Эгейская культура

Культура Древней Греции.

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной - чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Эволюция Древнегреческой культуры.

Эгейская культура

Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества. В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова - Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором, прежде всего, выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла круглая скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Танцующая девушка», «Дельфины», «Игра с быком». Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана на острове Санторин.

Возникшая на юге Балкан, часть эгейской культуры и цивилизации, была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Нилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских, они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена - ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-дворец являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз - как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся, прежде всего, так называемые «шахтовые гробницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV-XIII вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения - «купольные гробницы», одна из которых - «гробница Агамемнона» - включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных - обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: