Избирательная кампания – период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:
— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;
— привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;
— ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).
Неформальные этапы:
1. Нулевой этап. (1 год с лишним). Главная задача – создание имиджа кандидата
2. Подготовительный этап. (за 6 месяцев до старта формальной кампании). Нужно проводить базовое социологическое исследования, выявлять базовую характеристику области, социальный паспорт.
|
|
3. Агитационно-пропагандистская кампания (режим плановой работы)
4. Голосование и подведение итогов (финишная прямая)
5. Отчетный этап
Формальные этапы:
1. Назначение выборов
2. Образование избирательных округов
3. Образование избирательных комиссий
4. Выдвижение кандидатов (списков)
5. Регистрация кандидатов
7. Информационно-аналитическое обеспечение избирательных кампаний и проведение предвыборных агитации
8. Голосование, определение результатов
План (стратегия) кампании:
• Оценка сильных и слабых сторон всех кандидатов или партий;
• Цели;
• Проблемное поле;
• Ключевые адресные группы;
• Стратегия кампании: наступление, реклама, оборона;
• Лозунги;
• Коммуникационная стратегия (как лозунги будут доводиться до адресатных групп);
• Сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции;
• План действий, определяющий, что будет происходить и кто именно будет это осуществлять.
Социальный паспорт округа:
• Социальная структура электората;
• Статистические данные переписи населения:
• Основные экономические показатели;
• Основные социальные проблемы территории;
• Результаты социологических опросов;
• География округа;
• Результаты голосований и политические предпочтения электората (политическая структура электората);
• Экстремальные избирательные участки;
• Данные о депутатах и кандидатах – прошлых лет и настоящих;
• Перечни и адреса крупнейших предприятий, организаций, трудовых коллективов;
|
|
• Культурные, общественные и политические организации, их лидеры;
• Лидеры общественного мнения
Базовое социологическое исследование имеет ряд вопросов, которые необходимы, чтобы получить основу для разработки стратегии избирательной кампании. Проблемное поле: какие проблемы являются самыми главными.
• Социологический опрос;
• Контент-анализ прессы, радио, телевидения;
• Экспертный опрос;
• Фокус-групповые исследования;
• Исследование неформальной информации о предполагаемых соперниках.
Задачи социолога: оценка кандидата, подбор компании, обеспечение информационных каналов, проведение исследования, сбор подписей. Итоги социолога (главные): рейтинг известности, доверия и готовности проголосовать.
Работа социологов на выборах, в основном, носит прикладной характер и основывается на прикладных социологических методах. Наиболее важные из них:
1)сбор, количественный анализ и перепроверка информации (опрос общественного мнения, фокус-группа, анализ статистических данных и документов, наблюдение);
2)анализ и прогноз электорального поведения (анализ результатов предыдущих голосований и статистики; кластерный анализ, факторный анализ, социально-психологический портрет, ситуационный анализ, анализ социальных общностей и групп);
3)изучение, планирование и контроль наиболее эффективных способов воздействия на поведение избирателей, информационных каналов;
4)рациональная организация работы штаба, команды и общественной поддержки. Постоянная работа социологов организуется в виде социологического мониторинга.
Общая схема прикладных социологических исследований на выборах:
1-й этап: а)анализ документов; б)наблюдение; в)интервью; г)анализ статистики и предыдущих голосований; д)выработка рабочих гипотез об электоральном поведении; е)пилотажный опрос.
2-й этап: углубленный анкетный опрос, создающий базу для основных выводов, влияющих на стратегическое планирование избирательной кампании, и базу для последующих мониторинговых опросов.
3-й этап: а)мониторинг; б)регулярные контрольные анкетные опросы - замеры, фокус-группы; в)коррекция тактики.
4-й этап: контрольные опросы в день голосования.
5-й этап: анализ итогов выборов.
Индикаторы: известность, готовность голосовать за определенного человека, оценка этого человека с точки зрения положительного отношения к нему.