Практическое занятие

«РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМ СУБЬЕКТЕ»

Цель занятия. Ознакомить студентов с основными этапами ин­новационного процесса, изучить методы разработки и представле­ния новаторских идей.

Условия и исходные материалы. На примере реального хозяй­ствующего субъекта разработать инновационный проект и подго­товить его презентацию. В разработке могут участвовать две и бо­лее конкурирующие группы для генерации наиболее интересных идей.

Используются данные конкретных хозяйствующих субъектов, имеющиеся у студентов или предложенные преподавателем.

Порядок и методика выполнения задания. Деятельность орга­низации связана со многими внешними (политическая и эконо­мическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, политика государства в отношении товаропроизводителей) и внутренними (наличие предпринимателя-лидера, команды под­держки, финансов, материально-технических ресурсов, размеры организации, ее организационная структура, применяемая технология, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и проч.) факторами. Но в каждой организации рано или поздно возникают какие-либо новаторские идеи.

Инновационные процессы охватывают всю научно-техничес­кую, производственную, маркетинговую деятельность товаропро­изводителей и в конечном итоге ориентированы на удовлетворе­ние потребностей и запросов потребителей. Важное условие для успешного внедрения инновации — человек, который захвачен своей идеей и готов применить максимум стараний для ее реали­зации. Не менее важен предприниматель, поддерживающий нова­торскую идею, готовый найти или выделить средства для ее реали­зации, запустить новую продукцию в производство и на рынок.

Инновационный процесс осуществляется в несколько этапов.

Этап 1. Систематизация поступающих идей. Цель данного эта­па—сбор информации для формирования инновационных про­ектов.

Разработка нового товара начинается с поиска подходящей идеи. Необходимо собрать наиболее полную информацию о по­ступающих идеях и замыслах. Источников новых идей может быть множество, например персонал фирмы: многие работники нахо­дятся в непосредственном контакте с покупателями, сами участву­ют в производственном процессе, поэтому хорошо о нем осведом­лены. Не менее важным источником идей служат потребители (опрос клиентов, поступающие письма и жалобы). Отслеживание деятельности фирм-конкурентов позволяет выявить наиболее привлекательные товары для реализации на рынке. Собирается информация о технологических изменениях в отрасли, новых на­учных открытиях (в основном поисковые научно-исследовательс­кие работы проводятся в академических учреждениях и вузах либо в научно-исследовательских организациях промышленности с вы­сококвалифицированным персоналом), разработках в данной сфере.

Необходимо изучить работу различных служб: маркетинга, сбытового аппарата, торговых посредников.

Следует проанализировать потенциальные возможности орга­низации, в которой будет внедряться инновационный проект: на­сколько она готова к разработке и внедрению новой продукции, какова степень риска, каков его размер.

Кроме того, на начальном этапе разработки инновационного проекта планируется, какую нишу на рынке будет занимать новый товар (будет ли он рассчитан на широкий круг потребителей или на небольшой сегмент рынка). Также определяются тенденции развития рынка на перспективу.

Пример. ООО «АБВ» имеет молочный завод, который выпуска­ет йогурт, творог, сметану, кефир, молоко пастеризованное. 000 сбывает произведенную продукцию на ближайшем рынке, где имеет собственную торговую точку, и поставляет в местный магазин «Коровушка», торгующий только молочными продуктами. Организация имеет стабильный равномерный доход от своей дея­тельности. Руководство ООО решило освоить новый сегмент рынка путем выпуска новой продукции. Необходимо решить, ка­кая инновация наиболее подходит для данной организации.

На первом этапе назначается ответственный за ведение ин­новационного проекта — И. И. Иванов. Ответственное лицо на­чинает собирать материалы по вопросу: опрашивает работни­ков, клиентов, контрагентов, изучает новейшие научные дости­жения в данной области. После того как необходимые материалы собраны, ответственное лицо представляет отчет руководству, в котором подробно описаны возможности организации, ее силь­ные и слабые стороны, подобраны идеи, наиболее для нее подхо­дящие.

Этап 2. Выбор идеи нового продукта. Цель данного этапа — от­сеивание непригодных для реализации идей и выбор наиболее эф­фективной идеи. На этом этапе проводятся уже не изыскательные, а прикладные научно-исследовательские работы. Сравнивают воз­можности реализации той или иной идеи, выясняют, насколько та или иная продукция будет соответствовать имиджу организации и как ее внедрение повлияет на дальнейшее развитие этой организа­ции, как технологически новая продукция будет отличаться от традиционных товаров.

Отбирают наиболее рациональную и подходящую по всем па­раметрам идею.

Пример. После того, как отчет И. И. Иванова заслушан, начи­нается тщательная проработка каждой идеи. Поступили следую­щие предложения: начать выпуск мороженого; маргарина; молока с различными добавками. Для выпуска мороженого или маргари­на необходимо освоить новую для 000 «АБВ» технологию. Это новый вид деятельности для организации. Необходимы дополни­тельные производственные мощности, привлечение новых специ­алистов. Соответственно затраты будут очень высокими.

Для производства молока с различными добавками принципи­альных изменений в технологическом процессе не потребуется и затраты будут не столь высоки, как в первых двух случаях. Следо­вательно, выбирают вариант производства молока с добавками.

Этап 3. Анализ экономической эффективности производства но­вого продукта, разработка программы маркетинга. Цель данного этапа — преобразовать идею в товар.

На данном этапе начинается техническая разработка продукта. Идея, сформулированная на первом этапе и прошедшая отбор на втором, приобретает вид конкретного проекта. Выполняется эс­кизное проектирование, выпускается конструкторская документа­ция. Определяются технико-экономические характеристики това­ра, проводится оценка его качества и потребительских свойств, намечаются примерные объемы продаж, спроса.

Рассчитывают расходы на производство, внедрение и освоение нового продукта, сроки их окупаемости. Анализируется наличие необходимых ресурсов для производства (оборудование, машины, сырье, материалы, персонал, финансовые ресурсы), рассчитывают сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок. Оце­нивается экономическая эффективность (прибыльность) произ­водства новой продукции.

Важна на этом этапе разработка программы маркетинга по но­вому товару (свод контрольных показателей, обзор текущей ситуа­ции на рынке, опасности и возможности, задачи и проблемы, стратегия маркетинга, программа действий, бюджеты, контроль).

Пример. 000 «АБВ», приняв за основу реализацию проекта по производству молока с различными добавками, может обра­титься для его разработки в НИИ или другие учреждения, кото­рые в состоянии создать новый продукт. Кроме того, необходимо решить, какой именно вкус должно иметь новое молоко. Лучше, чтобы это было нечто неожиданное, новое, что сможет привлечь покупателей. Решено выпускать молоко со вкусом мяты. И. И. Иванов просчитал, что затраты на разработку нового про­дукта смогут окупить себя через полгода при условии, что пре­жние доходы сохранятся и новый товар будет реализовываться с не меньшим объемом, чем остальная продукция, а цена на новое молоко не будет слишком высокой по сравнению с аналогичной продукцией других фирм.

Этап 4. Создание нового продукта. Цель данного этапа — со­здать проработанный вариант продукта.

На этом этапе разрабатывается конкретная программа эволю­ции нового товара и осуществляется распределение обязанностей по подразделениям фирмы.

Изготавливаются и испытываются опытные образцы. Как вари­ант выпускаются несколько модификаций нового продукта. При этом должны учитываться все параметры безвредности, эконо­мичности и др. Кроме того, себестоимость нового товара не долж­на выходить за рамки запланированной. Испытания могут прово­диться как в лабораторных условиях, так и с участием некоторых потребителей.

Пример. Молокозавод 000 «АБВ» выпускает новое молоко со вкусом мяты. Подготовлены несколько модификаций: ментоловое (с большой концентрацией мяты), с мелиссой (лимонной мятой), с мятой перечной. Данный вид продукции проходит необходимые лабораторные исследования на соответствие государственным стандартам качества, приглашаются несколько потенциальных потребителей, которые дегустируют молоко и высказывают свое мнение по поводу новинки.

Определяются наименование нового товара, его товарный знак, упаковка, маркировка, оформление. Необходимо отметить, что наименование должно полно и в то же время оригинально магазин,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: