К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевая учёба и т.д.), а с другой - совокупность предметов которые используются воспитателем при решении задач воспитания (наглядная пособие, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусство- всё то, что можно назвать техническими, информационными средствами).
Средства составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и применяются на практике в единстве, но их следует отличать друг от друга.
Методы воспитания - это определённые способы педагогического воздействия на военнослужащих и воинский коллектив в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга. Они могут включать в себя ряд приёмов воспитания, которые выступают относительно, применительно к конкретной педагогической ситуации.
Методы воспитания не существует отдельно друг от друга. Их надо рассматривать в комплексе, поскольку ни один метод не является универсальным и не решает всех задач воспитания.
Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства воина, всестороннем развитии его личности, духовных и физических сил.
К основным методам воспитания следует отнести:
Метод убеждения,
Метод примера,
Метод упражнения,
Метод поощрения,