В зарубежной и российской литературе рассматривается несколько структурных моделей организационной культуры.
Трехуровневая модель американского психолога Эдгара Шайна (наиболее известная) (рис. 9.1 ДМ):

Рис. 9.1. Трехуровневая модель организационной культуры
1-ый уровень - «поверхностный» или «символический» включает внешние проявления: применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, язык, лозунги, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуникации, планировка и оформление помещений. Это «видимая» часть организационной культуры.
2-ой уровень: ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Как правило, они формируются руководством компании и доводятся до сведения всех сотрудников. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Это «организационная идеология», которая формулируется в программных документах организации, являясь основным ориентиром в ее деятельности. Ценности могут быть явными или скрытыми, они определяют социальные нормы, регулирующие поведение членов организации.
3-ий уровень: базовые представления о характере окружающего мира, реальности, времени, пространства, человеческих природы, активности, взаимоотношений. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру. Они находятся в сфере подсознательного и, соответственно, недостаточно осознаются даже их носителями - членами организации, раскрываются в процессе специального анализа и носят лишь гипотетический характер.
Модель является универсальной, инвариантной в отношении отраслевой принадлежности организации, этапа жизненного цикла ее развития, формы собственности и т.д. Недостаток: теоретический характер модели, ее применение в управленческой практике не всегда удобно.
Двухуровневая модель культуры корпорации (рис. 9.2 ДМ):
верхний уровень представлен факторами: одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое представление.
более глубокий уровень: ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Ценности второго уровня тесно связаны с визуальными образцами (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они вытекают из них и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным ценностям.

Рис. 9.2. Двухуровневая модель культуры корпорации
Модель «многослойная луковица», согласно которой организационная культура целостна и носит всепроникающий характер, поэтому признаки ее присутствия можно обнаружить во всех организационных процессах и проекциях. Модель демонстрирует, что слои культуры должны быть согласованы друг с другом (рис. 9.3 ДМ). В противном случае люди в организации чувствуют дискомфорт, а культура начинает разрушать организацию, вести к сбоям в технологии и взаимодействии с бизнес-окружением.

Рис. 9.3. Модель организационной культуры «многослойная луковица»
Модель «культурной сети» организации (разработана специалистом в области стратегического менеджмента Г.Джонсон ом) (рис. 9.4 ДМ). Отражает важнейшие элементы организации, базирующиеся на парадигме (наиболее сконцентрированном выражении системы базовых представлений по Э.Шайну). Недостаток модели: элементы «сети» не упорядочены иерархически. Например, ритуалы и символы находятся на том же уровне, что и структуры власти или системы контроля.

Рис. 9.4. «Культурная сеть» организации по Г. Джонсону