Контакт с аудиторией

Речь докладчика – это, конечно же, монолог. Однако оратор не просто обращается к слушателям, он словно беседует с ними, рассчитывает на отклик. А они могут мысленно соглашаться или возражать. Опытный лектор улавливает реакцию публики и делает для себя выводы. Если он чувствует, что зал «задеревенел», то «на ходу» корректирует свое выступление. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, что не мешает двустороннему общению.

Искусство публичного выступления в том и заключается, что вы имитируете разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Добиться этого, особенно начинающему докладчику, трудно, но возможно, применяя риторические приемы диалогизации, призванные вызвать сопереживание.

Вот какие средства придают речи «разговорность»:

– непосредственное обращение к публике;

– эмоциональные и экспрессивные высказывания;

– разговорный синтаксис – вопросы; восклицания; неполные, короткие, преимущественно односоставные предложения; вводные слова и словосочетания; вставные, присоединительные конструкции; прямая речь.

Важным средством достижения двустороннего общения с аудиторией является зрительный контакт со слушателями. Оратор, читающий по бумажке заранее написанный текст и лишь изредка отрывающийся от спасительного листочка, строит незримую стену между собой и остальными людьми. Правильно устремленный взгляд – непременное условие достижения чувства аудитории. Необходимо научиться контролировать себя и не глядеть отрешенно в потолок или в пространство. Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, пока не поймаете ответный взгляд. Читайте реакцию по глазам, охватывайте весь зал. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого впечатление, что говорят именно с ним.

Огромное значение играет голос. Поэтесса Марина Цветаева писала: «Одно дело слушать, а другое – слышать». Если хотите быть по-настоящему услышанным – меняйте интонацию, повышайте и понижайте тон речи, выдерживайте паузы, добиваясь живой реакции публики.

Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует аудиторию: не появились ли признаки переутомления. Что делать, если интерес ослаб? Существует действенный, проверенный способ вернуть внимание аудитории – эмоциональная разрядка. Вспомните какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; сделайте «лирическое отступление», расскажите веселый анекдот, рассмешите зал. Все это поможет поддержать затухавшую коммуникативность и продолжить речь.

И.Б. Голуб,

профессор Московского государственного университета печати.

Советы оратору


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: