Важной проблемой является соотношение науки и искусства управления в работе руководителя. Спор об этом ведется с древнейших времен. Можно сказать, что «...хотя деятельность по управлению - это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку».
Определяя качества руководителя, мы рассматриваем науку и искусство управления как психологический процесс осуществления управления, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Руководитель осуществляет управление путем принятия на себя власти, распределения обязанностей и установления подотчетности за все действия людей на предприятии.
Современное управление и в теории, и на практике не приемлет принципов, верность которым принесет успех во всех ситуациях. Современный управляющий на вопрос, с помощью каких принципов он достиг успеха, ответит: «Это зависело от...».
Исследование влияния политических, социальных и экономических сил на тех, кто занимает управленческие посты, позволило М. Вудкоку и Д. Фрэнсису, авторам книги «Раскрепощенный менеджер», обобщить изменения в содержании труда руководителя, определить способности и умения, которые требуются ему в настоящее время и будут необходимы в будущем.
|
|
По результатам их исследований выделены факторы, которые, вероятно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.
1. Усиливающиеся стрессы, давление и неопределенность, присутствующие в большинстве организаций, требуют от руководителя умения управлять собой и своим временем.
2. Необходимость отстаивать личные ценности.
3. Широкая возможность выбора требует четкого определения цели выполняемой работы, собственных целей.
4. Организационные системы в состоянии обеспечить обучение, необходимое современному руководителю, поэтому каждый руководитель должен заботиться о постоянном собственном совершенствовании.
5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены, поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важным управленческим навыком.
6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыль делают необходимым выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание к ситуации, поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на все изменения.
7. Традиционные иерархические отношения затрудняются; эффективное управление базируется на использовании навыков влияния на окружающих без прямых приказов.
|
|
8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали себя и не отвечают требованиям настоящего и будущего. Нужны новые, более современные управленческие приемы, иные подходы к отношениям с подчиненными.
9. Большие затраты и трудности связаны с использованием наемных работников; от каждого руководителя требуется умелое использование людских ресурсов.
10. Возрастающие масштабы изменений требуют умения помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий людей, совместно их решающих. Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться результативными.
Основываясь на перечисленных выше факторах, М. Вудкок и Д. Фрэнсис сформулировали следующие требования, предъявляемые к эффективно работающему руководителю:
- способность управлять собой;
- разумные личные ценности;
- четкие ценности и личные цели;
- стремление к постоянному профессиональному росту;
- навыки решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Разработано много практических методов, помогающих руководителям развить собственный стиль и способности. При этом они овладевают новыми навыками, углубляется их понимание профессии, обнаруживаются ранее скрытые способности. Например, можно составить личный план, состоящий из нескольких основных этапов (рис. 26).
Выявить | Оценить и | Преодолеть | Приобрести | Внедрить новые | ||||||||
ограничения | обсудить их | препятствие | умения | методы работы | ||||||||
i | ||||||||||||
Проанализировать свое | ||||||||||||
продвижение вперед | ||||||||||||
Рис. 26. Личный план руководителя
Контрольные вопросы и задания
1. Какие функции выполняет руководитель на предприятии?
2. Дайте характеристику деятельности руководителя через выполняемые им функции.
3. Каковы особенности деятельности руководителей с учетом вертикального разделения труда?
4. Сформулируйте требования к профессиональной компетенции руководителя.
5. Какими должны быть личные качества руководителя?
6. Укажите причины, влияющие на изменение требований к качествам руководителя в современных условиях.
7. Каково соотношение науки и искусства управления в работе руководителя?
8. Что понимают под способностью эффективно управлять?