Понятие и основные этапы избирательной кампании. Методики социологического сопровождения избирательного процесса

Избирательная кампания – период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

— привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

— ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Неформальные этапы:

1. Нулевой этап. (1 год с лишним). Главная задача – создание имиджа кандидата

2. Подготовительный этап. (за 6 месяцев до старта формальной кампании). Нужно проводить базовое социологическое исследования, выявлять базовую характеристику области, социальный паспорт.

3. Агитационно-пропагандистская кампания (режим плановой работы)

4. Голосование и подведение итогов (финишная прямая)

5. Отчетный этап

Формальные этапы:

1. Назначение выборов

2. Образование избирательных округов

3. Образование избирательных комиссий

4. Выдвижение кандидатов (списков)

5. Регистрация кандидатов

7. Информационно-аналитическое обеспечение избирательных кампаний и проведение предвыборных агитации

8. Голосование, определение результатов

План (стратегия) кампании:

• Оценка сильных и слабых сторон всех кандидатов или партий;

• Цели;

• Проблемное поле;

• Ключевые адресные группы;

• Стратегия кампании: наступление, реклама, оборона;

• Лозунги;

• Коммуникационная стратегия (как лозунги будут доводиться до адресатных групп);

• Сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции;

• План действий, определяющий, что будет происходить и кто именно будет это осуществлять.

Социальный паспорт округа:

• Социальная структура электората;

• Статистические данные переписи населения:

• Основные экономические показатели;

• Основные социальные проблемы территории;

• Результаты социологических опросов;

• География округа;

• Результаты голосований и политические предпочтения электората (политическая структура электората);

• Экстремальные избирательные участки;

• Данные о депутатах и кандидатах – прошлых лет и настоящих;

• Перечни и адреса крупнейших предприятий, организаций, трудовых коллективов;

• Культурные, общественные и политические организации, их лидеры;

• Лидеры общественного мнения

Базовое социологическое исследование имеет ряд вопросов, которые необходимы, чтобы получить основу для разработки стратегии избирательной кампании. Проблемное поле: какие проблемы являются самыми главными.

Социологический опрос;

Контент-анализ прессы, радио, телевидения;

Экспертный опрос;

Фокус-групповые исследования;

Исследование неформальной информации о предполагаемых соперниках.

Задачи социолога: оценка кандидата, подбор компании, обеспечение информационных каналов, проведение исследования, сбор подписей. Итоги социолога (главные): рейтинг известности, доверия и готовности проголосовать.

Работа социологов на выборах, в основном, носит прикладной характер и основывается на прикладных социологических методах. Наиболее важные из них:

1)сбор, количественный анализ и перепроверка информации (опрос общественного мнения, фокус-группа, анализ статистических данных и документов, наблюдение);

2)анализ и прогноз электорального поведения (анализ результатов предыдущих голосований и статистики; кластерный анализ, факторный анализ, социально-психологический портрет, ситуационный анализ, анализ социальных общностей и групп);

3)изучение, планирование и контроль наиболее эффективных способов воздействия на поведение избирателей, информационных каналов;

4)рациональная организация работы штаба, команды и общественной поддержки. Постоянная работа социологов организуется в виде социологического мониторинга.

Общая схема прикладных социологических исследований на выборах:

1-й этап: а)анализ документов; б)наблюдение; в)интервью; г)анализ статистики и предыдущих голосований; д)выработка рабочих гипотез об электоральном поведении; е)пилотажный опрос.

2-й этап: углубленный анкетный опрос, создающий базу для основных выводов, влияющих на стратегическое планирование избирательной кампании, и базу для последующих мониторинговых опросов.

3-й этап: а)мониторинг; б)регулярные контрольные анкетные опросы - замеры, фокус-группы; в)коррекция тактики.

4-й этап: контрольные опросы в день голосования.

5-й этап: анализ итогов выборов.

Индикаторы: известность, готовность голосовать за определенного человека, оценка этого человека с точки зрения положительного отношения к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: