Формы государственного социального страхования

Ответ 5 (начало). Основными формами государственного социального страхования являются: пенсионное; медицинское; страхование на период временной нетрудоспособности, беременности, родов, по уходу за ребенком, на осуществление оздоровительно-профилактических мероприятий; страхование на случай безработицы; страхование, связанное с возмещением имущественного и иного ущерба. В нашей стране основные поступления в фонды социального страхования идут за счет отчислений во внебюджетные фонды при начислении заработной платы, выдаваемой гражданам работодателями.

Государственное пенсионное страхование – вид страхования, осуществляемого за счет страховых взносов работодателей и работников с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Новая программа пенсионной реформы, разработанная правительством и Пенсионным фондом предлагает смешанную систему обязательного пенсионного страхования. Она предусматривает обеспечение сбалансированности доходов и обязательств Пенсионного фонда России в течение всего переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в Пенсионный фонд. Программой предусматривается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия в системе обязательного пенсионного страхования должна будет примерно в равной пропорции формироваться из распределительного и накопительного источников, а тарифная политика в пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях.

Накопительные пенсионные взносы образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвестированию Пенсионным фондом через независимые управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату трудовых пенсий лицам, имеющим соответствующие накопления на именных накопительных счетах Пенсионного фонда. Назначение и выплата пенсий, финансируемых из распределительного и накопительного источников, будут производиться фондом раздельно друг от друга.

Таким образом, трудовые пенсии для большинства вновь выходящих на пенсию по старости будут дополняться накопительной пенсией, назначаемой по данным именных накопительных счетов и выплачиваемых независимо от трудовой пенсии, финансируемой из распределительного источника. По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц относительный размер трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долгосрочной перспективе должен составить порядка 50% общей величины трудовой пенсии.

Медицинское страхование в своей основе есть страхование потери здоровья от различных причин, которое, как и все другие виды страхования, может быть обязательным и добровольным. К концу 1995 года в основном сформировалась организационная структура финансирования здравоохранения (медицинское страхование), для которой характерна обязательная триада (страховой треугольник), состоящая из страхователя, страховой медицинской организации (СМО) и медицинского учреждения.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить всем гражданам нашей страны, независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении определенного уровня квалифицированной медицинской помощи при возникновении потребности в ней. В отличие от других подотраслей социального страхования, обязательное медицинское страхование осуществляется не только работодателями, но и государством. В соответствии с законом, государство обеспечивает за счет средств бюджета обязательное медицинское страхование неработающих граждан. Таким образом, фонды ОМС формируются за счет двух основных источников: бюджетного финансирования и взносов работодателей.

В отличие от обязательного медицинского страхования, добровольное медицинское страхование является видом финансово-коммерческой деятельности, который регулируется Законом «О страховании». Оно призвано обеспечить более высокий уровень медицинской помощи, по сравнению с ОМС и системой государственного и муниципального здравоохранения. Оно реализуется за счет страховых взносов – как индивидуальных, так и коллективных, размеры которых устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от качества страхуемых рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.п. Уплата взносов по добровольному медицинскому страхованию осуществляется либо непосредственно гражданами за счет своих доходов, либо работодателями, страхующими работников из чистой прибыли.

Страхование занятости позволяет государству осуществлять выплаты пособий по безработице, стипендий безработным в период их профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, организовывать оплачиваемые общественные работы, производить компенсационные выплаты безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению служб занятости. Страховые отчисления на трудоустройство и материальную поддержку по безработице поступают в Государственный фонд занятости населения РФ. Эти отчисления с 1993 г. составляли 2%, а позже были сокращены до 1,5% по отношению к начисленной заработной плате.

Пособие по безработице выплачивается лишь гражданам, которые признаны безработными органами службы занятости по месту их жительства. Безработными не могут быть признаны лица, не достигшие 16 лет, пенсионеры, получающие пенсию по старости или за выслугу лет, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы и к наказанию в виде лишения свободы, а также граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы в органы службы занятости, либо отказавшиеся в течение этого же времени от двух вариантов подходящей работы.

Страхование, связанное с возмещением возможного имущественного или иного ущерба, позволяет застрахованным обеспечить необходимые гарантии от факторов риска. Эта форма социального страхования распадается на три разновидности: личное имущественное и страхование ответственности. Личное страхование позволяет застрахованному или его семье получить компенсационные выплаты в случае его болезни, получения увечья или смерти. Имущественное компенсирует как имущественные потери, так и ущерб, связанный с повреждениями и разрушениями зданий, сооружений. Страховой случай может наступить в результате кражи, затопления, пожара, землетрясения и других обстоятельств. Страхование ответственности, как правило, связывается с возможными рисками от финансовых вложений. Эта разновидность страхования получает распространение в условиях становления рыночной инфраструктуры, когда появляется множество самостоятельных хозяйственных субъектов, действующих на свой страх и риск при конкуренции и угрозе банкротства. Ответ 5 (конец).

Контрольные вопросы для самопроверки

47. Понятие социального страхования и его основные формы.

48. Основные виды государственного социального страхования.

49. Принципы и субъекты обязательного социального страхования.

50. Виды социальных страховых рисков.

51. Формы государственного социального страхования.

Литература

97. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

98. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

99. Егоров Е.В. Социальное страхование. – М., 2008.

100. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

101. Методологические основы исследования качества жизни населения // Социально-антропологический анализ качества жизни: Коллективная монография. - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2007.

102. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

103. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

104. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

105. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

106. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. – М., 2009.

107. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.

108. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.

109. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: