Тема 6.2. Монтаж блочно-комплектных насосных и компрессорных станций


Комплектно-блочный метод строительства насосных и компрессорных станций. Монтажные технологические операции при монтаже насосных и ком­прессорных станций в блочном исполнении. Монтаж боксов для блочно-комплектных станций.


Методические указания

Генеральное направление развития строительства насосных и компрессорных станций — дальнейшее расширение блочности перекачивающих агрегатов, основного и вспомогательного тех­нологического оборудования и технологических трубопроводов. В связи с этим существенно изменяются как конструктивные, так и объемно-планировочные решения насосных и компрессор­ных станций. На блочно-комплектных насосных и компрессорных станциях отсутствуют капитальные производственные здания тяжелого типа с железобетонными каркасами и ограждающими конструк­циями из железобетона. Всю или большую часть технологиче­ского оборудования насосных и компрессорных станций разме­щают в легких общих или индивидуальных зданиях, транспорта­бельных боксах или на открытом воздухе (открытая компа­новка). Большую часть основного и вспомогательного оборудования блочно-комплектных насосных и компрессорных станций поставляют с заводов-изготовителей в виде полностью подготовленных блоков. Подобные блоки перед монтажом не вскрывают и не подвергают ревизии, что значительно сокращает сроки монтажа оборудования. Комплектно-блочный метод строительства—метод органи­зации строительства объектов из изделий высокой степени завод­ской готовности в виде блочно-комплектных устройств (БКУ), укрупненных монтажных узлов и заготовок инженерных коммуни­каций, поставляемых на объект специализированными предприя­тиями, основанный на принципах агрегирования ресурсов и орга­низационных структур. Блочно-комплектное устрой­ство – объект одноцелевого на­значения, собираемый на специ­ализированном предприятии или месте монтажа из комплекта бло­ков, боксов, блок-контейнеров, блок-боксов, суперблоков или их различных сочетаний и загото­вок межблочных коммуникаций. Блок, строительно-технологи­ческий блок — транспортабель­ное устройство, вписывающееся в габариты погрузки, в виде со­вокупности оборудования и стро­ительных конструкций, смонти­рованных на общем основании.

Бокс— транспортабельное здание из легких строительных конструкций, вписывающееся в габариты погрузки.

Блок-бокс — блок с технологическим оборудованием и инже­нерными системами, внутри которого создают микроклимат, не­обходимый для надежной работы установленного оборудова­ния и длительной работы в нем обслуживающего персонала.

Блок-контейнер — блок с индивидуальным укрытием (кон­тейнером), внутри которого создают микроклимат, необходи­мый для работы установленного оборудования и приборов. До­ступ к оборудованию и приборам для обслуживания и ремонта осуществляется, как правило, извне.

Суперблок — блочно-комплектное устройство или его часть, размеры которого превышают габариты погрузки.

Сотовая компоновка — компоновка здания, предусматриваю­щая стыковку боксов продольными или торцевыми сторонами с установкой их рядами или ярусами над коммуникационным этажом.

Дальнейшее развитие блочно-комплектных насосных и комп­рессорных станций — применение блочно-модульных устройств (БМУ), которые представляют собой модуль, содержащий обо­рудование одного назначения. Для примера БМУ компрессор­ной станции можно привести модуль, состоящий из газоперека­чивающего агрегата, аппарата по очистке газа от пыли и обвязочных трубопроводов. Блочно-модульные устройства ис­пользуют при проектировании насосных станций. На практике широко применяют блочно-модульную промежуточную насос­ную станцию БМПНС-12,5, в состав которой входят два модуля. Первый модуль — здание, составленное из боксов, в котором размещено оборудование одного назначения: энергетическое, связи, КИП и А, телемеханики и системы водоснабжения. Вто­рой модуль — такое же здание, в котором размещены объекты обслуживания насосной станции: мастерские, склад оборудова­ния и помещение для обогрева вахтенного персонала. Приме­нение подобных модулей позволяет уменьшить площадь насос­ной или компрессорной станции и протяженность обвязочных трубопроводов, снизить стоимость станции. Значительному уменьшению площади насосной или компрессорной станции способствует применение сотовой компоновки боксов с разме­щенным в них оборудованием (блок-боксов и блок-контейне­ров). При сотовой компоновке блок-боксов и блок-контейне­ров боксы стыкуют по длинным или коротким сторонам в один или два ряда при одно- и двухэтажном их расположении.


Тема 6.3. Монтаж насосных и газоперекачивающих агрегатов


Технология и организация монтажа насосных агрегатов. Монтаж центро­бежных насосов и электродвигателей. Технология и организация монтажа газо­перекачивающих агрегатов с приводом от стационарных газовых турбин и электродвигателей. Технология монтажа газоперекачивающих агрегатов с при­водом от авиационных и судовых газовых турбин. Подготовительные, основ­ные и пуско-наладочные работы. Порядок монтажа турбокомпрессорного агре­гата. Монтаж постаментов и дымовых труб. Монтаж обвязки газовых турбин. Монтаж всасывающего воздуховода. Монтаж системы топливного и пус­кового газа. Пуско-наладочные работы. Монтаж контрольно-измерительных приборов и автоматики.


Методические указания

К фундаментам газоперекачивающих агрегатов КС и насосных агрегатов НС предъявляются более жесткие требования по срав­нению с фундаментами зданий. Это связано, во-первых, с боль­шими динамическими нагрузками на фундаменты, во-вторых, с жесткими минимальными допусками на перекосы, горизон­тальность и смещение фундаментов. На этих фундаментах рабо­тают, например, газоперекачивающие агрегаты с газовыми тур­бинами с частотой вращения ротора 3000 об/мин, а смещение ротора на сотые доли миллиметра вызывает его усиленное бие­ние и остановку на ремонт. Поэтому фундаменты перекачиваю­щих агрегатов должны обладать необходимой статической проч­ностью и малой чувствительностью к динамическим (вибраци­онным) нагрузкам, т. е. малой амплитудой колебаний и отсут­ствием или малой динамической осадкой.

В практике сооружения насосных и компрессорных станций применяют три типа фундаментов перекачивающих агрегатов: массивные, рамные и свайные. Тип фундаментов пере­качивающих агрегатов НС и КС зависит от многих причин: вы­сотной отметки расположения перекачивающего агрегата, ха­рактера и прочности грунтов основания и района строительства.

Массивные фундаменты — фундаменты, имеющие форму, близкую к параллелепипеду, из бетона с минимальным коэффи­циентом армирования. Конфигурация и размеры этого фунда­мента в плане зависят от конфигурации и размеров основания перекачивающих агрегатов. Массивные фундаменты широко применяют на НС и КС под насосные и газоперекачивающие аг­регаты с нулевой высотной отметкой или с незначительным от­клонением от нее. Такие фундаменты отличаются высокой несу­щей и демпфирующей способностью, т. е. способностью к гаше­нию колебаний. Массивные фундаменты выполняют монолитными и реже сборно-монолитными. В связи с этим они отлича­ются большой трудоемкостью возведения, необходимостью про­ведения бетонных и значительного объема земляных работ на строительной площадке при повышенном расходе бетона. Пос­ледние обстоятельства значительно затрудняют использование массивных фундаментов, особенно в условиях севера Западной Сибири.

Рамные фундаменты — железобетонные фундаменты, состоя­щие из монолитной массивной фундаментной плиты, стоек и опорной рамы, на которую устанавливают перекачивающий аг­регат. Эти фундаменты широко применяют для газоперекачи­вающих агрегатов, устанавливаемых на плюсовых высотных от­метках до +4,5 м. Рамные железобетонные монолит­ные фундаменты отличаются большой трудоемкостью возведе­ния. В связи с этим конструкция таких фундаментов изменена в сторону снижения трудоемкости их возведения и уменьшения расхода материала. Монолитные железобетонные стойки были заменены на сборные из железобетона. Установка и закрепле­ние сборных железобетонных стоек осуществлялась в углубле­ниях (колодцах) путем их замоноличивания. На стойки устанав­ливали опалубку и бетонировали монолитную опорную железо­бетонную раму.

Применение свайных фундаментов под газоперекачивающие и насосные агрегаты явилось дальнейшим развитием индустриа­лизации строительства насосных и компрессорных станций. При­менение свайных фундаментов позволяет почти полностью ис­ключить земляные работы, сократить расход бетона, снизить трудоемкость и уменьшить сроки выполнения работ нулевого цикла. В связи с тем, что чувствительность свайных фундамен­тов к динамическим нагрузкам велика, а это вызывает дополни­тельную осадку свай, была проведена большая научно-исследо­вательская работа и опытно-промышленные испытания.

До начала монтажа перекачивающих агрегатов заканчивают общестроительные работы, обеспечивающие необходимый фронт ведения монтажных работ. В частности, до начала мон­тажа перекачивающих агрегатов необходимо закончить работы нулевого цикла, т. е. монтаж и устройство фундаментов, обрат­ную засыпку и уплотнение грунтов по всем элементам нулевого цикла, обустройство внеплощадочных и внутриплощадочных дорог и площадок для укрупнительной сборки оборудования, подлежащего монтажу.

До начала монтажа на монтажную площадку доставляют грузоподъемные машины и приспособления для монтажа. В ка­честве грузоподъемных машин при монтаже перекачивающих агрегатов используют гусеничные, автомобильные самоходные краны и самоходные краны на пневмоколесном ходу. При мон­таже перекачивающих агрегатов и оборудования насосных и компрессорных станций масса монтажных блоков достигает 100 т. Поэтому при монтаже перекачивающих агрегатов и обо­рудования насосных и компрессорных станций чаще применяют два спаренных самоходных монтажных крана меньшей грузо­подъемности.

Насос­ные агрегаты поставляют в виде двух основных блоков, уста­навливаемых на раздельные рамы: центробежного одноступен­чатого магистрального насоса и электродвигателя.

Технология и организация монтажа насосных агрегатов блочной поставки зависит от степени готовности здания насос­ного цеха. В связи с этим различают два способа монтажа на­сосных агрегатов: до начала строительства здания насосного цеха; после окончания строительства здания насосного цеха. В первом случае значительно облегчается монтаж насосных агрегатов, так как при этом возможно применение любых мон­тажных кранов, и упрощается доставка блоков насосных агре­гатов к фундаментам, что повышает производительность мон­тажа, снижает его трудоемкость и в конечном итоге приводит к сокращению сроков строительства насосных цехов и насос­ных станций. Однако при этом качество монтажа существенно зависит от погодных условий. Кроме того, при последующем монтаже здания необходимо принимать меры для защиты на­сосных агрегатов от случайных повреждений. При монтаже на­сосных агрегатов в готовом здании насосного цеха условия монтажа значительно ухудшаются из-за стесненности простран­ства, но при этом сам процесс монтажа не зависит от погод­ных условий. На практике применяют оба способа монтажа на­сосных агрегатов.

Монтаж газоперекачивающих агрегатов с приводом от ста­ционарных газовых турбин и электроприводом, как правило, ведут до начала строительства общих или индивидуальных зданий. Для монтажа блоков газоперекачивающих агрегатов наиболее часто применяют стреловые самоходные краны — гу­сеничные и пневмоколесные грузоподъемностью до 100 т и бо­лее. При отсутствии на строительной площадке стре­ловых самоходных кранов достаточной грузоподъемности ис­пользуют спаренные краны меньшей грузоподъемности. Для установки газоперекачивающих агрегатов на отметке опорной поверхности фундамента, близкой к нулевой, применяют также по два крана-трубоукладчика необходимой грузоподъемности.

Монтаж газоперекачивающего агрегата включает следую­щие технологические операции: доставку блоков ГПА в зону монтажа (в пределы вылета стрелы крана); установку блоков ГПА на опорные поверхности фундамента; выверку и стыковку монтажных блоков; затяжку фундаментных или анкерных болтов.


Тема 6.4. Монтаж основного и вспомогательного технологического обо­рудования


Методические указания


До начала монтажа основного и вспомогательного технологи­ческого оборудования и трубопроводов заканчивают работы нулевого цикла в объеме, предусмотренном проектом. В част­ности, заканчивают строительство фундаментов технологиче­ского оборудования, БКУ, блок-боксов и блок-контейнеров, а также монтаж строительных конструкций и фундаментов надземных технологических трубопроводов.

На фундаментах, сдаваемых под монтаж, должны быть на­несены разбивочные оси, рабочие реперы или рабочие высот­ные отметки. На фундаментах, предназначенных для установки БКУ и оборудования, оси наносят на закладные металличе­ские детали, а высотные отметки фиксируют на реперах.

Узлы трубопроводов, металлоконструкций и, в случае необ­ходимости, оборудование до начала монтажа проходят укрупнительную сборку. Максимальная масса узлов и блоков лими­тируется характеристикой грузоподъемного механизма, с по­мощью которого их монтируют. Максимальные габариты этих узлов и блоков обусловлены условиями монтажа, а также транспортировки в зону монтажа.

Монтаж установки очистки газа. Установка, предназначенная для очистки газа от механических примесей и конденсата, со­стоит из группы аппаратов колонного типа — пылеуловителей и их трубной обвязки. До начала монтажа установки необхо­димо выполнить комплекс мероприятий и работ, указанных выше, и кроме того провести укрупнительную сборку узлов на сборочно-сварочном стенде, расположенном в специальной зоне, предусмотренной стройгенпланом.

После доставки пылеуловителей и трубных узлов в монтаж­ную зону установку очистки газа собирают в следующей последовательности: подъем и установка в вертикальное поло­жение пылеуловителей; укладка коллекторов в траншеи; мон­таж обвязочных трубопроводов.

Подъем и установку пылеуловителей в проектное положе­ние осуществляют одним краном или двумя кранами с одно­временным подтаскиванием (в процессе подъема) низа аппа­ратов краном-трубоукладчиком. Монтаж коллекто­ров осуществляют двумя кранами-трубоукладчиками или одним краном грузоподъемностью 25 т, монтаж обвязочных трубопро­вводов тем же краном с длиной стрелы 17,5 м.

Монтаж установки аппаратов воздушного охлаждения газа (АВО газа). Установка АВО газа предназначена для его охлаждения после компримирования и состоит из группы аппа­ратов, каждый из которых включает: секцию трубных пучков, диффузор, электродвигатель привода вентилятора, колесо вен­тилятора, металлоконструкции опор, жалюзи, трубную обвязку.

Монтаж установки АВО газа выполняют в следующей по­следовательности: монтаж аппаратов, укладка коллекторов, монтаж обвязочных трубопроводов.

Монтаж каждого аппарата начинают с установки металло­конструкции опор. Предварительно перед этим уста­навливают приводы вентиляторов-электродвигатели. Для уста­новки последних применяют временные опоры. Затем присту­пают к монтажу трубных пучков с фланцами. По окончании монтажа трубных пучков выверяют и закрепляют электродви­гатели. После этого последовательно монтируют жалюзи, диф­фузоры и вентиляторы. Монтаж аппаратов выполняют краном грузоподъемностью 25 т.

После монтажа аппаратов отрывают траншеи под коллек­торы. Укладку коллекторов в траншеи выполняют двумя трубо­укладчиками.

Монтажные работы на строительной площадке насосных и компрессорных станций организуют в определенной последо­вательности, обеспечивающей монтаж непосредственно с транс­портных средств. В этом случае погрузку оборудования на средства транспорта для подачи его на монтаж осуществляют как на заводе-изготовителе блоков, так и на сборочной пло­щадке промежуточной базы на прирельсовом или приобъект­ном складе. При выборе грузоподъемных машин для производства монтажных работ следует учитывать массу блока.

Все блочные устройства для осуществления данной после­довательности монтажа разбивают на монтажные группы. При этом устанавливают монтажную зависимость блоков в группе и групп между собой. На основе этого каждой группе и каж­дому блоку в составе группы присваивают определенный но­мер, указывающий на очередность подачи под монтаж и мон­тажа в соответствии с графиком.

Монтаж с помощью грузоподъемных кранов (разгрузку с транспортного средства и установку в проектное положение) осуществляют следующим образом: транспортное средство с погруженным на него блоком накатывают на подготовленный фундамент; положение блока по отношению к фундаменту проверяют провеской углов; расположенные с обеих сторон блока два крана (или один кран) приподнимают блок и после вывода транспортного средства из-под монтируемого блока опускают его на основание.

При отсутствии кранов и устройств необходимой грузо­подъемности монтаж наиболее тяжелых (в том числе крупно­габаритных) блоков можно выполнять методом надвижки на фундамент при помощи лебедок, гидравлических домкратов, тракторов-тягачей или специальных устройств.


Тема 6.5. Монтаж технологических трубопроводов насосных и компрес­сорных станций


Подготовительные работы. Индустриализация монтажа технологических трубопроводов. Монтаж технологических трубопроводов по месту и укрупнён­ными узлами и блоками. Фасонные части технологических трубопроводов. Монтаж наружных технологических трубопроводов. Особенности монтажа об­вязочных трубопроводов центробежных насосов газоперекачивающих агрега­тов, газовоздуховодов на компрессорных станциях с газотурбинным приводом, стационарных трубопроводных систем маслохозяйства и охлаждения. Испыта­ние технологических трубопроводов.


Методические указания

Технологические трубопроводы насосных и компрессорных станций включают трубопроводы-обвязку насосных и газопере­качивающих агрегатов; внутриплощадочные трубопроводы, со­единяющие насосные и компрессорные цехи с технологическим оборудованием; внешние трубопроводы, соединяющие насосные и компрессорные станции с магистральным трубопроводом.

До начала работ по монтажу технологических трубопрово­дов выполняют подготовительные работы. Прежде всего сле­дует убедиться в полном завершении предусмотренных проек­том объеме работ нулевого цикла: земляных по рытью тран­шей и устройству лотков, опорных устройств, фундаментов под технологические трубопроводы и их отдельные узлы-задвижки, камеры приемки и пуска скребков на насосных станциях, краны и узлы трубопроводов на компрессорных станциях. Внутри насосного или компрессорного цеха для крепления внутрицеховых трубопроводов устанавливают различные детали в виде кронштейнов, опор, подвесок. Монтажная организация до начала монтажных работ принимает от строительной орга­низации фундаменты и опоры под технологические трубопро­воды.

На монтажную площадку в период подготовки доставляют с заводов-изготовителей и из монтажных мастерских трубные узлы, осуществляют их приемку и складирование. При приемке трубных узлов проверяют соответствие их чертежам и наличие маркировки. На монтажную площадку доставляют также необ­ходимые монтажные машины и механизмы. сроков монтажа технологических трубопроводов имеет даль­нейшее развитие индустриализации монтажа. Основа индустри­ализации монтажа — перенос максимально возможного объема монтажных работ в заводские условия, монтажные мастерские и на площадки укрупнительной сборки. Это позволяет значи­тельно сократить объем сборочно-сварочных работ при мон­таже технологических трубопроводов непосредственно на стро­ительной площадке, повысить качество этих работ и сократить время, затрачиваемое на монтаж системы технологических трубопроводов.

Технологические трубопроводы насосных и компрессорных станций по месту их расположения и выполняемым функциям можно разделить на две группы: внутриплощадочные, т. е. на­ходящиеся на территории станции, и внеплощадочные, т. е. на­ходящиеся за пределами территории станции. В состав внутриплощадочных трубопроводов входят обвязочные трубопроводы, соединяющие между собой насосные или газоперекачивающие агрегаты, и трубопроводы, соединяющие насосный или компрес­сорный цех с технологическим оборудованием.

Перед началом монтажных работ прово­дят приемку фундаментов под узлы обвязки, траншей для под­земных трубопроводов, оборудования и узлов трубопровода. Монтаж обвязки нагнетателей ведут из узлов заводского изго­товления и узлов, прошедших укрупнительную сборку на строительной площадке. Для укрупнительной сборки узлов ор­ганизуют специальную площадку. Заводские узлы и узлы ук­рупнительной сборки подают к месту монтажа обычно кранами-трубоукладчиками необходимой грузоподъемности. Внутри отделения (гале­реи) нагнетателей монтаж узлов обвязки ведут также с по­мощью кран-балки, которой оснащено отделение нагнетателей. В качестве монтажных приспособлений при монтаже узлов об­вязки применяют наружные центраторы, инвентарные времен­ные опоры и монтажные стенды.


Раздел 7. Аварийные ситуации и их предупреждение

Аварийные ситуации на объектах транспорта и хранения нефти и газа. Классификация, причины и последствия аварий. Мероприятия, направленные на предупреждение возникновения аварийных ситуаций.


Методические указания

Аварией на МН считается внезапное истече­ние нефти в результате полного разрушения или поврежде­ния нефтепровода или его элементов, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий:


  • смертельным травматизмом людей;

  • травмированием людей с потерей трудоспособности; воспламенением нефти или взрывом ее паров;

  • загрязнением рек, водоемов и водотоков сверх пределов, установленных стандартом на качество воды;

  • утечками нефти объемом 10 м3 и более.

Инцидентом на объектах МН является отказ или повреж­дение оборудования, отклонения от режима технологического процесса, нарушения законодательных и правовых актов РФ и нормативных документов, устанавливающих правила веде­ния работ на объектах МН, которые могут сопровождаться утечками нефти объемом менее 10 м3 без воспламенения нефти или взрыва ее паров, без загрязнения водотоков.

При эксплуатации МН имеют место два основных вида повреждений линейной части:


  • сквозные коррозионные повреждения (свищи);

  • трещины и разрывы в стенке трубопровода и сварных стыках.


Эти повреждения вызываются следующими причинами:


  • коррозией металла из-за некачественной изоляции, нали­чия блуждающих токов, неудовлетворительной работой элек­трозащиты и т.д.;

  • скрытыми дефектами труб, дефектами сварки при монта­же трубопроводов, нарушением технологии монтажа;

  • нарушением правил эксплуатации;

  • внешними воздействиями (повреждение посторонними лицами, наезд тяжелого транспорта, оползни и др.).


Организация работ по ликвидации аварий

Ликвидация аварий и последствий стихийных бедствий на объектах магистральных газонефтепроводов должны выполняться силами АВС с привлечением, в необходимых случаях, сил и средств местных органов власти, штабов ГО, МЧС и МВД в зависимости от тяжести (категории) аварии и возможных ее последствий.


Аварийно-восстановительная служба включает:


  • аварийно-восстановительные пункты (АВП), создаваемые на НПС, КС или нефтебазах;

  • специализированные управления по предотвращению и ликвидации аварий, а также аварийно-восстановительные поезда.

Подразделения АВС должны быть укомплектованы штатом и обслуживающим персоналом с учетом объема выполняемых работ.

Аварийно-восстановительные пункты должны быть оснащены в соответствии с Табелем технического оснащения аварийно - восстановительных пунктов магистральных нефтепроводов, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Типовой план ликвидации возможных аварий.

Для оперативного и организованного принятия мер по восстановлению объектов - линейной части МН, подводных переходов через судоходные реки, НПС, КС, нефтебаз – службами эксплуатации подразделений магистральных газонефтепроводов или привлеченными организациями должны быть разработаны планы ликвидации возможных аварий (ПЛВА).

План ликвидации возможных аварий должен содержать оперативную, техническую часть и порядок взаимоотношений и взаимодействий владельцев магистральных газонефтепроводов с организациями местных органов власти, органами технического и экологического надзора и гражданской обороны и владельцами коммуникаций технического коридора.

Содержание, порядок разработки, согласование и утверждение ПЛВА производится согласно требованиям соответствующих нормативных документов.

Утвержденные ПЛВА должны находиться:


  • у главного инженера, диспетчера и в отделах эксплуатации и экологической безопасности.

  • у начальника НПС, КС, директора ПНБ.

  1. Отдел экологической безопасности и рационального природопользования осуществляет ежедневный контроль за выполнением мероприятий по ликвидации последствий аварий, составляет повторные протоколы осмотра места аварии, в которых отражает информацию по всем выявленным фактам не принятия мер по ликвидации последствий аварий, срыву сроков выполнения мероприятий, не выполнению полного объёма запланированных работ.


    Раздел 8. Охрана окружающей среды при сооружении объектов транспорта и хранения нефти и газа


    Основные источники загрязнений при сооружении газонефтепроводов и газонефтехранилищ. Экологические требования к технике и технологии выпол­нения работ по сооружению объектов транспорта и хранения нефти и газа. Ме­роприятия, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды или сведение их к минимуму.


    Методические указания

    Деятельность подразделений по охране окружающей природной среды на магистральных газонефтепроводах регламентируется федеральными законами: Об охране окружающей природной среды, О недрах, Об экологической экспертизе, Об отходах производства и потребления, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Водным кодексом, Земельным кодексом, Лесным кодексом и другими Законодательными актами РФ и ее субъектов, а также нормативными документами, принятыми в установленном порядке.

    В подразделениях магистральных газонефтепроводов должны быть разработаны Положения об организации природоохранной деятельности организации, предусматривающие права, обязанности, ответственность, порядок взаимодействия должностных лиц, структурных подразделений и служб по выполнению требований природоохранного законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

    В подразделениях магистральных газонефтепроводов должны ежегодно разрабатываться и согласовываться с местными экологическими организациями исполнительной власти мероприятия по охране окружающей среды, предусматривающие сокращение выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образования отходов производства, рекультивацию нарушенных и загрязненных земель, рекультивацию шламонакопителей и прудов отстойников, внедрение систем оборотного водообеспечения, реконструкцию очистных сооружений, сокращение эксплуатационных потерь нефти и газа.

    Проекты строительства и реконструкции объектов магистральных газонефтепроводов в обязательном порядке должны содержать раздел “Охрана окружающей природной среды”.

    Проекты строительства и реконструкции объектов магистральных газонефтепроводов должны согласовываться природоохранными органами и проходить государственную экологическую экспертизу согласно Закону РФ Об экологической экспертизе и Положению о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

    Документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды (разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу) и водной среды (разрешение на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности), лицензия на водопользование, разрешение на размещение отходов и иные разрешительные документы (лицензии) должны оформляться и переоформляться в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов.

    В подразделениях магистральных газонефтепроводов должны обеспечивать проведение инвентаризации стационарных и передвижных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства. Инвентаризацию выполняют силами эксплуатирующей организации. На основании результатов инвентаризации эксплуатирующие организации должны разрабатывать и согласовывать в природоохранных организациях органов исполнительной власти нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, проекты нормативов образования отходов и лимитов их размещения, паспорта на опасные отходы и предельно допустимые сбросы.

    Должностные лица предприятий магистральных газонефтепроводов, физические лица, по вине которых произошли экологические нарушения, несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Все работы по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов магистральных газонефтепроводов должны выполняться в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

    Природоохранная деятельность предприятий магистральных газонефтепроводов при использовании земель, сельскохозяйственных и лесных угодий должна определяться Земельным законодательством РФ, Лесным кодексом Российской Федерации, Положением об управлении государственным контролем за использованием и охраной земель.

    Сельскохозяйственные земли, лесные угодья, нарушенные или загрязненные нефтью в процессе эксплуатации, ремонта трубопроводных объектов или аварийных разливов нефти, должны быть приведены в пригодное (по назначению) состояние.

    Подрядчики, работающие на трубопроводных объектах МН, должны иметь соответствующие лицензии на выполняемые ими виды работ и соблюдать требования по охране окружающей среды. Мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий включают в себя:


  • разработку и согласование с местными природоохранными и другими заинтересованными органами мероприятий по ликвидации последствий аварии;

  • организацию сбора разлитой нефти;

  • организацию производственного экологического контроля за состоянием нарушенных компонентов окружающей природной среды;

  • определение компенсационных выплат за ущерб, нанесенный окружающей природной среде аварией;

  • организацию отбора арбитражных проб при разногласиях с контролирующими природоохранными органами;

  • организацию работ по восстановлению (рекультивации) земельных угодий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: