Содержание понятий «культура» и «организационная культура»

Тема 9. Культура организации

Культура включает явные и неявные формы поведения, приобретаемые и передаваемые с помощью символов, которые образуют четко определенное состояние групп людей; существенное ядро культуры составляют традиционные (т.е. полученные и отобранные на основе исторического опыта) идеи и связанные с ними ценности.

Культура – это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях.

Культура - результат взаимодействия следующих субъектов: организации в целом, чьей основной целью является максимизация прибыли; отдельных индивидов, каждый из которых обладает определенным спектром интересов и потребностей; групп внутри организации, как формальных, так и неформальных; внешней среды, которая выставляет свои требования к деятельности компании. Особенности культуры страны, в которой действует организация, также накладывают свой отпечаток.

Организационная культура - совокупность общих ценностей и норм поведения, известных, признаваемых и реализуемых всеми сотрудниками организации в своем поведении. Организационная культура не может заимствоваться или внедряться, поскольку в ней отражается и сочетается половозрастной состав коллектива, отраслевая и географическая специфика, профессионально-квалификационная база, межличностные отношения, традиции и опыт, общие воспоминания и т. д.

Основные элементы организационной культуры: философия организации, базовые цели и кодекс поведения.

Основные направления управленческих усилий при формировании организационной культуры: сохранение устойчивой структуры связей и постоянное совершенствование организации, управление поведением сотрудников через интересы, применение на всех уровнях управления единого стиля руководства, формирование идеологии организации, целенаправленная работа с персоналом (подбор и расстановка, профессиональная адаптация).

Основные элементы организационной культуры должны быть доведены до каждого сотрудника организации, включены в систему личной мотивации.

Производные элементы организационной культуры: поведенческие образцы (наставничество), правила делового общения, ритуалы делового и внеслужебного общения, мифология, язык, традиции, термины, форма обращения руководителей к подчиненным, тон, музей организации, знаки отличия, награды, стиль одежды и т. п.

Основная задача организационной культуры: снижение доли субъективного фактора в реализации процедур управления и снижение управленческого риска. Достигается за счет обезличености создаваемой организационной культуры - организационная культура должна действовать независимо от индивидуальных особенностей членов организации.

Подходы к формированию организационной культуры:

1. Внутренний подход акцентирует внимание на миссии организации; политике управления персоналом; принципах отбора персонала; приемах, методах управления персоналом; удовлетворении потребностей членов организации (материальных, духовных).

2. Когнитивный подход связан с планированием карьеры и развитием персонала на всех уровнях иерархической структуры организации и сочетает в себе развитие как организации в целом, так и каждого ее члена в частности. Уделяет внимание развитию неформального лидерства.

3. Символический подход подразумевает существование в организации особого языка взаимоотношений, системы: ритуалов; церемоний; символов; знаков; других элементов фирменного стиля организации, идентифицирующих ее и отражающих ее историю, ценности, нормы.

4. Побуждающий подход основан на системе мотивации, принятой в организации. Побуждающий и символический подходы иногда переплетаются, если ритуалы и церемонии являются частью стратегии мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: