Начала ХХ века. Русский авангард

Стремление русского общества к свободе принесло свои зримые (причем в прямом смысле слова) плоды в сфере художественного творчества. В начале ХХ века сложилось такое исключительное явление в мировой культуре как русский авангард. Можно сказать, что русский авангард стал основой тех процессов, которые определили развитие художественной культуры Европы и всего западного мира в ХХ веке.

До начала ХХ века для художественной культуры России были характерны две особенности:

1. Искусство играло подчиненную роль, вторичную роль по отношению к каким-то социальным явлениям, то есть художники в своих произведениях выражали интересы или государства, или религиозных организаций, или политических и социальных сил и движений. Чаще всего художники просто обслуживали интересы богатых влиятельных лиц, что особенно сказывалось в портретной живописи.

2. Во многих жанрах искусство несло вторичный характер, поскольку вписывалось в каноны и художественные приемы, традиции, проникшие в Россию с начала XVIII века.

Все вышесказанное можно отнести и к архитектуре, и скульптуре, и живописи, и музыке. До XIX века подобное можно было говорить и о литературе, которая долго служила ареной выражений социальных и даже политических интересов. Но Пушкин и Гоголь освободили литературу от подчиненной роли, они сделали литературу формой выражения вечных, общечеловеческих ценностей. Эта линия на освобождение литературы от подчиненной роли была продолжена Ф. Достоевским и Л. Толстым. Не случайно творчество этих писателей приобрело мировое значение и сделало русскую литературу ведущей в мире.

В других сферах художественной культуры подобное освобождение искусства произошло позже. Не случайно, процесс освобождения искусства становился необходимым основанием для того, чтобы творчество какого-то русского художника могло приобрести свободное значение. Ярким примером этого процесса можно назвать творчество великого композитора П.И. Чайковского. Его сказочные балеты, в которых не было места политическим сиюминутным интересам, уже более 100 лет идут на многих балетных сценах мира, а музыка Чайковского так значима и популярна от Японии до Западной Европы. В русской живописи до начале ХХ века подобного освобождения искусства не было, хотя в ней наблюдались споры между различными направления, такими как академизм и реализм. Но для обоих этих направлений было характерно понимание искусства как явления, обслуживающего интересы государства или какие-то политические и социальные идеи и интересы. Но в самой Европе, где возникли эти направления и спор между ними, уже с 70-х годов XIX века возникло движение и стремление к освобождению изобразительного искусства от вторичной, подчиненной роли. Ярче всего это стремление к свободе искусства проявилось в творчестве художников- импрессионистов. Искусство импрессионистов принципиально не служило каким-то политическим, социальным и религиозным идеям. Произведения импрессионистов создавались с одной целью - доставить эстетическое наслаждение человеку. Не случайно главным жанром в живописи импрессионизма стал пейзаж, в котором не было места для обслуживания политических идей и интересов богатых заказчиков.

Движение к освобождению искусства от власти государств и денег во имя человека и красоты было продолжено в искусстве постимпрессионистов, затем в таких течениях как фовизм и кубизм уже в начале ХХ века. Но решающий окончательный шаг в великом процессе освобождения искусства был сделан в русском авангарде в 10-20-е годы ХХ века, в те самые годы, когда движение к свободе в политике и экономике России было приостановлено коммунистическим режимом.

Русский авангард представлен творчест­вом многих художников, работавших в самых различных видах искусства, создававших различные направления авангарда. Творцы рус­ского авангарда создали огромное количество художественных произ­ведений, считающихся значительными феноменами мировой культуры. Кроме того, выдающиеся представители русского авангарда были соз­дателями теоретических концепций, в которых были сформулированы мно­гие важнейшие принципы нового искусства CC в. Художественная практика и теоретические исследования представителей русского аван­гарда оказали определяющее воздействие на развитие всего последу­ющего художественного авангарда. Художественные произведения и тео­ретические труды русских художников, хорошо известные во многих странах мира, с течением времени стали восприниматься как неотъем­лемая часть мировой художественной культуры. Но русский авангард, как и всякий авангард, оказался неприемлемым для коммунистического тоталитарного режима, поэтому долгое время именно в России мировое значение русского авангарда замалчивалось. Художественные произве­дения русского авангарда были на несколько десятков лет спрятаны в запасники музеев.

В самом начале CC в. в России возникают творческие объедине­ния и художественные направления, которые противопоставляли себя традициям реалистического искусства, противопоставляли себя и тра­диции использования искусства в идеологических, религиозных, поли­тических целях. Можно даже говорить о массовом протесте художников против той заидеологизированности и даже известной политизированно­сти, которые были характерны для русского искусства CIC в. Лите­ратурные произведения, а иногда и произведения живописи, были порою просто средством выражения политических идей. Но после либеральных реформ второй половины CIC в., после появления парламентаризма и свободы печати в начале CC в., политизированность художественных произведений ста­ла явно излишней, если не бессмысленной.

Другим важным фактором, определившим становление русского аван­гарда, стало знакомство русских художников с теми направлениями ис­кусства, которые появились в Западной Европе в конце CIC в. - начале CC в. В конце CIC в. в русской литературе распространяется символизм, художественной явление, значение которого выходило за рам­ки литературы. С точки зрения символистов, художественный образ не является отражением реального объекта. Образ является символом, чувственно-воспринимаемым знаком каких-то непостижимых разумом яв­лений и процессов как реальной, так и сверхреальной действительности. Характерным примером символистской поэзии могут служить стихи од­ного из основателей символизма В. Я. Брюсова:

Мечты, как лентами, словами

Во вздохе слез оплетены.

Мелькают призраки над нами

И нерассказанные сны.

В 1900 г. в России создается художественное объединение "Мир Искусства", в которое входили А.Бенуа, А.Бакст, М.Добужинский, Н.Коровин и другие художники. В 1910 г. возникло объединение "Буб­новый валет", в который вошли художники Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Лентулов, М.Ларионов, Р.Фальк. Эти художники проводили совместные выставки, издавали журналы, выпускали манифесты, в которых объясня­ли принципы нового искусства. Некоторые художники, выходя из преж­них объединений, создавали новые объединения и даже особые художест­венные направления. Например, один из периодов творчества М.Ларио­нова и Н.Гончаровой называют лучизмом, поскольку в их картинах изо­бражение создавалось цветными лучами, потоками света.

Важная роль в истории русского и мирового авангарда принадле­жит творчеству М.Шагала. Этот художник, учившийся живописи в своем родном Витебске, попадает в Санкт-Петербург, где знакомится с твор­чеством художников "Мира искусства", а затем Шагалу помогают добрать­ся до Франции, где он знакомится с произведениями западноевропейс­ких художников. Но после возвращения в Россию Шагал создает настоль­ко оригинальные картины, что его творчество так и не смогут при­числить ни к одному из многочисленных "измов", художественных тече­ний CC в. Картины Шагала - это зримые воплощения снов, надежд, воспоминаний и мечтаний. В той или иной мере этот прием использовали отдельные художники прошлого. Пример - картина Ф. Гойи "Сон разума рождает чудовищ". Лет через десять после Шагала воспроизводить сновидения в своей жи­вописи будут сюрреалисты. Но эти художники станут использовать прием Шагала для подчеркивания абсурда или даже ко­шмаров, мучающих человека. Картины Шагала - светлы и лиричны, они выражают надежду, доброту, любовь к людям, к природе, родным местам, к прос­тым и высоким человеческим чувствам.

Искусство Шагала имеет воистину всемирное значение. Его картины украшают лучшие музеи мира. Но творчество Шагала можно найти не только в музее. Франция, например, доверила Шагалу украсить два своих знаменитых национальных достояния: зал в Гранд-опера в Париже и знаменитый кафедральный собор в Рейне. Этот собор знаменит, прежде всего, тем, что был построен на том месте, где в 497 г. принял христианство знаменитый король франков Хлодвиг. В Реймском соборе на протяжении многих столетий торжественно короновались все французские короли. Собор начал строиться еще в XII веке. В ХХ веке он был украшен великолепными витражами, создание которых и было доверено выходцу из России Марку Шагалу. А еще в начале 20-х годов ХХ века Шагал украшал своими произведениями город Витебск, даже преподавал живопись в колонии для беспризорников в подмосковной Малаховке. Но самобытное искусство Шагала было несовместимо с отношением к искусству коммунистического режима. В 1922 году Шагал уехал из России и остался жить в эмиграции, как и многие другие русские художники.

Среди представителей русского авангарда, творчество которых оказало значительное влияние на мировую культуру, можно выделить таких мастеров, как В. Татлин, А. Родченко и многих других. Но чаще всего мировое значение русского авангарда связывают с абстракционизмом, ставшим наиболее известным и значительным (наряду с сюрреализмом) течением модернизма. Вместо понятия абстракционизм иногда используют такие понятия, как абстрактное искусство или беспредметное искус­ство. Иногда между этими понятиями про­водят определенные различия, иногда их используют как имеющие одно и то же значение. Наиболее знаменитые представители абстракционизма - К. Малевич, В. Кандинский, П. Мондриан, П. Клее. При этом великие русские художники Малевич и Кандинский создавали не только художественные произведения, но и хорошо продуманные теоретические концепции, в которых объяснялись принципы и особенности абстрактного искусства.

Абстрактная картина на первый взгляд представляет собой соче­тание красочных геометрических фигур, просто цветовых пятен. Но если в фовизме или кубизме эти фигуры и пятна сливались в некое по­добие реальных объектов, то в абстракционизме эти сочетания даже приблизительно не напоминали очертания реальных предметов, отсюда и название - беспредметное искусство. Но сочетания фигур и красочных пятен не были произвольными. Эти сочетания были или глубоко продуман­ными, или же они были выражением художественной интуиции. Абстрактное искусство при своем рождении вызвало наибольшее отторжение у массо­вой публики, задававшейся вопросами: что это значит, как это пони­мать, в чем здесь смысл? Но неуместность этих вопросов стала ясна уже благодаря творчеству импрессионистов. Произведение искусства совсем не обязательно понимать, так же не обязательно искать в нем смысл. Художественное произведение воздействует на эмоции человека. Любуется же человек таким явлением, как радуга, не спрашивая при этом, в чем смысл радуги, в чем смысл этой красочной многоцветной дуги? Но стереотипы образования, привычка искать смысл произведения все же срабатывала в человеке, воспринимавшем абстрактные картины. Поэтому теоретические объяснения Малевича и Кандинского были необходимы, но это были объяснения не отдельных произведений, а объяснение принципов их художественного творчества в целом.

Интересно, что Малевич и Кандинский творили независимо друг от друга. Свои первые абстрактные произведения Кандинский создал в Германии, где он участвовал в организации объединения экспрессионистов "Синий всадник". Этот факт показывает, что границы между течениями авангарда иногда были достаточно условны. Самым известным произведе­нием абстракционизма является, наверное, картина Малевича "Черный квадрат", впервые показанная на выставке в 1915 году. На белом холс­те был изображен черный квадрат и больше ничего. Эта картина долгое время служила всем противникам авангарда доказательством никчемности авангарда вообще и абстракционизма в частности. Мол, кто же из людей не сможет нарисовать черный квадрат? Но недоброжелатели и критики были в этом случае не очень добросовестны. "Черный квадрат" Малеви­ча был не столько самостоятельным произведением искусства, сколько своеобразным лозунгом или даже теоретическим манифестом. Малевич ут­верждал своей картиной следующий принцип: теперь картины будут со­здаваться из геометрических фигур, картины будут представлять ком­бинации подобных фигур. Черный квадрат в данном случае был чем-то вроде буквы нового художественного алфавита.

Этот необычный принцип Малевич обосновывал в первую очередь тем, что геометрическая фигура - это чисто духовное произведение. В природе нет квадратов, треугольников, овалов, конусов и т.д. Все эти феномены - плоды деятельности интеллекта, чисто духовные сущно­сти. Обращаясь к этим произведениям, художники вырываются из плена материальных, природных объектов. Искусство в таком случае становит­ся абсолютно духовным явлением. Вот несколько принципиальных выска­зываний Малевича: "Я уничтожил кольцо - горизонта, и вышел из круга вещей, из кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры... Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой... Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование... А это возможно тогда, когда мы лишим все наши искусства мещанской мысли - сюжета и приучим сознание видеть в природе все не как реальные вещи и формы, а как материал, массы, из которого надо делать формы, ничего не имеющие общего с натурой. Тогда исчезнет привычка видеть в картинах Мадонн и Венер с заигрыва­ющим, ожиревшим Амуром... Художники были чиновниками, ведущими опись имущества натуры, любителями коллекций зоологии, ботаники, археоло­гии. Ближе к нам молодежь занялась порнографией и превратила живопись в похотливый хлам... И вот я пришел к чисто красочным формам. И Супрематизм есть чисто живописное искусство красок, самостоятель­ность которого не может быть сведена к одной... Потребность достиже­ния динамики живописной пластики указывает на желание выхода живо­писных масс из вещи к самоцели краски, к господству чисто самоцельных живописных форм над содержанием и вещами, к беспредметному Супре­матизму - к новому живописному реализму, абсолютному творчеству.

Всякая живописная плоскость, будучи превращена в выпуклый живописный рельеф, есть искусственная красочная скульптура, а всякий рельеф, превращенный в плоскость, есть живопись.

Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец".

Малевич называл свое искусство супрематизмом (от лат слова, озна­чающего "возвышающийся, превышающий"), то есть супрематизм - искусство, возвышающееся над материальными вещами. Супрематические картины и состояли из разноцветных геометрических фигур. Талант художника заключался в том, чтобы найти гармоничные сочетания этих геометрических фигур, сочетание, которое благодаря интуиции художника могло бы стать символом каких-то феноменов, недоступных для обычного зритель­ного восприятия.

Теоретические идеи Кандинского были изложены в его работе "О духовном в искусстве". Каждый культурный период, по мнению Кандинского, создает свое искусство, которое не может повториться. Стремление вновь вызвать к жизни принципы искус­ства прошлого может разрешиться в лучшем случае повторением произ­ведений искусства прошлого. Современные люди, продолжал Кандинский, не могут чувствовать себя как древние греки или люди эпохи Возрож­дения. Грекам, конечно, можно подражать, но подражание - удел обезьян. В искусстве, по мнению Кандин­ского, в одни эпохи преобладал интерес к телесным реальным объектам, к их внешней форме, к внешнему облику людей, в другие эпохи людей начинают привлекать не телесные формы, а духовные, идеальные явления. В эти эпохи человек ждет от искусства чувственного, зримого воплощения духовных явлений. В CC в. наступил очередной этап интереса к духовному, скрытому от зрения и слуха человека, вновь возникла потребность чувственного созерцания духовной сути явлений и процессов с помощью искусства. Художники - это те люди, которые могут удовлет­ворить эту новую потребность. В данном случае слово "художник" употребляется в широком смысле как творец в любом виде искусства: поэт, скульптор, живописец, композитор. Художник обладает двумя исключительными способностями. Во-первых, он может благодаря особому складу своей психики, ума, чувств улавливать духовную суть явлений.

Во-вторых, благодаря своему мастерству, он может давать зрительное (или звуковое) воплощение этих духовных сущностей. Художники - искатели Внутреннего во Внешнем.

Поэтому художники должны полностью отказаться от изображения реальных, конкретных, природных объектов. В новом искусстве нужны новые средства выражения духовного, внутреннего. Эти новые средства не должны быть связаны с природными, внешними формами, нужны анатуральные (неприродные), абстрактные, формы. То есть в произведениях нового духовного искусства ничто не должно напоминать о природных, конкретных объектах. Возможно ли это в принципе? По мнению Кандинского, не только возможно, но и давно осуществлено - в таком виде искусства, как музыка.

Названия некоторых картин Кандинского отражают его понимание сути и предназначения искусства: "Импровизации холодных форм", "Утверждение", "Земное и красное", "Налево". Даже названия этих картин говорят о невозможности использования произведений подобного рода в идеологических целях. Соответственно, не стоит удивляться ненависти идеологов тоталитарных режимов к абстракционизму. Малевич в 1933 г. был даже арестован и некоторое время провел в тюрьме. В 1935 г. он умер, и его хоронили в специальном супрематическом гробу, напоминавшем геометрическую композицию. Кандинский поселился в Германии, но после прихода к власти фашистов уехал во Францию, где и умер в 1944 г.

Но абстрактное искусство не погибло вместе со своими создателями. С течением времени произошла удивительная вещь: абстракционизм, который при своем рождении был встречен волной непонимания даже в среде образованных людей, оказался явлением, получившим достаточно широ­кое распространение. Геометризм и условность изобразительных форм позволили использовать абстрактные композиции в качестве основы для украшения зданий или для украшения каких-то предметов быта. Возможность такого прагматического использования абстрактного искусства была отмечена уже художниками школы Малевича, который в начале 20-х годов заявил, что на смену станковой, самостоятельной живописи должно прийти творчество, связанное с художественным оформлением тех реальных объектов, среди которых живет человек: зданий, одежды, посу­ды. Некоторые художники разрабатывали рисунки тканей с использованием абстрактных композиций, другие на фарфоровой фабрике создавали образцы столовых сервизов, чашек, чайников, напоминавшие геометричесие, но уже объемные, произведения абстрактного искусства. После запрещения авангардистских направлений закончились и подобные эксперименты по украшению среды обитания человека.

Абстрактное искусство и в конце CC в. воспринимается некоторыми людьми с определенной долей предубеждения. Иногда один и тот же человек ищет в музыке и кинофильме возможность отдохнуть, отдаться эмоциям, а в произведениях живописи этот человек настойчиво ищет смысл. Если угодно, то смысл абстракционизма можно видеть в его общечеловеческой значимости: это искусство, которое в равной мере доступно для человека любой национальности, расы, религии, культуры, для человека любого уровня образования. Восприятие этого искусства требует одного - отказа от стереотипов и предубеждений когда-то вложенных в человека системой образования, не принимавшей художественный авангард.

Таким образом, стремление к свободе, заложенное в русской культуре, сыграло определяющую роль в процессе окончательного освобождения в искусстве.

Русский авангард стал основой художественной культуры во многих жанрах искусства ХХ века.

5. От военного коммунизма к новой экономической политике

После завершения широкомасштабной гражданской войны, когда военные действия велись только на окраинах России, перед коммунистическим режимом встала проблема как управлять страной в сфере политики, экономики, культуры и других социальных сфер. Следует заметить, что какого-то продуманного плана управления страной у Ленина и его партии в то время, когда они брали власть, не было. Не считать же планом несколько строчек из «Апрельских тезисов» Ленина. Долгосрочные планы Ленина и его партии были связаны с надеждами на коммунистические революции в ведущих странах Европы. Ленин сам позже признавался в этом в своих статьях.

Но коммунистических революций, к сожалению Ленина, не произошло, а управлять как-то надо было. В начале коммунисты пробовали управлять страной и даже экономической своими любимыми командными методами. Подобная тактика управления использовалась ими с 1918 до начала 1921 года и получила название «политика военного коммунизма». Основными элементами военного коммунизма были следующие:

1. Продразверстка или, проще говоря, насильственное изъятие продовольствия у крестьян для армии и жителей городов.

2. Отказ от рыночной экономики и денежного обращения, то есть фабрики и заводы производили то, что считал нужным коммунистический режим. Работники же, в качестве зарплаты получали продукты питания и бытовые принадлежности, например, мыло, спички.

3. Была отменена плата за транспортные услуги, услуги связи, плату за квартиру и т.д.

Вероятно, подобное устройство экономики, в начале самим коммунистам представлялось каким-то достижением по пути движения от старого общества к новому передовому социалистическому обществу. Но с точки зрения экономики, военный коммунизм оказался возвращением к эпохе натурального обмена, к эпохе доденежного обращения товаров, к той эпохе, от которой, в общем-то, в цивилизованных странах стали отказываться тысячелетие назад. Последствие такой первобытной экономики оказались печальными и непредсказуемыми. Самым страшным из этих последствий был массовый голод в 1921 году, в ходе которого погибли миллионы людей.

Другим последствием военного коммунизма, особенно продразверстки, стало восстание крестьян против Советской власти в Тамбовской области. Восстание было жестоко подавлено под командованием будущего маршала М. Тухачевского.

Этот же человек возглавил подавление кронштадтского восстания в 1921 году. Это восстание было особенно неприятным для Ленина и его партии, поскольку основу этого восстания составили военные моряки, которые считались надежной опорой коммунистов. Кронштадт представлял собой военно-морскую крепость, расположенную на острове недалеко от Петрограда, и был вдвойне опасен и как военная сила, из-за своей близости к бывшей столице России. Участники кронштадтского восстания в качестве принципиального требования выдвинули характерный лозунг: «За Советы без коммунистов». Моряки восстали против диктатуры коммунистов, они требовали демократических изменений. Но коммунистический режим и помыслить не мог о демократических уступках, о Советах без коммунистов. Режим интересовала не советская власть сама по себе, а свое руководство этими Советами. На разгром восстания были брошены большие военные силы. Кронштадт был взят штурмом, большинство участников восстания были расстреляны или отправлены в концлагеря так же, как тамбовские крестьяне.

Возмущение ситуацией в стране стали выражать и рабочие в городах. В Петрограде рабочие некоторых заводов стали бастовать, выражая недовольство своим положением. Эта ситуация была еще более неприятной для партии, выражавшей себя защитницей интересов рабочих.

Необходимость отказа от политики военного коммунизма стала очевидна. Вместо нее Ленин предложил альтернативный вариант управления, названный новой экономической политикой - НЭП. Основные элементы НЭПа заключались в следующем:

1. Отменялась продразверстка. Крестьянин теперь мог не бояться, что у него теперь отберут плоды его труда. Крестьянин должен был теперь выплачивать в виде налога часть своей продукции, остальным мог распоряжаться по своему усмотрению, правда, налог был достаточно большим.

2. В России вновь разрешалось и даже поощрялось частное предпринимательство, разрешалось создавать частные предприятия, где производились бы товары, нужные населению. Таким образом, в России вновь появились предприниматели или, выражаясь коммунистической терминологией, капиталисты.

3. Был взят курс на поощрение прихода иностранного капитала в Россию. Были разрушены концессии, т.е. разрешение за особую плату вести в России предпринимательскую и торговую деятельность.

4. Было восстановлено денежное обращение.

Таким образом, в сфере экономики коммунистам пришлось вновь вернуться к рыночной экономике, основу которой составляли свободная инициатива, свободная деятельность свободного товаропроизводителя. Правда, экономика России, даже в годы НЭПа, не была совершенно свободной.

Во-первых, коммунисты установили монополию внешней торговли, т.е. российские предприниматели, от фабрикантов до крестьян, не могли вести торговлю с зарубежными партнерами. Вся внешняя торговля велась только через государственные учреждения и органы власти.

Во-вторых, наиболее крупные промышленные производства, особенно связанные с военным производством, находились в руках государства, а фактически в ведении коммунистического режима.

В некоторых сферах экономики использовался подневольный, фактически рабский труд заключенных концлагерей. Например, на строительстве Беломоро-Балтийского канала в добывающей промышленности. Начиная с 20-х и до конца 50-х годов, использование рабского труда будет важным элементом экономики, построенной коммунистами в России.

Коммунистический режим через государственные органы власти влиял на ценообразование, т.е. на систему и взаимоотношения цен и различных товаров. В частности, соотношение между товарами, производимыми в сельском хозяйстве, крестьянами и товарами, производимыми в городской промышленности было искусственно завышено в пользу городской промышленности.

Подобная диспропорция объяснялась различными причинами, одной из этих причин было желание обезопасить режим от возможных возмущений и забастовок со стороны рабочих крупных городов. Чем лучше и стабильнее живут городские жители, тем спокойнее чувствует себя государственная власть. Правда, крестьян в 20-е годы было гораздо больше, чем рабочих, но они были раздроблены, а самое главное, коммунистический режим в политическом отношении был независим от крестьянства. Характерная особенность избирательной системы в России того времени: в Конституции РСФСР 1919 года, а затем в Конституции РСФСР 1925 года, на выборах органов власти один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян.

Обращение к личной инициативе людей в экономической сфере дало свои плоды. В 20-е годы в России произошло экономическое оживление, заработала промышленность, была ликвидирована угроза голода.

В 20-е годы достаточная свобода была характерна и для сферы духовной культуры России. В это время коммунистический режим допускал в сфере культуры самые различные явления, споры, дискуссии. В это время продолжали работать те представители авангарда, которые не эмигрировали из России - Малевич, Филонов и другие. Создавались значительные произведения литературы. Свободно творили такие поэты и писатели, как А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Платонов, такие философы как А. Лосев, Г. Шпет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: