Краткие итоги. Личность – отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным

Личность – отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности.

Темперамент – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Характер – иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности, и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения конкретного вида деятельности, легкость и быстроту обучения новым способам и приемам, которые не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам.

Направленность личности – индивидуальная система устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность.

Социальная психология изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей.

Межличностные отношения – регулируемые законом, обычаем или взаимным соглашением взаимосвязи между двумя или более людьми, сформированные в контексте социальных, культурных и других влияний, в основе которых положен какой-либо тип социальных обязательств.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте определения понятий "личность", "психические свойства личности", "структура личности"; охарактеризуйте основные подходы к изучению личности; проанализируйте модели динамической структуры личности, разработанные отечественными учеными-психологами.

2. Сформулируйте определение понятия "темперамент", опишите свойства темперамента, дайте характеристику свойств темперамента у представителей различных типов темперамента (холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков).

3. Сформулируйте определения понятий "характер" и "акцентуация характера", опишите свойства характера, классификации черт характера; назовите выразительные признаки, по которым можно оценить черты характера человека; дайте характеристику распространенным типам акцентуации характера.

4. Сформулируйте определение понятия "способности", проанализируйте классификации способностей личности по различным основаниям; опишите факторы, определяющие развитие способностей и показатели наличия способностей у человека; охарактеризуйте уровни развития способностей.

5. Сформулируйте определения понятий "направленность личности", "мотив", "мотивация", "потребности", проанализируйте отношения между ними; опишите оригинальную версию иерархической системы потребностей А.Маслоу и две ее более поздние модификации.

6. Сформулируйте определение понятия "социальная группа", опишите различные подходы к классификации социальных групп; определите значения следующих характеристик малых, средних и больших социальных групп: численность, контакт, членство, структура, связи.

7. Сформулируйте определение понятия "общение", дайте характеристику различных подходов к классификации видов общения; опишите специфику межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия; раскройте сущность механизмов социального восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: