«РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМ СУБЬЕКТЕ»
Цель занятия. Ознакомить студентов с основными этапами инновационного процесса, изучить методы разработки и представления новаторских идей.
Условия и исходные материалы. На примере реального хозяйствующего субъекта разработать инновационный проект и подготовить его презентацию. В разработке могут участвовать две и более конкурирующие группы для генерации наиболее интересных идей.
Используются данные конкретных хозяйствующих субъектов, имеющиеся у студентов или предложенные преподавателем.
Порядок и методика выполнения задания. Деятельность организации связана со многими внешними (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, политика государства в отношении товаропроизводителей) и внутренними (наличие предпринимателя-лидера, команды поддержки, финансов, материально-технических ресурсов, размеры организации, ее организационная структура, применяемая технология, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и проч.) факторами. Но в каждой организации рано или поздно возникают какие-либо новаторские идеи.
|
|
Инновационные процессы охватывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность товаропроизводителей и в конечном итоге ориентированы на удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Важное условие для успешного внедрения инновации — человек, который захвачен своей идеей и готов применить максимум стараний для ее реализации. Не менее важен предприниматель, поддерживающий новаторскую идею, готовый найти или выделить средства для ее реализации, запустить новую продукцию в производство и на рынок.
Инновационный процесс осуществляется в несколько этапов.
Этап 1. Систематизация поступающих идей. Цель данного этапа—сбор информации для формирования инновационных проектов.
Разработка нового товара начинается с поиска подходящей идеи. Необходимо собрать наиболее полную информацию о поступающих идеях и замыслах. Источников новых идей может быть множество, например персонал фирмы: многие работники находятся в непосредственном контакте с покупателями, сами участвуют в производственном процессе, поэтому хорошо о нем осведомлены. Не менее важным источником идей служат потребители (опрос клиентов, поступающие письма и жалобы). Отслеживание деятельности фирм-конкурентов позволяет выявить наиболее привлекательные товары для реализации на рынке. Собирается информация о технологических изменениях в отрасли, новых научных открытиях (в основном поисковые научно-исследовательские работы проводятся в академических учреждениях и вузах либо в научно-исследовательских организациях промышленности с высококвалифицированным персоналом), разработках в данной сфере.
|
|
Необходимо изучить работу различных служб: маркетинга, сбытового аппарата, торговых посредников.
Следует проанализировать потенциальные возможности организации, в которой будет внедряться инновационный проект: насколько она готова к разработке и внедрению новой продукции, какова степень риска, каков его размер.
Кроме того, на начальном этапе разработки инновационного проекта планируется, какую нишу на рынке будет занимать новый товар (будет ли он рассчитан на широкий круг потребителей или на небольшой сегмент рынка). Также определяются тенденции развития рынка на перспективу.
Пример. ООО «АБВ» имеет молочный завод, который выпускает йогурт, творог, сметану, кефир, молоко пастеризованное. 000 сбывает произведенную продукцию на ближайшем рынке, где имеет собственную торговую точку, и поставляет в местный магазин «Коровушка», торгующий только молочными продуктами. Организация имеет стабильный равномерный доход от своей деятельности. Руководство ООО решило освоить новый сегмент рынка путем выпуска новой продукции. Необходимо решить, какая инновация наиболее подходит для данной организации.
На первом этапе назначается ответственный за ведение инновационного проекта — И. И. Иванов. Ответственное лицо начинает собирать материалы по вопросу: опрашивает работников, клиентов, контрагентов, изучает новейшие научные достижения в данной области. После того как необходимые материалы собраны, ответственное лицо представляет отчет руководству, в котором подробно описаны возможности организации, ее сильные и слабые стороны, подобраны идеи, наиболее для нее подходящие.
Этап 2. Выбор идеи нового продукта. Цель данного этапа — отсеивание непригодных для реализации идей и выбор наиболее эффективной идеи. На этом этапе проводятся уже не изыскательные, а прикладные научно-исследовательские работы. Сравнивают возможности реализации той или иной идеи, выясняют, насколько та или иная продукция будет соответствовать имиджу организации и как ее внедрение повлияет на дальнейшее развитие этой организации, как технологически новая продукция будет отличаться от традиционных товаров.
Отбирают наиболее рациональную и подходящую по всем параметрам идею.
Пример. После того, как отчет И. И. Иванова заслушан, начинается тщательная проработка каждой идеи. Поступили следующие предложения: начать выпуск мороженого; маргарина; молока с различными добавками. Для выпуска мороженого или маргарина необходимо освоить новую для 000 «АБВ» технологию. Это новый вид деятельности для организации. Необходимы дополнительные производственные мощности, привлечение новых специалистов. Соответственно затраты будут очень высокими.
Для производства молока с различными добавками принципиальных изменений в технологическом процессе не потребуется и затраты будут не столь высоки, как в первых двух случаях. Следовательно, выбирают вариант производства молока с добавками.
Этап 3. Анализ экономической эффективности производства нового продукта, разработка программы маркетинга. Цель данного этапа — преобразовать идею в товар.
На данном этапе начинается техническая разработка продукта. Идея, сформулированная на первом этапе и прошедшая отбор на втором, приобретает вид конкретного проекта. Выполняется эскизное проектирование, выпускается конструкторская документация. Определяются технико-экономические характеристики товара, проводится оценка его качества и потребительских свойств, намечаются примерные объемы продаж, спроса.
|
|
Рассчитывают расходы на производство, внедрение и освоение нового продукта, сроки их окупаемости. Анализируется наличие необходимых ресурсов для производства (оборудование, машины, сырье, материалы, персонал, финансовые ресурсы), рассчитывают сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок. Оценивается экономическая эффективность (прибыльность) производства новой продукции.
Важна на этом этапе разработка программы маркетинга по новому товару (свод контрольных показателей, обзор текущей ситуации на рынке, опасности и возможности, задачи и проблемы, стратегия маркетинга, программа действий, бюджеты, контроль).
Пример. 000 «АБВ», приняв за основу реализацию проекта по производству молока с различными добавками, может обратиться для его разработки в НИИ или другие учреждения, которые в состоянии создать новый продукт. Кроме того, необходимо решить, какой именно вкус должно иметь новое молоко. Лучше, чтобы это было нечто неожиданное, новое, что сможет привлечь покупателей. Решено выпускать молоко со вкусом мяты. И. И. Иванов просчитал, что затраты на разработку нового продукта смогут окупить себя через полгода при условии, что прежние доходы сохранятся и новый товар будет реализовываться с не меньшим объемом, чем остальная продукция, а цена на новое молоко не будет слишком высокой по сравнению с аналогичной продукцией других фирм.
Этап 4. Создание нового продукта. Цель данного этапа — создать проработанный вариант продукта.
На этом этапе разрабатывается конкретная программа эволюции нового товара и осуществляется распределение обязанностей по подразделениям фирмы.
Изготавливаются и испытываются опытные образцы. Как вариант выпускаются несколько модификаций нового продукта. При этом должны учитываться все параметры безвредности, экономичности и др. Кроме того, себестоимость нового товара не должна выходить за рамки запланированной. Испытания могут проводиться как в лабораторных условиях, так и с участием некоторых потребителей.
|
|
Пример. Молокозавод 000 «АБВ» выпускает новое молоко со вкусом мяты. Подготовлены несколько модификаций: ментоловое (с большой концентрацией мяты), с мелиссой (лимонной мятой), с мятой перечной. Данный вид продукции проходит необходимые лабораторные исследования на соответствие государственным стандартам качества, приглашаются несколько потенциальных потребителей, которые дегустируют молоко и высказывают свое мнение по поводу новинки.
Определяются наименование нового товара, его товарный знак, упаковка, маркировка, оформление. Необходимо отметить, что наименование должно полно и в то же время оригинально магазин,