Кроссворды - виды заданий, позволяющих разнообразить формы работы с учащимися.
В составлении кроссворда можно выделить четыре этапа:
- определение слов, которые войдут в кроссворд;
- зашифровка терминов соответствующими формулировками, определениями и т.п.;
- составление произвольной композиции из них (удобнее всего на клеточной бумаге);
- составление композиции с цифровыми обозначениями мест, где начинаются слова по горизонтали и вертикали.
Первый этап составления кроссвордов может быть проведен как преподавателем, так и самим учащимся. Преподаватель может дать примерный список терминов, а может ограничиться просто заданием определенного количества слов. Это зависит от того, что он хочет проверить.
Составляя кроссворды, учащиеся многократно обращаются к программному материалу, закрепляют в процессе их решения полученные знания. Заданием может служить и взаимная проверка составленных кроссвордов. Эта задача не намного проще, чем составление кроссвордов, так как проверяющему необходимо оценивать и качество формулировок.
Может показаться, что составление кроссвордов просто игра и не представляет никакого труда. Но попробуйте составить тематический кроссворд хотя бы из пяти слов и вы убедитесь, что для этого нужно обладать определенной эрудицией, уметь свободно применять знание формулировок, кратко излагать суть понятий, явлений.