В сборник включаются вопросы, которые используются при проведении текущего (поурочного) и итогового (по теме в целом) контроля усвоения учебного материала, а также при проведении эвристических бесед с учащимися; для устного опроса учащихся перед сообщением нового учебного материала с целью увязки с содержанием ранее изученного; для составления заданий по самостоятельному изучению учащимися учебного материала по учебнику или учебному пособию; для выдачи домашнего задания учащихся; для разработки контрольных работ.
Вопросы, включаемые в сборник, в основном, продуктивные, т.е. требующие не только припоминания, но и активного мышления учащихся:
• на сравнение («В чем сходство и различие...?», «Чем
отличается...?», «Укажите разницу...»);
• на установление причинно следственных связей
(«Что послужило причиной...?», «Что произойдет, если...?»,
«Как изменится...?», «Какое влияние оказывает...?»,
«Какая связь существует...?», «Почему...?»);
• на определение цели действия, явления, процесса
(«Какую цель преследует...?», «Каково значение...?», «Для
чего выполняется...?»);
на выявление основных характеристик, признаков или качеств предметов и явлений («Укажите характерные черты...», «Какие условия необходимы для...?», «В каких случаях...?», «Что обеспечивает...?»);
• на классификацию предметов или явлений по указанному признаку («На какие группы делятся...?», «Назовите..., относящиеся к...»);
• на установление значения того или иного явления, процесса («Какое влияние оказывает...?», «Какое значение имеет...?»);
• на объяснение, обоснование или доказательство
(«Чем объяснить...?», «Докажите...», «Как обосновать...?»);
• на выводы и обобщения («Какой вывод можно сделать...?», «В чем сущность...?»);
• на выявление пространственных представлений
(«Покажите на схеме...», «Проследите на схеме...»).
Количество вопросов, включаемых в сборник, - примерно два-три на один час занятий (охват только наиболее существенного, базового материала темы).
Требования к содержанию и формулировкам вопросов:
• вопросительная форма, техническая и литературная грамотность;
• вопросы по содержанию должны быть достаточной
сложности и трудности, но доступными для учащихся на
соответствующем этапе обучения;
• формулировка вопросов должна быть четкой, понятной, определенной по содержанию, должна требовать определенного ответа;
• не следует формулировать вопросы так, чтобы они требовали односложного ответа или «угадывания» типа «да - нет», «больше - меньше» и т.п.;
· вопросы по преимуществу должны иметь прикладной характер, быть достоверными и актуальными для соответствующей профессии;
• следует избегать таких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ;
• не следует пользоваться каверзными вопросами, на которые вообще нельзя дать правильного ответа.
4. Задания для проведения упражнений и выполнения самостоятельных работ на уроках, а также для выполнения домашней учебной работы учащихся
Основные виды (типы) заданий:
• количественные задачи - задание на выполнение
расчетов, подсчетов, определение параметров, режимов;
включают также задачи с неполными данными, которые
учащиеся должны самостоятельно определить и найти в
справочной литературе;
• качественные задачи, или задачи-вопросы на применение знаний в различных ситуациях: на выбор инструментов, приспособлений, способов обработки, сборки, наладки, обслуживания, на выбор материалов; на сравнение и оценку способа выполнения работ, процессов, их эффективности; на объяснение явлений, процессов, способов выполнения работ, принимаемых решений и т.п.;
• карточки-задания включают вопросы для учащихся, как-то:
- задания по изучению устройства машин, механизмов, приборов, аппаратов, установок и т.п. по рисунку, схеме, эскизу, а также по натуральному объекту;
- задания на объяснение процесса, действия, взаимодействия частей машины, агрегата, прибора по принципиальной или кинематической схеме;
- задания на составление кинематических, принципиальных схем на основе изучения машин и механизмов, аппаратов и т.п.;
- задания по изучению (инструктивной)технической документации;
- заполнение (системных) ситематизационных таблиц, характеризующих изучаемые объекты, процессы, явления по сходству и различию, достоинствам и недостаткам, назначению, области применения, техническим требованиям, свойствам, экономическим показателям и факторам;
- разработка технологических процессов или описание последовательности выполнения работы;
- задания по диагностике неисправностей;
- задания на прогнозирование процесса, действия, явления и т.д.;
- задание на обоснование экономической эффективности, поиск путей повышения производительности труда, улучшения качества, повышения надежности, конкурентоспособности.
Основные типы карточек-заданий приведены в табл. 4 (с. 50-51).
К заданиям для выполнения упражнений и самостоятельных работ при необходимости даются рисунки, чертежи, эскизы, схемы и др. При этом следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- рисунки и чертежи должны быть, по возможности, простыми;
- если соответствующие заданию рисунки или схемы имеются в литературных источниках, которыми пользуются учащиеся, они в сборнике не помещаются, на них даются соответствующие ссылки;
- если сущность задания и способы его выполнения
возможно передать словами, иллюстрации и графические
материалы в сборник не включаются.
Различные задания, включаемые в сборник, не должны по сущности учебного материала дублировать друг друга, а также - контрольных вопросов, включенных в учебник.
Большинство из перечисленных видов заданий, прежде всего карточки-задания с эталонами правильного выполнения заданий, применяются для тестового контроля знаний и умений учащихся.
Тесты - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий специфической формы возрастающей сложности, позволяющих качественно оценивать структуру, уровень знаний, умений и другие интересующие категории личности учащегося.
Тесты - это задания, идентичные для всех участвующих в обследовании с точно определенными способами оценки результатов и их числового выражения. Тест состоит из задания и эталона.
Эталон - образец последовательного и правильного выполнения задания:
Т = 3 + Э,
где Т - тест, 3 - задание, Э - эталон.
Эталон дает возможность проверяющему оценить правильность ответа учащегося. Кроме того, эталон можно использовать для самостоятельной оценки (контроля) знаний и умений учащихся.
Тесты классифицируют следующим образом:
- первый уровень (выборочные): тесты опознания,
различия, соотношения;
- второй уровень: тесты на подстановку, конструктивные тесты, тесты-процессы;
- третий уровень: тесты-задачи, тесты-процессы.
Для разработки тестовых заданий необходим предварительный анализ содержания учебного предмета. Нужно проанализировать квалификационную характеристику (с учетом уровней классификации), учебную программу, четко определить цели изучения темы, раздела курса. В каждой теме необходимо выделить основные учебные элементы и определить уровень их усвоения.
В настоящее время в соответствии со стандартом образования разрабатываются учебные программы с указанием учебных элементов и уровней их усвоения по всем темам предмета. Основные учебные элементы следует определить для того, чтобы проверялся наиболее важный, необходимый для усвоения материал. Известно, что не все понятия учащийся должен усвоить на одном и том же уровне.
Уровни необходимо учитывать как в процессе преподавания при выборе методов и методических приемов обучения, так и при разработке любых учебных заданий. При подготовке заданий тестового типа уровни усвоения учитываются путем создания тестов определенных уровней.
В тестовые задания первого уровня могут входить задания на выбор ответов, данных в словесной форме; на выбор последовательности, характера влияния определенных факторов на данную величину; на выбор соотношения, сочетания, соответствия предметов, явлений и др.
На втором уровне усвоения профессиональных знаний учащимся предлагается репродуктивная деятельность: решение типовых задач, разработка типовых процессов, формулировка понятий и др.
К тестам второго уровня относятся тесты-подстановки, конструктивные тесты, тесты-задачи и тесты-процессы.
Тест-подстановка содержит в задании информацию (текст, уравнение, формула, чертеж, схема, график, диаграмма и др.), в которой пропущены составляющие существенную часть информации слова, линии, индексы, условные обозначения и др.; учащийся должен заполнить пропущенное.
Задания конструктивных тестов требуют от учащегося самостоятельно сконструировать ответ: воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, проанализировать изученное явление, выполнить чертеж и т.д. Эталоном конструктивного теста является образец правильного и последовательного выполнения задания. Например: «Чему равна по питательности одна кормовая единица?». Эталон: «1 кг овса среднего качества».
Тесты-задачи второго уровня содержат условие и требование того, что нужно определить в ходе решения. Эталон - решение задачи.
Тесты-процессы предназначены для проверки знания содержания и последовательности проведения технологических процессов. Эталоном служит описание (алгоритм) рациональной последовательности всех операций или технической документации.
При составлении тестов третьего уровня следует исходить из того, что учащийся должен уметь выполнять действия, общая последовательность и методика выполнения которых изучены на занятиях.
В тесте-процессе третьего уровня можно предложить учащемуся описать порядок проведения процесса, если исходные условия изменены по сравнению со стандартными; предложить выбрать оборудование и инструменты, исходя из определенных условий или соображений (экономичности, высокой производительности, автоматизации и т.д.).
Эталоном будет правильно выполненная технологическая карта или правильно описанная операция. Можно составить тестовые эталоны на проектирование небольших по объему процессов, например, одной операции.
Основными требованиями к тестам первого, второго, третьего уровней являются следующие.
1. Соответствие содержания по объему полученной
учащимися информации и контролируемому уровню усвоения (содержательная и функциональная валидность).
2. Тщательная проверка формулировок, терминов, буквенных обозначений, количественных данных, графических построений и т.д. (в соответствии с учебниками и учебными пособиями, инструкциями, ГОСТами, ТУ, стандартами ЕСКД и др., которыми в процессе обучения пользуются учащиеся).
3. Указание в тесте источника информации, которую
использовал разработчик с точным обозначением страниц, абзацев, номеров рисунков (для проверяющего).
4. Простота задания (задание должно требовать от учащегося решения только одного вопроса).
5. Четкость задания (формулировка теста должна четко разъяснять поставленную задачу перед учащимися).
6. Однозначность задания (все учащиеся должны понимать одинаково задание и при выполнении его действовать в соответствии с заранее составленным эталоном).
7. Практическая и дидактическая прогностичность задания (тест должен быть составлен таким образом, чтобы учащиеся, показавшие хорошие результаты при контроле усвоения, могли в дальнейшей учебной или производственной деятельности выполнять операции, предусмотренные тестом, а также усваивать информацию на более высоком уровне).
Надежность (набор тестов одного варианта по всем объектам контроля должен содержать не менее 30-40 существенных операций).
9. По теме должно быть не менее четырех вариантов тестов; все варианты тестов по одной теме должны иметь примерно одинаковое суммарное количество существенных операций.
Дополнительные требования к тестам первого уровня:
- задание должно быть составлено подробно, а ответ -
по возможности лаконичным;
- ответы должны быть идентичными по форме, содержанию, объему и соответствовать с точки зрения грамматики и логики вопросу;
- недопустимы абсурдные, очевидно неправильные ответы; оптимальное количество ответов в выборочном тесте равно четырем.
Следует помнить, что методика разработки тестов (заданий тестового типа) по теме включает следующие операции:
- составление граф и спецификации учебных элементов по теме;
- определение объектов контроля и выделение учебных элементов, по которым составляют тесты (тестовые задания);
- разработка тестов (тестовых заданий);
- разработка вариантов тестов (для теоретического обучения);
- экспертная проверка и корректировка тестов;
- размножение заданий в количестве, необходимом для проверки;
- экспериментальная и экспертная проверка, анализ результатов и окончательная корректировка задания и эталонов.
Количественным критерием оценки правил ыкхги выполнения тестовых заданий служит коэффициент усвоения К, представляющий собой отношение количества правильно выполненных учащимся существенных операций (а) к общему числу существенных операций в тесте (р): К = а/р.
Существенными называют операции, отражающие усвоение учащимися знания по тем учебным элементам, которые в данный момент являются объектами контроля. Такие операции отмечаются разработчиком в эталоне.
Как показывают исследования, К должно быть не менее 0,7. Только при этом можно говорить о сформированной деятельности учащихся. Если провести формирование коэффициента усвоения по трем интервалам в диапазоне от 0,7 до 1,0, то их можно соотнести по 5-балльной шкале, представленной на следующей странице.

Более удобной является непрерывная порядковая, или интервальная, шкала, которая учитывает весь диапазон измеряемой деятельности и которую можно соотнести, например, с 12-балльной шкалой отметок.
Для оценки знаний учащихся по любой шкале необходимо составить статически и дидактически обоснованный тест-лестницу. По числу выполненных учащимися существенных операций в каждой батарее тестов (первого, второго, третьего уровней) подсчитываются коэффициенты усвоения. Итоговая оценка выставляется по достигнутому учащимися высшему уровню.
5. Задания-инструкции по выполнению лабораторно-практических работ
Лабораторно-практические работы по общетехнологическим и специальным предметам занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики.
Основные виды лабораторно-практических работ:
1. Наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений и процессов, свойств сырья, материалов и продуктов.
2. Наблюдение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов, приспособлений и т.п.
3. Исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками. Определение оптимальных значений этих зависимостей.
4. Изучение использования контрольно-измерительных приборов и инструментов для определения и контроля различных технических и технологических величин.
5. Диагностика неисправностей, регулировка, наладки, настройка и т.п.
Лабораторно-практические работы могут быть как иллюстративными, так и исследовательскими.
Иллюстративные лабораторно-практические работы выполняются по какому-либо уже известному учащимся вопросу, после того как преподавателем установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации.
Исследовательские лабораторно-практические работы предшествуют тем выводам, которые даются в учебниках или на уроках. В этих случаях в результате лабораторно-практической работы учащиеся подводятся к новым знаниям.
В зависимости от организации лабораторно-практические работы могут быть фронтальными и нефронталъными.
Фронтальная организация имеет ряд преимуществ:
- работу можно проводить непосредственно после изучения соответствующей темы программы, переходя последовательно от простого к более сложному;
- значительно облегчается руководство учащимися и наблюдение за ходом выполнения работ, имеется возможность проводить групповой инструктаж.
Нефронтально проводятся, главным образом, лабораторно-практические работы иллюстративного характера после изучения части курса. Обычно для них отводится время после прохождения нескольких тем. Группа разбивается на звенья в соответствии с лабораторными рабочими местами, но не более чем на три человека в звене.
Для проведения нефронтальной лабораторно-практической работы составляется задание-инструкция:
- тема и цель лабораторно-практической работы;
- краткие теоретические сведения, связанные с темой работы;
- описание хода работы;
- указания по оформлению результатов работы.
Для общетехнических предметов такие задания-инструкции издаются централизованно, для специальных предметов обычно разрабатываются преподавателями и утверждаются методическими комиссиями.






