

Охарактеризуем вначале нормативные и учебно-ме­тодические документы.

НОРМАТИВНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Государственный стандарт НПО - это совокупность требований к уровню содержания и качеству профессио­нального образования.

Учебный план - «официальный документ, отражаю­щий объем и содержание обучения».*

Инвариантные аспекты объема и содержания обуче­ния в учреждениях НПО устанавливаются на федераль­ном уровне через модель учебного плана и типовой (при­мерный) учебный план; вариативные аспекты разраба­тываются на уровне региона и учреждения образования (региональный /примерный/ учебный план, рабочий учеб­ный план).

Непосредственной основой планирования учебного процесса в образовательном учреждении является рабо­чий учебный план.

Рабочий учебный план разрабатывается в конкрет­ном образовательном учреждении на основе региональ­ного (примерного) с учетом выбранной специализации и требований местного компонента образовательного стан­дарта.

Основой для построения регионального (примерного) учебного плана служит типовой (примерный) учебный план.

* ОСТ 9.10.01-93.

Типовой (примерный) учебный план - документ, ус­танавливающий на федеральном уровне инвариантный перечень и объем учебных циклов и предметов примени­тельно к профессии с учетом ступени квалификации и минимального (базового) срока обучения, отражающий требования, обеспечивающие эквивалентность подготов­ки по данной профессии на всей территории России.

Разработка типового (примерного) учебного плана про­изводится на федеральном уровне на основе модели учеб­ного плана, утвержденной решением коллегии Миноб­разования России от 30.06.93 г. № 14/3, по конкретным профессиям Перечня профессий НПО, утвержденного по­становлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 года № 1362.


Рис. 2. Система учебно-методического обеспечения предметов и профессий


Пакет учебно-программной документации (пакет УПД) для подготовки квалифицированных рабочих в уч­реждениях начального профессионального образования представляет собой сборник нормативных учебно-прог­раммных материалов по конкретной профессии Перечня профессий, разработанных на региональном уровне с уче­том национально-региональных требований к подготов­ке кадров и в совокупности составляющих проект реги­онального компонента стандарта НПО по данной профес­сии, утверждаемый (также на региональном уровне) по­ен е его апробации.

Учебная программа - документ, детально раскрываю­щий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).

Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) ком­поненты содержания и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерно­го (типового) учебного плана.

Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применитель­но к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

Необходимым компонентом скорректированной либо авторской программы производственного обучения явля­ется перспективно-тематический план, позволяющий корректировать поурочное планирование изучения конк­ретных тем с позиций методики, видов самостоятельной работы учащихся, межпредметных связей, учебно-мето­дического обеспечения и пр.

Ниже приведена рекомендуемая табличная форма пер­спективно-тематического плана.

Форма 1

Рекомендуемая табличная форма перспективно-тематического плана

УТВЕРЖДАЮ: Директору УНПО № ____

__________________________ (Ф.И.О.)

«____»_________________ 200____ г.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Профессия ______________________________________________________

№ урока Кол-во часов Тема и краткое содержание урока Цели и задачи урока Методические характеристики и особенности проведения урока Самостоятельные работы, упражнения, формы контроля знаний Межпредметные связи УМО Домашнее задание Дополнительные данные
                   
                   
                   

Мастер производственного обучения _____________________________________________________

План урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподава­телем на каждое учебное занятие для обеспечения эф­фективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирова­ния у них прочных знаний, умений и навыков.

Перечень учебно-производственных работ по про­фессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умени­ями и навыками, предусмотренными программой произ­водственного обучения.

Форма Перечня учебно-производственных работ за­висит от профиля учебного заведения. Рекомендуемая форма Перечня учебно-производственных работ приве­дена на с. 20.

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ

Образовательное учреждение начального профессио­нального образования на современном этапе характери­зуется:

- переходом на новое содержание образования в соответствии с государственными стандартами и новым Перечнем профессий;

- выборным вариантом учебных планов и программ;

- вариативностью и многоступенчатостью подготов­ки по новому Перечню профессий начального професси­онального образования;

- блочно-модульной системой обучения профессий;

- разнообразием типов учебных заведений (ПУ, ПЛ,
учебный центр);

- новыми требованиями к оценке результатов деятельности педагогов согласно ЕТКС оплаты труда и вво­димым категориям;

- переходом на новые условия хозяйствования и включением экономических методов управления.

В практической реализации этих направлений важную роль призваны сыграть частные методики по учебным предметам, создаваемые на основе достижений пе­дагогической науки, техники и технологии производства и передового педагогического опыта.

Форма 2

Рекомендуемая форма Перечня учебно-производственных работ

УТВЕРЖДАЮ: Директору УНПО № ____

__________________________ (Ф.И.О.)

«____»_________________ 200____ г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: