Таким образом, водители автомобилей могут при въезде на кривые регулировать скорость нарастания центробежного ускорения путем изменения скорости поворота рулевого колеса. 6 страница

Съезды на вспомогательные полевые дороги, необходимые для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, должны иметь дорожные покрытия видов, принятых на дороге, к которой примыкает съезд (но не прочнее усовершенствованного покрытия дорожной одежды облегченного типа), на протяжении не менее 25 м при движении одиночных автомобилей и сельскохозяйственных машин и 50 м – при движении автопоездов и тракторов с прицепами. При глинистых и тяжелых суглинистых грунтах указанные расстояния должны увеличиваться вдвое.

Пересечения внутрихозяйственных дорог с железными дорогами в разных уровнях следует проектировать в случаях:

– пересечения трех и более главных железнодорожных путей;

– скоростей движения поездов на пересекаемом участке железной дороги более 120 км/ч;

– пересечения железных дорог, проложенных в глубоких выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормы видимости.

На неохраняемых пересечениях внутрихозяйственных дорог с железнодорожными путями в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля (сельскохозяйственной машины); находящегося от переезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости поверхности дороги (175 м), должен видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м от переезда, а машинист приближающегося поезда должен видеть середину переезда на расстоянии не менее чем за 1000 м.

При пересечении подъездных железнодорожных путей предприятий указанные расстояния видимости допускается понижать по согласованию с министерством или ведомством, в ведении которых находятся пути соответственно до 200 м и 600 м.

Переезды следует располагать, как правило, на прямых участках железных и внутрихозяйственных дорог под углом не менее 60°.

Пересечения внутрихозяйственной дороги с железнодорожными путями в одном уровне должны быть оборудованы устройствами в соответствии с типовыми проектами переездов и согласованы с министерством или ведомством, в ведении которых находятся железнодорожные пути.

Ширину проезжей части внутрихозяйственной дороги на пересечении с железной дорогой в одном уровне следует принимать в зависимости от ширины транспортных средств, но не менее 6 м на расстоянии 50 м в обе стороны от переезда с продольным уклоном не более 30‰.

Расстояние от бровки земляного полотна до опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а также высоковольтных линий электропередач следует принимать не менее высоты опор, увеличенной на 5 м.

Автомобильные дороги I-с и II-с категорий, на которых предусмотрено регулярное автобусное движение, должны обустраиваться остановочными и посадочными площадками в местах автобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать 3 м, а длину – не менее 10 м для автобусов каждого направления. Ширину посадочных площадок с твердым покрытием следует принимать 2 м, а длину – 10 м. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок и ограждены от них бортовыми камнями.

Автобусные остановки следует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в плане не менее 400 м при продольных уклонах не более 40‰; при этом должны быть обеспечены нормы видимости в продольном профиле и плане, установленные для дорог соответствующих категорий.

Площадки для остановок и стоянок автотранспортных средств располагаются у административных, общественных и торговых зданий, медицинских учреждении, перед въездами на территорию производственных комплексов, ферм, складов и в других местах систематических остановок автомобилей. Размеры площадок должны устанавливаться расчетом в зависимости от типа и количества одновременно останавливающихся транспортных средств, продолжительности их стоянки и т.п.

Места стоянки транспортных средств должны размещаться за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос или площадок. Продольные и поперечные уклоны площадок следует принимать, как правило, не более 30‰, а у погрузочно-выгрузочных фронтов – не более 10‰.

В начальных (конечных) пунктах тупиковых внутрихозяйственных дорог, у проходных сельскохозяйственных комплексов, ферм и в других обоснованных случаях для разворота транспортных средств и сельскохозяйственных машин должны предусматриваться разворотные площадки прямоугольной формы размером не менее 25х15 м или грушевидные и петлевые объезды – радиусом не менее 12 м.

Форма и размеры дорожных знаков и указателей, а также конструкция опор для них должны соответствовать СТБ 1140-99 и СТБ 1300-2002.

Ограждения барьерного типа высотой не менее 0,8 м из железобетона, металла или дерева, предназначаемые для предотвращения аварийных съездов транспортных средств и сельскохозяйственных машин с земляного полотна, следует предусматривать на участках дорог I-c и II-с категорий:

– при высоте насыпи 3 м и более на прямых участках и кривых в плане с радиусами 125м и более;

– с вогнутыми кривыми в продольном профиле, сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 70‰ и более при высоте насыпи 2,5 м и более;

– с наружной стороны кривых в плане с радиусами менее 125 м.

Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать, когда не требуется установка ограждений барьерного типа или парапетов:

– на участках дорог I-с и II-с категорий при высоте насыпи 2 м и более – через 50 м;

– на ответвлениях пересечений в одном уровне дорог I-c и II-с категорий с внутренней стороны закруглений в пределах кривых радиусом менее 60 м – через 5м, а при радиусе 60-400м – через 10 м;

– на участках дорог I-с и II-с категорий при высоте насыпи 1 м и более, расположенных в пределах кривых в плане. Расстояние между сигнальными столбиками в зависимости от значения радиуса кривых (30-1000 м) принимается от 2 до 50 м.

Сигнальные столбики должны устанавливаться на расстоянии не менее 0,35 м от бровки земляного полотна; при этом расстояние от края проезжей части до столбика должно быть не менее 0,75 м.

При пересечении (примыкании) внутрихозяйственных дорог с существующими дорогами общего пользования необходимо предусматривать на дорогах II и III категорий переходно-скоростные полосы с соответствующей разметкой.

Участки внутрихозяйственных дорог I-с и II-с категорий должны быть защищены от снежных заносов при расчетном годовом снегоприносе более 25 м3 на каждый метр дороги, располагаемой на ценных землях, и более 10 м3 на каждый метр дороги, располагаемой на остальных землях:

– устройством высоты насыпи не менее расчетной по условию снегонезаносимости;

– временными защитными устройствами (переносными щитами, снеговыми валами, траншеями);

– снегозащитными лесонасаждениями, если они предназначены также в качестве полезащитных, снегозадерживающих, водоохранных, водорегулирующих, приовражных и других агролесомелиоративных полос, необходимых для нужд сельского хозяйства. При этом в качестве придорожных полос целесообразно использовать плодовые и ягодные насаждения, если местные грунтовые и климатические условия допускают их посадку.

28.7. Основные принципы размещения дорожной сети
на гидромелиоративных системах (ГМС)

Начиная с 1981 г. в СССР началась интенсивная разработка генеральных схем строительства дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях административных районов. Сегодня большая часть дорог сельскохозяйственных предприятий Беларуси запроектирована с использованием генеральных схем, которые составляются в такой последовательности:

– подготовительные работы и полевые обследования;

– разработка и обоснование развития сети внутрихозяйственных дорог сельскохозяйственных предприятий и административного района в целом;

– составление документации, ее согласование и утверждение.

Основой для размещения сети внутрихозяйственных дорог служит схема транспортных связей предприятий и перспективный объем перевозимых грузов за наиболее напряженный месяц сельскохозяйственных работ.

При размещении дорожной сети в хозяйстве необходимо учитывать также размещение внутрихозяйственных дорог смежных хозяйств и увязывать ее с сетью дорог общего пользования так, чтобы дороги сельскохозяйственного предприятия являлись фрагментами единой транспортной сети аграрно-промышленного комплекса района. На мелиоративных землях и на объектах, где ведется мелиоративное строительство, внутрихозяйственные дороги следует размещать в соответствии с проектом мелиорации.

По сравнению с проектированием дорог общей сети проектирование сети сельскохозяйственных дорог отличается тем, что часто приходится иметь дело не с начальной контрольной грузообразующей точкой будущей дороги, а с полем, представляющим собой грузообразующую площадь, расчлененную сетью полевых дорог, рациональная организация перевозок по которым зависит от особенностей производства ведущей сельскохозяйственной культуры.

Конфигурацию сети полевых дорог выбирают с учетом формы и размеров сторон полей севооборота, которые крайне нежелательно перерезать густой сетью внутрихозяйственных дорог ввиду существенного снижения производительности, перерасхода горючего, снижения качества работ и увеличения изнашивания машинно-тракторных агрегатов.

Наиболее целесообразная длина поля 1000-1500 м. Ширину полей устанавливают с учетом их площадей и объемов работ, выполняемых тракторными агрегатами в поперечном направлении (перекрестный сев, культивация пропашных культур). В районах, где пропашные культуры занимают 40-50% площади, затраты на работу машин в поперечном направлении довольно существенны и желательно, чтобы ширина полей была не менее 500-600 м.

Поскольку поля севооборота не рекомендуется пересекать полевыми дорогами, очевидно, что сеть таких дорог следует принимать в форме прямоугольников, стороны которых совмещены с границами полей. При этом каждая такая дорога может обслуживать два смежных, примыкающих к ней поля. Расстояние между дорогами должно быть кратно длине (ширине) прямоугольника поля. Оптимальное расстояние между полевыми дорогами окончательно устанавливают на основе учета всех затрат на транспортные работы, включая затраты на строительство и на содержание сети, а также на потери, вызываемые выделением земли под дороги.

По назначению полевые дороги делятся на:

1) основные дороги, как правило, обслуживают весь массив или большие части севооборотов, садов и других угодий; они связывают поля с населенным пунктом и производственным центром;

2) линии обслуживания предназначены для заправки агрегатов на холостых заездах и на поворотах, для транспортировки грузов с полей, кварталов, из садов, а также для проездов и переходов людей. Размещают эти дороги по коротким сторонам полей;

3) вспомогательные дороги служат для вывоза урожая с. полей и подвоза удобрений, а при работе поперек поля они выполняют функции линий обслуживания. Проектируют такие дороги по длинным сторонам полей.

Для эффективного обслуживания территории дорожная сеть должна иметь такую густоту, которая обеспечивала бы минимальные суммарные затраты средств на строительство и эксплуатацию дорог, обслуживание сельскохозяйственного производства и перевозку грузов и людей. На густоту проектируемой дорожной сети влияют, прежде всего, местные природные условия и сложившаяся транспортная сеть. Большое значение имеет также количество грузов, приходящихся на единицу площади. Так, густота сети сельскохозяйственных дорог с твердым покрытием для ряда колхозов Беларуси составляет около 0,6 км/км2 (6 м/га), для Литвы – 0,75-1,03 км/км2, Эстонии –1,8-2,3 км/км2, Германии – 2,5-3,0 км/км2.

При проложении трассы дорог на ГМС необходимо соблюдать следующие требования:

1) экономически целесообразно обходить болотные участки, если это не связано со значительным удлинением и извилистостью дороги;

2) пересекать болотные участки в наиболее узком и мелком месте, перпендикулярно направлению течения воды;

3) обязательным является изучение гидрологического режима болот, создавая условия свободного прохода воды, исключая ее застой и усиление процессов заболачивания;

4) для назначенных вариантов трассы выполняют съемку плана (М1:1000, М1:2000) с сечением горизонталей 0,25-0,30 м и съемку мощности торфа;

5) при пересечении болот с большим поперечным уклоном дна производят полное выторфовывание и выравнивание дна болота. При поперечном уклоне более 100‰ на дне болота делают уступы или рыхление взрывом;

6) для пропуска постоянных ручьев и поверхностных вод предпочтение отдают мостам, располагая их у края болота.

В процессе изысканий и проектирования дороги из нескольких намеченных вариантов (отличающихся длиной трассы, объемом работ, строительной стоимостью и т. д.) выбирают наиболее целесообразный вариант всей трассы или отдельных ее участков.

При оценке вариантов учитывают характеризующие их показатели:

1) насколько они удовлетворяют требованиям экономики народного хозяйства;

2) эксплуатационные показатели;

3) условия строительства.

Варианты оценивают по совокупности приведенных выше показателей, причем для различных случаев в зависимости от характера проектируемой дороги отдельные показатели имеют большее или меньшее значение.

При выборе вариантов сельскохозяйственных дорог наиболее важные пока затели – общая стоимость и требуемые для строительства ресурсы.

Целесообразность капиталовложений в строительство дорог общей сети устанавливают путем соизмерения единовременных и текущих затрат, выражаемых коэффициентом эффективности или сроком окупаемости капиталовложений. Соизмерить затраты можно также путем суммирования по каждому варианту единовременных капитальных затрат и ежегодных эксплуатационных расходов за определенный период службы сооружения (с учетом их разновременного вложения).

Для строительства внутрихозяйственных дорог нормативный коэффициент эффективности установлен равным 0,12, а нормативный срок окупаемости 8 лет.

28.8. Общая характеристика внутриплощадочных дорог

В условиях сельскохозяйственного производства все более широко применяют различные площадки, требующие определенного благоустройства, а также обеспечения их необходимыми транспортными связями в соответствии с требованиями технологии работ. К таким площадкам относятся следующие:

– для доведения сельскохозяйственной продукции до кондиции, требуемой соответствующими нормативами (механизированные тока для очистки и просушивания зерна, площадки для очистки свеклы и т. п.);

– для складирования сельскохозяйственной продукции и минеральных удобрений (закрытые);

– для хранения и ремонта тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей;

– для размещения предприятий хозяйства;

– для размещения производственных комплексов данного хозяйства или нескольких хозяйств (например, животноводческих комплексов и т. п.);

– для сельскохозяйственной авиации.

В соответствии с видом и назначением размеры, конфигурация и тип укрепления поверхности сельскохозяйственных площадок, весьма разнообразны.

Проектирование площадок включает следующие этапы:

а) горизонтальную планировку (в том числе проектирование подъездов к площадке и проездов по ней);

б) вертикальную планировку;

в) проектирование водоотвода и дренажа;

г) конструирование покрытий.

Внутриплощадочные дороги следует проектировать по прямоугольной замкнутой (кольцевой), тупиковой или смешанной схемам. На крупных сельскохозяйственных производственных комплексах предпочтение следует отдавать схемам дорог с кольцевым движением транспортных средств.

Основные принципы проектирования внутриплощадочных дорог:

1) при устройстве тупиковых дорог должны быть предусмотрены в конце тупика площадки для разворота транспортных средств, размеры которых следует принимать в зависимости от габаритов транспортных средств и перевозимых грузов;

2) радиусы кривых в плане по оси проезжей части следует принимать не менее 60 м без устройства виражей и переходных кривых;

3) при намечаемом движении автомобилей и тракторов с полуприцепами, с одним или двумя прицепами радиус кривой допускается уменьшать до 30 м, а при движении одиночных транспортных средств – до 15 м;

4) уширение проезжей части двухполосной дороги на кривой в плане следует принимать согласно СНиП 2.05.11-83 (табл. 6) в пределах 0,9-3,5 м. Для однополосной дороги уширение, установленное в табл. 6, надлежит уменьшать вдвое;

5) радиусы кривых в плане по кромке проезжей части и уширение проезжей части на кривых при въездах в здания, теплицы и т. п. должны определяться расчетом в зависимости от расчетного типа подвижного состава;

6) поперечный профиль внутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектом планировки и благоустройства территории сельскохозяйственного предприятия и во всех случаях, когда это возможно по архитектурно-планировочным условиям, санитарным требованиям и условиям водоотвода, принимать с обочинами без бортового камня.

Ширину проезжей части и обочин внутриплощадочных дорог следует принимать в зависимости от назначения дорог и организации движения транспортных средств по табл. 28.6.

Таблица 28.6. Параметры внутриплощадочных дорог

Параметры Значение параметров, м, для дорог
производственных вспомогательных
Ширина проезжей части при движении транспортных средств:    
двухстороннем 6,0
одностороннем 4,5 3,5
Ширина обочины 1.0 0,75
Ширина укрепления обочины 0,5 0,5

Ширину проезжей части производственных дорог допускается принимать:

– 3,5 м с обочинами, укрепленными на полную ширину, – в стесненных условиях существующей застройки;

– 3,5 м с обочинами, укрепленными согласно табл. 28.6 – при кольцевом движении, отсутствии встречного движения и обгона транспортных средств;

– 4,5 м с одной укрепленной обочиной шириной 1,5 м и бортовым камнем с другой стороны – при возможности встречного движения или обгона транспортных средств и необходимости устройства одностороннего тротуара.

Продольные уклоны внутриплощадочных дорог следует назначать в увязке с проектом вертикальной планировки прилегающей к дороге территории предприятия и принимать, как правило, не менее 5‰ и не более 30‰. Для дорог, располагаемых в трудных условиях рельефа местности (крутые уклоны, террасное решение вертикальной планировки), при соответствующем обосновании допускается увеличивать продольный уклон до 60‰, а в особо трудных условиях – до 90‰.

Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 15‰ и более для производственных дорог и 20 ‰ и более для вспомогательных дорог следует сопрягать кривыми радиусом не менее, м: выпуклых – 600, вогнутых – 200.

Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок.

28.9. Основы проектирования сельскохозяйственных площадок

Горизонтальную планировку площадки разрабатывают с учетом технологических процессов, для которых она предназначена. Учитывают также особенности перемещения транспортных средств, их маневровые возможности и способы маневрирования.

Большинство площадок в плане представляет собой территории, занятые крытыми или открытыми складами и другими сооружениями, зданиями, проездами, их разветвлениями.

Планы площадок для одиночных объектов обычно принимают в зависимости от той конфигурации проездов, по которым транспортные средства могут подъезжать к фронту погрузки-разгрузки и выполнять необходимое маневрирование. Предусматривают также наиболее удобное взаимное размещение соответствующих складов, механизмов, хранилищ и т. п.; учитывают технологию производимых работ.

Вертикальная планировка заключается в искусственном изменении рельефа поверхности земли, на которой намечено разместить площадку. Ее выполняют с учетом обеспечения нужд технологического процесса на площадке, экономичности и удобств последующей ее эксплуатации. Важное значение имеет также обеспечение водоотвода с площадки, что зависит от высотного положения и уклонов ее проектной поверхности (рис. 28.1).

Рис. 28.1. Принципиальные схемы отвода поверхностных вод с территории объекта сельскохозяйственного производства: 1 – односкатная; 2 – односкатная диагональная; 3 – крышеобразная; 4 – двухскатная диагональная; 5 – двухскатная торцевая; 6 – односкатная вогнутая

Вертикальная планировка тесно связана с горизонтальной планировк ой, она нередко подсказывает необходимость уточнения или изменения некоторых решений горизонтальной планировки (перемещение проездов, смещение зданий и др.). При решении задачи горизонтальной планировки необходима хотя бы схематичная разработка основных вопросов вертикальной планировки – ее схемы. При таком согласованном решении сводятся до минимума ошибки, как в горизонтальной, так и в детальной вертикальной планировке.

При назначении проектных отметок площадок сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений следует предусматривать максимальное сохранение рельефа и существующих зеленых насаждений, минимальную разность между объемами выемок и насыпей, сбор атмосферных вод и их отвод с площадки.

Сплошную вертикальную планировку допускается применять при плотности застройки более 25%. В остальных случаях следует предусматривать выборочную вертикальную планировку и выполнять планировочные работы только на тех участках, где расположены здания или сооружения.

Уклоны площадки предприятия принимают не менее 30‰, но не более: на глинистых грунтах – 50‰, песчаных – 30‰ и легко размываемых (лесс, мелкие пески) – 10‰. Уклоны выгульных площадок для животных необходимо принимать не менее 20 и не более 60‰.

Вертикальную планировку территории участка, отводимого под сельскохозяйственные производственные комплексы или объекты, выполняют в такой последовательности:

1) на топографическом плане уточняют направления отвода поверхностных вод в соответствии со схемами, приведенными на рис. 28.1;

2) решают вопросы о высотном положении внутриобъектных проездов с учетом вышеописанных требований, предъявляемых к вертикальной планировке, а также увязывают расположение проездов с отметками примыкающих дорог и проездов;

3) уточняют среднюю планировочную отметку участка в целом или средние планировочные отметки отдельных частей территории участка в зависимости от изменения объема насыпи или выемки за счет снятия почвенного слоя пахотных земель для использования при рекультивации; учета потребности в грунте для сооружения дополнительных насыпей – пандусов, отмосток и др.; учета избытка грунта, возникающего в результате разработки котлованов, траншей, корыта для дорожной одежды, выемок для различных сооружений, размещаемых ниже средней планировочной отметки участка;

4) обычно по внутриобъектным проездам устраивают водоотвод с основной части территории, отводимой под строительство. Поэтому желательно, чтобы внутриобъектные проезды имели понижение по направлению к подъездам, дорогам и совпадали с направлениями проектного водоотвода;

5) в соответствии с высотным размещением внутриобъектных проездов и отводов поверхностных вод разрабатывают проект детальной вертикальной планировки.

В практике разработки проездов вертикальной планировки участков, отводимых под сельскохозяйственные предприятия, чаще используют метод профилей и метод красных проектных горизонталей.

При первом методе продольные и поперечные профили обычно составляют по осям, а иногда по лоткам проездов, а также между проездами по территории участков через 20-50 м.

На профиль наносят проектную линию с необходимым уклоном, а затем вычисляют проектные и рабочие ее отметки так, как это принято при проектировании дорог. Метод проектных горизонталей отличается от метода профилей большей наглядностью, обычно его выполняют в масштабе 1:500.

При планировке методом проектных горизонталей необходимо учитывать следующее (рис. 28.2): при их сближении, т.е. при уменьшении заложения между горизонталями d, увеличивается уклон поверхности i при одном и том же сечении рельефа h. При равнинной местности h принимают равным 0,1 м, при пересеченной – 0,20-0,25.

Рис. 28.2. Схема построения горизонталей: В – ширина проезжей части; a – угол наклона проектной горизонтали к оси проезда или бортам проезжей части; d1 – проекция горизонталей в плане на ось проезжей части; d – заложение между горизонталями; с – значение сдвижки проектной горизонтали

Проектные горизонтали строят на основе формул , где
d – расстояние между горизонталями, м; h – сечение рельефа, м; i – уклон.

Для обеспечения заданного поперечного уклона проезжей части или тротуаров и образования лотков вдоль бортов, ограждающих проезжие части, или на проездах между площадками горизонтали проектируют в плане под определенным углом a по отношению к оси проездов (и соответственно к бортам). Значение a зависит от соотношения продольных iпр и поперечных iп уклонов проезжей части и тротуаров (см. рис. 28.2).

Смещение одноименных горизонталей на тротуарах и проезжей части или на примыкающей территории и проезжей части с бортами . Обычно при высоте бордюра h1=0,15 (в направлении продольного уклона – подъема), а при сечении рельефа h=0,10м, d=0,1/iпр, c=1,5d.

При проектировании площадок необходимо предусмотреть отвод поверхностных, а в некоторых случаях и грунтовых вод. Системы для отвода поверхностных вод проектируют для каждой площадки, а грунтовых (дренаж) – лишь при близком залегании грунтовых вод к дневной поверхности. Вопросы обеспечения водоотвода с территории площадки нужно учитывать еще на начальной стадии дорожных изысканий.

К территории, на которой намечается разместить площадку, предъявляются следующие требования: незатопляемость участков; отсутствие переувлажненных и заболоченных мест; обеспечение стока поверхностных вод (для чего уклоны местности должны быть не менее 5‰), благоприятные грунтовые и гидрологические условия.

Желательно, чтобы вблизи площадок находились понижения, которые могли бы служить естественными водоприемниками для поступающих с площадки вод и оказывать дренирующее воздействие на прилегающую территорию (хорошо выраженные тальвеги, ручьи).

Системы водоотвода проектируют в тесной взаимосвязи с вертикальной планировкой площадки. На больших территориях, подлежащих благоустройству, обычно имеются главная дорога, проезды и площадки. Около дорог и площадок размещают склады и сооружения. В соответствии с расположением сети дорог, площадок, зданий, складов и прочих сооружений располагают и водоотводные линии, составляющие в комплексе систему водоотвода.

Наиболее часто водоотводные линии проектируют в виде сети открытых канав. Канавы могут быть различных видов: нагорные, за пределами благоустраиваемой территории (с нагорной стороны); боковые у дорог (кюветы); около площадок, складов и различных сооружений; канавы, предназначенные для отвода воды из замкнутых понижений («блюдец»), а также из кюветов и околоплощадочных канав.

Сеть водоотводных канав размещают в плане в зависимости от начертания дорожной сети, расположения площадок, складов и сооружений, условий их эксплуатации, а также рельефа местности. На рис. 28.3 приведен пример системы отвода воды с части площадки.

Рис. 28.3. Система отвода воды с части площадки путем устройства нагорной и отводящей канав: 1 – дорога; 2 – нагорная канава; 3 – боковые канавы; 4 – часть территории площадки; 5 – труба; 6 – отводная канава

Системы водоотвода по возможности следует устраивать наиболее простыми в плане. Водоотводные линии должны обслуживать равномерные площади стока, проводить их надо по кратчайшим расстояниям к выпускам, причем без больших заглублений. Уклоны дна канав должны быть такими, чтобы обеспечивались минимально допустимые скорости движения воды (не менее 3‰); максимальные же уклоны надо принимать с учетом скоростей потока, не вызывающих размыва русла.

В случае примыкания канав друг к другу следует избегать острых углов, так как это ухудшает условия работы канав.

Выпускать верховые воды из систем водоотвода площадки можно в реки, ручьи, овраги и на склоны местности. Желательно иметь не один, а несколько выпусков.

Воду от площадок и сооружений отводят по канавам, располагаемым по их периметру (рис. 28.4а, б). При строительстве сооружений с земляной обсыпкой и при отводе воды из пористых оснований одежд по контуру площадок и сооружений рекомендуется закладывать неглубокие дрены (рис. 28.4в, г). Если необходимо понизить уровень грунтовых вод, устраивают глубинный дренаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: