Производственная педагогическая практика в ДОУ
Программа модернизации педагогического образования акцентирует внимание на том, что основные усилия в подготовке специалиста должны быть направлены на развитие ключевых компетентностей, которые имеют метапредметный характер, и выступают основанием для других более конкретных и предметно ориентированных компетентностей.
Ключевые компетентности будущего педагога включают:
- готовность замечать проблемы и искать пути и решения;
- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
- способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать.
Благоприятные условия для формирования компетентности создаются в процессе прохождения студентами производственной педагогической практики в ДОУ.
Задачи практики:
- адаптация знаний и умений к условиям профессиональной деятельности;
- развитие способности переноса знаний в реальную практическую ситуацию, использования знаний как инструмента решения профессиональных проблем;
- интеграция знаний из различных областей, их перевод на компетентный уровень;
- создание условий для актуализации и развития профессионально значимых личностных качеств и способностей;
- создание условий для определения индивидуальной траектории профессионального развития личности;
- сближение личностных установок с профессиональными ценностями и ориентирами через включение в профессиональную группу.
Основные принципы организации практики:
|
|
- Принцип комплексности и интегрированного характера практики.
- Принцип интеллектуальной творческой активности. Включенные в содержание практики формы работы, требуют анализа ситуации, самостоятельного выбора путей, средств и способов ее решения.
- Принцип профессиональной самоактуализации студентов в процессе педагогической практики.
- Принцип образовательной рефлексии. Рефлексивные компоненты входят в программу деятельности студентов на практике.
Практика проводится в группах детей 3-7 лет дошкольных учреждений в 8 семестре. Продолжительность – 4 недели.
Организация практики:
· До начала практики каждый студент проходит медосмотр.
· В дошкольном учреждении практикант находится посменно, в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем: 1-я смена – с 7.00 до 14.00, 2-я смена – с 13.00 до 19.00.
· Организацией практики занимается курсовой руководитель, в ДОУ – руководитель ДОУ.
В первый день практики в дошкольном учреждении проводится установочная конференция с участием руководителей ДОУ, воспитателей. Обсуждаются задачи педагогической практики, формы участия студентов в работе педагогического коллектива, ожидаемые результаты. Осуществляется распределение студентов по группам, уточняется график их работы, график консультаций.
|
|
Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп, один - три раза в неделю педагогическую деятельность практикантов изучают заведующий дошкольным учреждением и его заместитель. Результаты отражаются в «Дневнике-отчете педагогической практики» студента. В конце практики дается общая характеристика работы студента воспитателем, заместителем заведующей, групповым руководителем практики.
Основным содержанием практики является выполнение всех функций воспитателя в группе детей дошкольного возраста (развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструктивно-организаторской, функции профессионального совершенствования).
Зачетными видами деятельности являются:
· проведение одного открытого занятия для воспитателей и студентов;
· организация праздника или развлечения для детей (в проведении может участвовать группа студентов);
· проведение консультации или семинара для воспитателей;
· проведение открытого мероприятия для родителей (родительское собрание, семинар-практикум, консультация и т.д.)
В период прохождения практики студенты-практиканты ведут дневники, в которых кратко фиксируют основные моменты своей деятельности.