Пути совершенствования мастерства руководителя

Важной проблемой является соотношение науки и искусства управления в работе руководителя. Спор об этом ведется с древнейших времен. Можно сказать, что «...хотя деятельность по управлению - это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку».

Определяя качества руководителя, мы рассматриваем науку и искусство управления как психологический процесс осуществления управления, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Руководитель осуществляет управление путем принятия на себя власти, распределения обязанностей и установления подотчетности за все действия людей на предприятии.

Современное управление и в теории, и на практике не приемлет принципов, верность которым принесет успех во всех ситуациях. Современный управляющий на вопрос, с помощью каких принципов он достиг успеха, ответит: «Это зависело от...».

Исследование влияния политических, социальных и экономических сил на тех, кто занимает управленческие посты, позволило М. Вудкоку и Д. Фрэнсису, авторам книги «Раскрепощенный менеджер», обобщить изменения в содержании труда руководителя, определить способности и умения, которые требуются ему в настоящее время и будут необходимы в будущем.

По результатам их исследований выделены факторы, которые, вероятно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.

1. Усиливающиеся стрессы, давление и неопределенность, присутствующие в большинстве организаций, требуют от руководителя умения управлять собой и своим временем.

2. Необходимость отстаивать личные ценности.

3. Широкая возможность выбора требует четкого определения цели выполняемой работы, собственных целей.

4. Организационные системы в состоянии обеспечить обучение, необходимое современному руководителю, поэтому каждый руководитель должен заботиться о постоянном собственном совершенствовании.

5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены, поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важным управленческим навыком.

6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыль делают необходимым выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание к ситуации, поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на все изменения.

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются; эффективное управление базируется на использовании навыков влияния на окружающих без прямых приказов.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали себя и не отвечают требованиям настоящего и будущего. Нужны новые, более современные управленческие приемы, иные подходы к отношениям с подчиненными.

9. Большие затраты и трудности связаны с использованием наемных работников; от каждого руководителя требуется умелое использование людских ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений требуют умения помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий людей, совместно их решающих. Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться результативными.

Основываясь на перечисленных выше факторах, М. Вудкок и Д. Фрэнсис сформулировали следующие требования, предъявляемые к эффективно работающему руководителю:

- способность управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие ценности и личные цели;

- стремление к постоянному профессиональному росту;

- навыки решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Разработано много практических методов, помогающих руководителям развить собственный стиль и способности. При этом они овладевают новыми навыками, углубляется их понимание профессии, обнаруживаются ранее скрытые способности. Например, можно составить личный план, состоящий из нескольких основных этапов (рис. 26).

Выявить   Оценить и   Преодолеть   Приобрести   Внедрить новые
ограничения   обсудить их   препятствие   умения   методы работы
i        
      Проанализировать свое      
          продвижение вперед        
                         

Рис. 26. Личный план руководителя

Контрольные вопросы и задания

1. Какие функции выполняет руководитель на предприятии?

2. Дайте характеристику деятельности руководителя через выполняемые им функции.

3. Каковы особенности деятельности руководителей с учетом вертикального разделения труда?

4. Сформулируйте требования к профессиональной компетенции руководителя.

5. Какими должны быть личные качества руководителя?

6. Укажите причины, влияющие на изменение требований к качествам руководителя в современных условиях.

7. Каково соотношение науки и искусства управления в работе руководителя?

8. Что понимают под способностью эффективно управлять?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: