Расписание в картинках

Для ребенка, который плохо воспринимает неопределенность и многовариантность повседневной жизни, полезно завести иллю­стрированное расписание, показывающее, как организованегодень, чем он должен заниматься сейчас и в ближайшем будущем.

Идея визуального расписания разработана программой TEACCH. Эта программа используется при обучении детей с аутизмом и коммуникативными нарушениями. Она довольно сложна, но упро­щенный ее вариант пригоден и для домашнего использования.

Расписание может покрывать весь день или только несколько часов. Организуйте его в соответствии с потребностями ребенка.

Возьмите доску или лист картона и закрепляйте на нем с помощью липкой ленты предметы или рисунки. Расписание должно «читаться» слева направо или сверху вниз.

Обозначьте каждый пункт расписания с помощьюпредметов, рисунков, фотографий, символов или надписей.

Ниже мы предлагаем несколько вариантов визуального расписания — от самых простых до более усложненных.

Выберите вариант, наиболее соответствующий уровню понимания вашего ребенка.

Расписание в картинках: обед, катание на качелях,

прогулка и поход в магазин.

— Используйте для обозначения пунктов расписания реальные предметы. Например, пусть завтрак обозначается ложкой, плавание в бассейне — надувной игрушкой, обед — бананом, а поход в магазин — сумкой.

— Используйте фотографии предметов или вашего ребенка за соответствующими занятиями. Например, вы можете обо­значить детский сад фотографией ребенка в детском саду, поход в магазин — фотографией продуктовой тележки, при­езд бабушки — фотографией бабушки и вашем доме.

— Используйте в качестве обозначений рисунки.

— Используйте в качестве обозначений символы «Макатона». (О языке «Макатон» см. ниже, с. 63).

— Наконец, переходите к обычному письменному расписанию.

Переходите последовательно от более легких уровней к более сложным. При переходе некоторое время используйте оба способа обозначения одновременно.

Вначале этот метод может показаться вам сложным, но жизнь маленького ребенка не слишком разнообразна, и вам понадобится не больше дюжины предметов или картинок, которые вы сможете чередовать по мере надобности. Если происходит что-то не­ожиданное, используйте восклицательный знак как символ изме­нения первоначальных планов.

В течение дня обращайтесь к расписанию вместе с ребенком. Когда ребенок заканчивает какое-либо занятие, снимайте с доски соответствующий предмет или рисунок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: