Непосредственное воздействие - это воздействие на военнослужащих через всю организацию их жизнедеятельности и той обстановки, в которой они находятся

Успешному формированию необходимых современному воину качеств способствует устойчивый уставной порядок подразделения и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, боевая плановая подготовка. Все это создает нормальный психологический фон, микросреду, благодаря которому военнослужащий чувствует себя естественно и комфортно.

Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет зам. командира по ВиСПР. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир обязан постоянно воспитывать подчиненных:

- формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, уважение к законам, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, добросовестного отношения к службе, а также воинские ритуалы.

Приказом МО РК определены основные направления воспитательной работы:

-государственно-правовая подготовка;

- информирование л/с;

- военно-социальная работа;

-психологическая работа;

- культурно-досуговая работа.

Испытанными и надежными направлениями формирования у л/с высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга являются государственно-правовая подготовка (ГПП) и информирование войск. ГПП многофункциональна.

Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ГПП были интересными, доступными, позволяющими слушателю размышлять самостоятельно.

При правильной постановке дела ГПП может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий, которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ГПП - это каналы двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально - доверительными.

Одна из серьёзных проблем современной информационной эпохи - противоречие между прежними формами и методами проведения занятий с новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели раннее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятии по ГПП уже используются видеофильмы.

Базисным звеном воспитания л/с в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск.

Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис: «Идеология реформы ВС основывается на том, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы».

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты командования соединений (частей) с руководителями регионов,

областей, где дислоцируется воинские части. Онизачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказания материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решить проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.

В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию л/с, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у л/с определенных качеств необходимых для военной службы. Психологи занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения л/с, формирует необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, сержант (старшина) должен принимать участие в нелегком деле воспитания личного состава.

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделений, рассматривается возможность введения должности психолога в частях, т.е. там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимые в соединениях эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с л/с непосредственно в роте (батарее).

Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себе развитие самодеятельного, художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей культурно-досуговых центров (домов офицеров), штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.

И в дальнейшем следует средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышения уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлением низкопробной культуры.

При организации воспитательной работы в ВС РК используются следующие виды деятельности:

- изучение и учет исходного уровня воспитанности военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

- оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов воздействия;

- согласования и скоординированная практическая деятельность командиров, штабов, органов ВиСПР, служб и учреждений;

- аналитическая деятельность (изучение, обобщение результатов воспитания выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).

Для организации воспитательного процесса в войсках создаются соответствующие структуры. Общее организационно-методическое руководство воспитательной деятельностью осуществляется МО РК через Департамент воспитательной и социально-правовой работы.

Основными направлениями его деятельности являются:

- организация эффективного руководства воспитательным процессом на основе разделения функций, прав и ответственности, ориентации на конечные итоги;

- содействие расширению самостоятельности командиров и воспитательных структур в решении проблем и воспитания военнослужащих.

Организация воспитательной работы предполагает:

-анализ морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих (изучения документов, беседы, наблюдения, опросы, социологические исследования, анализ поступков и поведения и др.);

-планирование работы на основе использования всех возможностей системы воспитания;

-выбор оптимальных методов, форм и средств воспитательного воздействия;

-целенаправленную, согласованную и скоординированную практическую работу командиров, штабов, воспитательных структур;

-своевременную корректировку содержания воспитательной работы, исходя из особенностей выполняемых задач личным составом и изменившихся условий;

-анализ и обобщения результатов воспитательной работы и выработка предложение по дальнейшему совершенствованию (устранений недостатков) воспитания личного состава;

-обучение практике воспитательной работы.

Финансирование реализации и задач воспитательной работы осуществляется за счет МО РК.

Нельзя рассматривать воспитательный процесс вне связи с дисциплиной, только обсуждая ее и вырабатывая лишь какие-то организационные меры; это не позволит кардинально ее улучшить, сделать показатели стабильными.

Необходимо привидение повседневной жизни в полное соответствие с законами и уставами. Нужно организовывать и порядок, четко налаженная, без срывов, боевая подготовка, высокое требовательность офицеров, умение их ценить и сплачивать в организационный коллектив. Офицеры должны создавать атмосферу справедливости, доверия и уважения в своих воинских коллективах. Вот тот первоочередной перечень условий и мер, которые при всех негативных моментах, связанных с кризисным состоянием общества, их влиянием на ВС, способны обеспечивать воинскую дисциплину.

Нужно всеми имеющимися в армии средствами, а их достаточно, поставить каждого военного человека, без исключении в условиях, в которых он будет дисциплинирован и организован.

Общество эту задачу за нас не решит, в каком бы состоянии она не находилась.

Следует резко повысить взыскательность к офицерам, прапорщикам и сержантам, прежде всего, не за количество грубых нарушений и преступлений, а за обыденное, как некоторые считают - «мелкие», отклонения от уставов, расхлябанность, необязательность, пассивность и равнодушие в выполнении своих функциональных обязанностей, при этом во время и решительно устраняя их.

Воспитание - дело творческое, не терпящее догм и схематизма.

Но, с другой стороны, без основополагающих подходов нельзя действовать согласованно, стремясь к единой цели - формированию надежного защитника РК.

Критерии оценки воспитательной работы:

Воспитательная работа оценивается от ее воздействия на формирование у личного состава мировоззрения, основанного на принципах независимой казахстанской государственности и патриотизма, демократического, общественного и социально-экономического развития, осознанного понимания и добросовестного исполнения положении Конституции, действующего законодательства, указов и постановлений Президента, Правительства РК, приказов руководителей высших органов военного управления по принадлежности войск.

При оценке воспитательной работы учитывается:

-отношение военнослужащих к исполнению служебных обязанностей;

-уровень моральной и психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий по защите интересов РК;

-степень информированности л/с, понимания им цели и задач в ВС РК;

-сплоченность воинских коллективов;

-наличие искривлении дисциплинарной практики, социальных, национальных, религиозных разногласии;

-авторитет и личная примерность офицерского состава;

-наличие и устойчивость здоровых воинских традиций, их влияние на уклад службы и жизнедеятельности воинских коллективов;

-способность командиров и начальников управлять учебно-воспитательным процессом;

-состояния воспитательной работы, масштаба распространения явлений, снижающих морально-боевые качества л/с (наркомания, пьянство, неуставные взаимоотношения, самовольное оставление части и др.);

-наличие случаев гибели людей по вине военнослужащих части;

-соответствие уровня организации воспитания личного состава положениям концепции, требованиям приказов и директив МО РК, регламентирующих воспитательную работу;

-степень соответствия результатов воспитательного воздействия его целям, морально-психологическим качествам, действиям и поступкам военнослужащих;

-соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в воинских коллективах целям и задачам воспитательной работы;

-направленность и эффективность проводимой работы по воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих в духе казахстанского патриотизма, преданности своему Отечеству, готовности к вооруженной защите и его суверенитета и территориальной целостности;

-последовательность и действенность проводимых мероприятий по обеспечению и привитию л/с гордости за службу в ВС РК, обеспечению их высокой боевой мобилизационной готовности, соблюдению постоянной бдительности, повышению уровня профессионального мастерства;

-комплексный подход к воспитательной работе, наполнение ее мероприятиями, актуальными по содержанию, учитывающими общественно-политические события, динамику служебной деятельности, особенности предназначения видов и родов в ВС;

-соответствие предъявляемых требований практики воспитательного процесса, уровня и эффективности его планирования, организующей роль командира, органов воспитательной и социально-правовой работы в реализации намеченных мероприятий, привлечении к их проведению структурных подразделений управленческих аппаратов и конкретных должностных лиц;

-действенность проводимой работы по воспитанию у л/с культуры межнационального общения, нетерпимости проявлениям национализма, национального нигилизма, укреплению гуманных и равноправных межличностных взаимоотношений;

-регулярность проведения мероприятий по пропаганде правовой культуры, уважения к конституционным и законодательным нормам;

-состояние работы по военно-патриотическому воспитанию, поддержанию деловых взаимоотношений с местными представителями и исполнительными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, использования их возможностей для разъяснений государственной военной политики, формирования общественного мнения в интересах повышения престижа военной службы; степень взаимодействия, оказания необходимой помощи и поддержки командирам, органам управления, общественным организациям;

-эффективность практики нравственно-эстетического воспитания военнослужащих в духе глубокого уважения и культурного наследия,

Моральных ценностей, общепринятых народных обычаев и традиций, систематичность и разнообразие культурно-массовой работы по гармоничному развитию л/с, наличие организованного самодеятельного, кружкового творчества, применения и поддержания в исправном состоянии технических средств воспитания, функционирования культурно-досуговых и информационно-воспитательных учреждений, стенной печати, средств наглядной информации.

Оценку воспитательной работы целесообразно проводить по двухбалльной системе:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: