Содержание проведения индивидуальной беседы

Как бы хорошо командир не подготовился к беседе, в реальной жизни индивидуальная беседа способна внести и вносит определенные поправки в прогнозируемый результат. Поэтому в методике воспитательной работы не существует единого на все случаи жизни "рецепта" проведения беседы. Вместе с тем можно рекомендовать некоторые правила и приемы, апробированные самой жизнью, педагогической теорией и практикой проведения индивидуальных бесед, которые будут способствовать успеху и обеспечат решения конечных целей и задач индивидуальных бесед.

Во-первых, начиная беседу необходимо создать непринужденную обстановку, которая способна расположить собеседника к откровенности и таким образом получить максимально честные ответы на задаваемые вопросы.

Во-вторых, необходимо проявлять к собеседнику искренний интерес не только в начале беседы, но и поддерживать его до самого окончания беседы. Этому способствуют вопросы командира о состоянии здоровья собеседника, о положении дел в его семье, друзей и близких, о планах в личной жизни собеседника и др.

В-третьих, в ходе проведения беседы командир не должен подчеркивать своего превосходства по должности, воинскому званию, информированности и интеллекту. Разговор проводится по принципу "равный с равным", при сохранении правил воинской этики и деловитости разговора. Указания и установки на будущее командир дает в виде совета, опираясь при этом на логику, примеры из службы, жизни и др.

В-четвертых, дружеско-деловой разговор вовсе не означает "заигрывания с подчиненным". Расхождения в точках зрения на какие - либо проблемы должна отстаиваться командиром с принципиальных позиций, опираясь на науку и логику. Разговор должен вести командир, а не его подчиненный собеседник.

В-пятых, проводя беседу командир, на всем её протяжении должен сохранять нужный выбранный тон разговора. Категорически недопустимо повышения голоса до уровня "командный", абсолютно неприемлемы брань, угрозы, оскорбления личного достоинства. Также, недопустимы скрытая ложь и фальшь, неискренность командира. Так как это просто невозможно скрыть от собеседника, он, как говорится, "уйдет в себя" и разговора не получится.

В-шестых, проводя индивидуальную беседу, командир должен использовать только один воспитательный метод-убеждение.

Убеждение словом, доводом, приведением примеров из жизни, службы, художественных произведений, военно-мемуарной литературы способствуют положительному решению целей и задач индивидуальной беседы. Угрозы, нажим, применение силы авторитета и служебного положения, наоборот, ведут только отрицательному результату не только в этой беседе, но и в перспективе.

В-седьмых, беседу командир проводит ясным и понятным для собеседника языком. Лексика разговора должна подбираться под слушателя. Научные же термины, которые нельзя заменить в ходе беседы, необходимо комментировать не дожидаясь вопросов собеседника. Делать это надо тактично и незаметно для подчиненного. Комментарий термина, должен походить на продолжение обсуждаемого вопроса.

Завершать беседу следует общими выводами и рекомендациями. Это должно проходить на фоне выражения уверенности командира в силах подчиненного, в его исправлении и устранении недостатков, в осознании им своего проступка или вины. Хороший методист, руководитель беседы обязательно пожелает здоровья, успехов в жизни, учебе и службе своему собеседнику. Тем самым командир выражает и передает уверенность своему подчиненному в доброе начало и понимание им всех проблем, темы проведенной индивидуальной беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: