Сделать диахронный «срез» изучаемого культурного объекта или процесса, проследить его развитие позволяет _______ подход.
| генетический | ||
| структурно-функциональный | |||
| аксиологический | |||
| семиотический |
ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
Культурологическое знание может быть использовано …
| социологией, политологией, экономикой | ||
| географией, экологией, геологией | |||
| теорией систем, статистическим анализом | |||
| нанотехнологиями, энергетикой |
ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии
К основным направлениям фундаментальной культурологии относятся …
| психология культуры | ||
| культурная семантика | ||
| история искусств | |||
| культурная политика |
ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии
Социологический подход к культуре предполагает, что организующим началом жизни общества является …
| система ценностей | ||
| правовая система | |||
| совокупность религиозных представлений | |||
| экономика |
ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания
Понимание культуры как «возделывания души» для воспитания качеств истинного гражданина впервые появляется у …
| Цицерона | ||
| Катона | |||
| Платона | |||
| Плутарха |
ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.
По мнению Н. Я. Данилевского, …
| азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные | ||
| прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия | ||
| прогресс свойственен только европейской культуре | |||
| исторический процесс охватывает все страны и народы |
Решение:
Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта.
Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 52-53.
ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на …
| оценке действительности с утилитарной точки зрения | ||
| скептицизме | ||
| поклонении Абсолюту | |||
| подчинении всех сторон жизни религии |
Решение:
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 77.
ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.
Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал …
| К. Леви-Стросс | ||
| Л. Уайт | |||
| Э. Кассирер | |||
| Й. Хейзинга |
ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры
Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется …
| обычаем | ||
| правилом | |||
| культурной ценностью | |||
| мифологией |
ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры
Семиология как наука занимается …
| изучением различных свойств знаковых систем | ||
| интерпретациями научных текстов | |||
| реконструированием смыслов | |||
| анализом эволюционных изменений языка |
ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры
Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …
| Ф. Энгельс | ||
| Э. Тайлор | ||
| Л. Фробениус | |||
| К. Леви-Стросс |
Решение:
Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей.
Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 132.
ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия
Процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм называется …
| социализацией | ||
| инкультурацией | |||
| глобализацией | |||
| децентрализацией |
ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры
Неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения (обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности) является отличительной чертой ______ культуры.
| традиционной | ||
| городской | |||
| обыденной | |||
| профессиональной |
ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры
Для культуры Востока характерны …
| наличие нескольких сосуществующих религий | ||
| инерционность общества | ||
| динамизм общества | |||
| постоянное взаимодействие этнических культур |
Решение:
Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов. Динамизм западного образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного, общества, замедленным темпом его развития.
Для Востока характерно наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними.
Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 307-308.
ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры
Гуманистическая культура Возрождения имела _______ характер.
| элитарный | ||
| массовый | |||
| народный | |||
| маргинальный |
ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре
Обособлению русского народа от других народов Европы и Азии способствовало …
| православие | ||
| самодержавие | |||
| варварство | |||
| евразийство |
ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности
Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) тотемизм;
2) фетишизм;
3) шаманизм.
| вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений | |||
| поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства | |||
| вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов | |||
| вера в существование духов и душ |
ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – это названия индийских …
| варн | ||
| каст | |||
| триб | |||
| номов |
Решение:
С приходом ариев в Индию сложилась система разделения общества на варны. Три первых варны (брахманы – жрецы, кшатрии – военные и вайшьи –земледельцы), связанные с индоариями, были высшими, привилегированными. Низшая варна – шудры – первоначально включала в себя темнокожих аборигенов.
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 160.
ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Сид»;
2) «Федра»;
3) «Мизантроп».
| Пьер Корнель | |||
| Жан Расин | |||
| Мольер | |||
| Жан Лафонтен |
ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России
Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает …
| летопись | ||
| апокриф | |||
| хроника | |||
| панегирик |
ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется _________ культурно-исторический тип.
| германо-романский | ||
| римский | |||
| славянский | |||
| греческий |
ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
В европейской (романо-германской) культуре, по мнению Н. Я. Данилевского, не получили развития ___________ стороны деятельности.
| религиозная | ||
| общественно-экономическая | ||
| политическая | |||
| культурная |
ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
В работе Н.Я. Данилевского предложена ____________ типология культуры.
| историческая | |
Решение:
Н.Я. Данилевский разработал одну из исторических типологий культуры.
ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
Петрарка «На жизнь и смерть мадонны Лауры»:
«Я припадал к ее стопам в стихах.
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.»
В творчестве Ф. Петрарки отразилось противоречие между аскетическим средневековьем и …
| утверждением нового видения мира | ||
| сциентизмом | |||
| римским классицизмом | |||
| механистической картиной мира |
Решение:
В творчестве Ф. Петрарки отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира.
ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
Петрарка «На жизнь и смерть мадонны Лауры»:
«Я припадал к ее стопам в стихах.
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.»
Франческо Петрарка первым противопоставил средневековому богословию – studia divina (божественному знанию) – новое мировоззрение …
| studia humana | ||
| человеческое знание | ||
| патристику | |||
| майевтику |
ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
Петрарка «На жизнь и смерть мадонны Лауры»:
«Я припадал к ее стопам в стихах.
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.»
Поэт и философ Франческа Петрарка сыграл важную роль в развитии …
| гуманизма | гуманизм | |
Решение:
Поэт и философ Франческа Петрарка сыграл важную роль в развитии гуманизма.






