Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Под системой учебно-педагогического обеспечения учебного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом.
При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.
|
|
Система, комплекс учебно-методической документации и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.
Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс.
Следующий критерий системы - учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, дидактические функции и возможности.
Системность в учебно-методическом обеспечении процесса обучения предлагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.
Системный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Применительно к теоретическому обучению это этапы сообщения (подачи) учебной информации и ее восприятие, закрепление и совершенствование знаний, применение, контроль и оценка знаний и умений учащихся. Для процесса производственного обучения, соответственно, формирование ориентировочной основы действий учащихся, формирование (отработка) новых и применение освоенных способов действия, контроль и оценка формируемых и сформированных умений и навыков.
|
|
Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Системный подход в учебно-методическом обеспечении предполагает реализацию через систему средств всех основных функций педагогического процесса в комплексе.
Оснащая учебный процесс средствами обучения и учебно-методической документацией, необходимо учитывать эргономический фактор, имея в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих профессий, содержания обучения, организации системы создания таких средств, с другой - выбор и создание средств, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п. Кроме того, средства обучения, и ходящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использования в учебном процессе.
Учет всех этих факторов-критериев в комплексе составляет сущность системного подхода к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Эта система отражена на рис. 1.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
| ||||||
| |||
| |||
Рис. 1. Система учебно-методического обеспечения учебного процесса
Практика деятельности профессиональных образовательных учреждений убедительно подтверждает, что ведущим принципом учебно-методического обеспечения учебного процесса является принцип системности.
Исходными документами для разработки комплекса учебно-методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями государственного стандарта, современного производства, рынка труда к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала.
Система (комплекс) учебно-методической документации и средств обучения по предмету (профессии) представлена на рис. 2 (с. 16).
Охарактеризуем вначале нормативные и учебно-методические документы.
НОРМАТИВНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Государственный стандарт НПО - это совокупность требований к уровню содержания и качеству профессионального образования.
Учебный план - «официальный документ, отражающий объем и содержание обучения».*
Инвариантные аспекты объема и содержания обучения в учреждениях НПО устанавливаются на федеральном уровне через модель учебного плана и типовой (примерный) учебный план; вариативные аспекты разрабатываются на уровне региона и учреждения образования (региональный /примерный/ учебный план, рабочий учебный план).
Непосредственной основой планирования учебного процесса в образовательном учреждении является рабочий учебный план.
Рабочий учебный план разрабатывается в конкретном образовательном учреждении на основе регионального (примерного) с учетом выбранной специализации и требований местного компонента образовательного стандарта.
|
|
Основой для построения регионального (примерного) учебного плана служит типовой (примерный) учебный план.
* ОСТ 9.10.01-93.
Типовой (примерный) учебный план - документ, устанавливающий на федеральном уровне инвариантный перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии с учетом ступени квалификации и минимального (базового) срока обучения, отражающий требования, обеспечивающие эквивалентность подготовки по данной профессии на всей территории России.
Разработка типового (примерного) учебного плана производится на федеральном уровне на основе модели учебного плана, утвержденной решением коллегии Минобразования России от 30.06.93 г. № 14/3, по конкретным профессиям Перечня профессий НПО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 года № 1362.
Рис. 2. Система учебно-методического обеспечения предметов и профессий
Пакет учебно-программной документации (пакет УПД) для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования представляет собой сборник нормативных учебно-программных материалов по конкретной профессии Перечня профессий, разработанных на региональном уровне с учетом национально-региональных требований к подготовке кадров и в совокупности составляющих проект регионального компонента стандарта НПО по данной профессии, утверждаемый (также на региональном уровне) поен е его апробации.
Учебная программа - документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).
Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.
Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального компонента стандарта.
|
|
Необходимым компонентом скорректированной либо авторской программы производственного обучения является перспективно-тематический план, позволяющий корректировать поурочное планирование изучения конкретных тем с позиций методики, видов самостоятельной работы учащихся, межпредметных связей, учебно-методического обеспечения и пр.
Ниже приведена рекомендуемая табличная форма перспективно-тематического плана.
Форма 1
Рекомендуемая табличная форма перспективно-тематического плана
УТВЕРЖДАЮ: Директору УНПО № ____
__________________________ (Ф.И.О.)
«____»_________________ 200____ г.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Профессия ______________________________________________________
№ урока | Кол-во часов | Тема и краткое содержание урока | Цели и задачи урока | Методические характеристики и особенности проведения урока | Самостоятельные работы, упражнения, формы контроля знаний | Межпредметные связи | УМО | Домашнее задание | Дополнительные данные |
Мастер производственного обучения _____________________________________________________
План урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.
Форма Перечня учебно-производственных работ зависит от профиля учебного заведения. Рекомендуемая форма Перечня учебно-производственных работ приведена на с. 20.
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ
Образовательное учреждение начального профессионального образования на современном этапе характеризуется:
- переходом на новое содержание образования в соответствии с государственными стандартами и новым Перечнем профессий;
- выборным вариантом учебных планов и программ;
- вариативностью и многоступенчатостью подготовки по новому Перечню профессий начального профессионального образования;
- блочно-модульной системой обучения профессий;
- разнообразием типов учебных заведений (ПУ, ПЛ,
учебный центр);
- новыми требованиями к оценке результатов деятельности педагогов согласно ЕТКС оплаты труда и вводимым категориям;
- переходом на новые условия хозяйствования и включением экономических методов управления.
В практической реализации этих направлений важную роль призваны сыграть частные методики по учебным предметам, создаваемые на основе достижений педагогической науки, техники и технологии производства и передового педагогического опыта.
Форма 2
Рекомендуемая форма Перечня учебно-производственных работ
УТВЕРЖДАЮ: Директору УНПО № ____
__________________________ (Ф.И.О.)
«____»_________________ 200____ г.