Понятие политического рынка и его методологический смысл

• Политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения. Политика – это сфера, где в конкурентной борьбе между властными субъектами рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события. Это и есть объект выбора граждан, выступающие в роли «потребителей».

• Производство политически действенных и легитимных форм восприятия и выражения является монополией профессионалов.

• Рынок политики является одним из самых закрытых и несвободных рынков.

• Неконкурентный политическийрынок является фактором формирования административного ресурса.

Политический капитал

Политический капитал означает способность к мобилизации коллективных действий и участию в этих действиях. Это также мнение индивидов, групп, общества о политике, его организации, его правительстве.

• Он также предполагает способность человека представлять интересы других агентов (индивидов и групп), которые делегируют ему права на репрезентацию своих интересов. Наличие политического капитала означает право говорить и действовать от имени других агентов (в том числе прикрываться их именем для воплощения собственных стратегий).

Политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения. Политика – это сфера, где в конкурентной борьбе между властными субъектами рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события. Это и есть объект выбора граждан, выступающие в роли «потребителей».

Политический рынок – категория, которая раскрывает возможность осуществления политического представительства. Политический рынок представляет собой обмен возможностями между субъектами властных отношений в политической сфере. Народ передает свои властные полномочия, например, депутату, в обмен на его обещания. Политический рынок является виртуальным, потому что товар в материальном или денежном выражении отсутствует. Есть только виртуальный обмен возможностями. Однако особенностью такого рынка является то, что в результате виртуального обмена появляется реальная власть, реальные политические институты, связи и т.д.

Полит. рынок - особая форма обмена. Исходный ресурс на полит рынке – возможность принимать решения. Например, ресурс избирателя - право голосовать. Взамен кандидат предлагает свои варианты решения проблем – полит.программы, обещания. Представители получают власть в кредит (Кредит доверия – Бурдье). Полный возврат кредита доверия происходит очень редко. Если он не возвращается, то кандидата вновь не изберут. Полит капитал, кот он обладает, - это разновидность символического капитала.

Типы полит.рынка:

Аутсайдерский – где взаимодействуют представители полит.класса (реальные носители власти) и соц. субъекты (на кого эта власть воздействует). Общ-во выбирает себе представительство (сделки между представителями, членами политического класса и народом.)

Инсайдерский – субъекты обмена – сами члены полит.класса. это обмен возможностями внутри представительного класса (например, между двумя политическими деятелями). В отличие от аутсайдерского рынка, он предполагает немедленный обмен ресурсами. В качестве ресурса может выступать любая должность, с др. стороны, компетентность и лояльность. Например, конкурс на занятие должности. У нас назначение на основе лояльности.

В демократ гос-вах необходимы некоторые гарантии реализации политич прав общностей и граждан - прозрачная избират система, контроль общественн организаций над полит рынком.

Исследуя власть как вид социальной коммуникации, мы не можем не обратить внимание на то, что отношения между государством в лице его служащих и народом существенно отличаются от отношений между самими представителями политического класса. Политический рынок разделен на два сегмента: назовем их инсайдерский и аутсайдерский. На рынке первого типа сделки происходят между членами политического класса – то есть между людьми, обладающими политическим капиталом. Эти люди являются инсайдерами, так как находятся внутри государственной организации, а отношения между ними и образуют поле власти. На рынке второго типа отношения развиваются между инсайдерами (то есть теми, кто внутри политики) и аутсайдерами (теми, кто вне ее, то есть «народом», или «массой»). Аутсайдеры хотят от инсайдеров получения ресурсов, которыми те распоряжаются. Взамен они готовы предложить имеющийся в их распоряжении капитал, который чаще всего не имеет политической природы. При этих сделках политический капитал инсайдеров обменивается на другие виды капитала аутсайдеров. Инсайдерский политический рынок не только уже аутсайдерского. Он принципиально иной. Ведь именно здесь – внутри государственной машины – производятся ресурсы власти, и именно это пространство является источником их получения для всех тех, кто вне власти. Обмены же на инсайдерском политическом рынке связаны с иерархическим устройством государственных организаций, а также с его функциональной дифференциацией. Инсайдеры могут испытывать дефицит отдельных ресурсов по причине того, что в их юрисдикцию не входит контроль за ними. Или же инсайдер, стремясь увеличить свой политический капитал, нуждается в помощи вышестоящего иерарха, который способен удовлетворить желание своего подчиненного в обмен, предположим, за его преданность. Аутсайдерский политический рынок

На аутсайдерском политическом рынке сделки осуществляются между властными субъектами и объектами власти. Субъекты власти – инсайдеры – обладают ресурсами, в которых нуждаются аутсайдеры: это могут быть разрешения, лицензии, должности, награды, материальные блага и услуги элитарного качества и проч. Государственные служащие, наделенные правом награждать или карать, разрешать или не разрешать, давать или брать, контролировать или нет, могут осуществлять свои права, а могут этого не делать. Дефицитные ресурсы, в которых ощущается острая потребность у аутсайдеров, выступают в виде привилегий, социальная цена которых всегда относительна и связана с престижем. Привилегированными являются те ресурсы, которые недоступны для других, которые символизируют особый статус тех, кто ими обладает. Поскольку возможность распоряжаться привилегиями как дефицитными ресурсами появляется после приобретения элитного статуса, позиция в государственной корпорации является стартовым условием накопления политического капитала. Как пишет В. Радаев, именно занятие должности предоставляет «различные возможности мобилизации и распределения ресурсов, а также регулирования доступа к ресурсам других агентов. Они также обеспечивают привилегии или вознаграждения, привязанные к должностной позиции». Но инкорпорация в политический класс — это не просто занятие должности, это и приобщение к капиталу во всех его формах (в том числе и экономической), аккумулированных в этой должности.

Поэтому одной из целей, которые преследуют прото-политические круги, является инкорпорация в политический класс, сопровождающаяся занятием государственной должности. Тот, кто принимает решение об инкорпорации, ожидает, что инкорпорируемый будет как минимум лоялен (т. е. не критичен) к нему лично, а также будет эффективно исполнять свои функции, что повлечет, в свою очередь, увеличение политического капитала инсайдера. Происходит обмен, где инсайдерским ресурсом является должность, а аутсайдерским – лояльность и компетентность. Потребительская стоимость обоих ресурсов в данном случае признается эквивалентной. Любой пример инкорпорации может быть рассмотрен как покупка должности, хотя далеко не всегда аутсайдер платит за нее деньгами.

Производство политически действенных и легитимных форм восприятия и выражения является монополией профессионалов.

Рынок политики является одним из самых закрытых и несвободных рынков.

Неконкурентный политическийрынок является фактором формирования административного ресурса.

Политический капитал – это совокупные свойства субъекта, желающего стать представителем, которые позволяет ему быть выбранным (рейтинг, уровень доверия, личные способности и т.п.). Политический капитал политических общностей является источником власти. Особенностью политического капитала является то, что он может быть делегированным (Медведев сначала не обладал политическим капиталом, часть его делегировал Медведеву Путин).

Полит капитал – уровень доверия и поддержки, кот. политический субъект получает от группы. П. Бурдье делил на личный, приобретенный благодаря особым свойствам личности (репутация, «имя», реноме) или в результате реконверсии личного капитала из других сфер жизни (известные актеры, ученые, юристы, предприниматели), и делегированный, то есть инвестированный какой-либо политической организацией. Политический капитал может быть в виде должностных постов.

Соглашусь с П. Бурдье который писал, что «в поле всякая компетентность… является не просто технической способностью, а капиталом». Если ресурсы власти являются атрибутом систем, то политический капитал присваивается акторами и становится их личным или групповым свойством. Капитал имеет способность накапливаться не только за счет интеграции ресурсов, но и за счет сложения капиталов разного типа, а также благодаря кумулятивному эффекту, возникающему в процессе закрепления неравенства между политическими игроками. Подобно капиталу в марксистском смысле, политический капитал есть самовоспроизводящаяся стоимость, которая включена в непрерывный процесс кругооборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: