Ключевые термины

Образовательная парадигма, образование в интересах устойчивого развития, человеческий капитал, социальный капитал, образовательные преимущества, функциональная грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет, международная стандартная классификация образования, непрерывное образование, непрерывное обучение, самообразование.

Краткие итоги

Образовательная парадигма – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Классическая образовательная парадигма просуществовала до конца XX столетия и в настоящее время меняется на неоклассическую образовательную парадигму.

Образование – ценность для отдельной личности, семьи, сообщества, социума. Образование как социокультурный феномен рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития. Пять столпов образования: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить, учиться изменять себя и общество.

Образование в интересах устойчивого развития направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Формы реализации процесса образования: формальное образование, неформальное образование, информальное образование. Уровни образования согласно Международной стандартной классификации образования: дошкольное, начальное, среднее, довузовское, высшее. Пять ступеней результативности образования: функциональная грамотность _ образованность _ компетентность _ культура _ менталитет.

Непрерывное образование охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества. Самообразование – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте определения понятий "парадигма", "образовательная парадигма"; проанализируйте характеристики классической и неоклассической образовательных парадигм; опишите основные параметры поддерживающего (воспроизводящего) и инновационного (развивающего) типов обучения.

2. Проанализируйте концепцию образования в интересах устойчивого развития, опишите ее основные характеристики; перечислите приоритетные цели и задачи, составляющие пять "столпов образования", содействующих устойчивому развитию личности и общества.

3. Сформулируйте определения понятий "образовательные преимущества", "человеческий капитал", "социальный капитал"; перечислите ценности образования для отдельной личности, семьи, сообществ и социума в целом.

4. Раскройте специфику формального, неформального и информального образования как процесса; опишите качественные характеристики основных ступеней результативности образования.

5. Сформулируйте определения понятий "система образования", "уровень образования", "образовательный ценз"; проанализируйте систему образования Российской Федерации, опишите уровни формального образования в соответствии с Международной стандартной классификацией образования.

6. Дайте характеристику концепции непрерывного образования; проанализируйте содержание концептов "непрерывное образование", "перманентное образование, "рекуррентное образование", "возобновляемое образование", "продолжающееся образование", "непрерывное обучение", "трансформативное обучение" и определите области, в которых они перекрываются; опишите роль самообучающихся организаций и самообучающихся сообществ в непрерывном образовании личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: