Сделать диахронный «срез» изучаемого культурного объекта или процесса, проследить его развитие позволяет _______ подход.
генетический | |||
структурно-функциональный | |||
аксиологический | |||
семиотический |
ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
Культурологическое знание может быть использовано …
социологией, политологией, экономикой | |||
географией, экологией, геологией | |||
теорией систем, статистическим анализом | |||
нанотехнологиями, энергетикой |
ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии
К основным направлениям фундаментальной культурологии относятся …
психология культуры | |||
культурная семантика | |||
история искусств | |||
культурная политика |
ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии
|
|
Социологический подход к культуре предполагает, что организующим началом жизни общества является …
система ценностей | |||
правовая система | |||
совокупность религиозных представлений | |||
экономика |
ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания
Понимание культуры как «возделывания души» для воспитания качеств истинного гражданина впервые появляется у …
Цицерона | |||
Катона | |||
Платона | |||
Плутарха |
ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.
По мнению Н. Я. Данилевского, …
азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные | |||
прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия | |||
прогресс свойственен только европейской культуре | |||
исторический процесс охватывает все страны и народы |
Решение:
Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта.
Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия.
|
|
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 52-53.
ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на …
оценке действительности с утилитарной точки зрения | |||
скептицизме | |||
поклонении Абсолюту | |||
подчинении всех сторон жизни религии |
Решение:
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 77.
ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.
Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал …
К. Леви-Стросс | |||
Л. Уайт | |||
Э. Кассирер | |||
Й. Хейзинга |
ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры
Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется …
обычаем | |||
правилом | |||
культурной ценностью | |||
мифологией |
ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры
Семиология как наука занимается …
изучением различных свойств знаковых систем | |||
интерпретациями научных текстов | |||
реконструированием смыслов | |||
анализом эволюционных изменений языка |
ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры
Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …
Ф. Энгельс | |||
Э. Тайлор | |||
Л. Фробениус | |||
К. Леви-Стросс |
Решение:
Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей.
Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 132.
ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия
Процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм называется …
социализацией | |||
инкультурацией | |||
глобализацией | |||
децентрализацией |
ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры
Неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения (обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности) является отличительной чертой ______ культуры.
традиционной | |||
городской | |||
обыденной | |||
профессиональной |
ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры
|
|
Для культуры Востока характерны …
наличие нескольких сосуществующих религий | |||
инерционность общества | |||
динамизм общества | |||
постоянное взаимодействие этнических культур |
Решение:
Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов. Динамизм западного образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного, общества, замедленным темпом его развития.
Для Востока характерно наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними.
Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 307-308.
ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры
Гуманистическая культура Возрождения имела _______ характер.
элитарный | |||
массовый | |||
народный | |||
маргинальный |
ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре
Обособлению русского народа от других народов Европы и Азии способствовало …
православие | |||
самодержавие | |||
варварство | |||
евразийство |
ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности
Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) тотемизм;
2) фетишизм;
3) шаманизм.
вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений | |||
поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства | |||
вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов | |||
вера в существование духов и душ |
ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – это названия индийских …
|
|
варн | |||
каст | |||
триб | |||
номов |
Решение:
С приходом ариев в Индию сложилась система разделения общества на варны. Три первых варны (брахманы – жрецы, кшатрии – военные и вайшьи –земледельцы), связанные с индоариями, были высшими, привилегированными. Низшая варна – шудры – первоначально включала в себя темнокожих аборигенов.
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 160.
ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Сид»;
2) «Федра»;
3) «Мизантроп».
Пьер Корнель | |||
Жан Расин | |||
Мольер | |||
Жан Лафонтен |
ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России
Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает …
летопись | |||
апокриф | |||
хроника | |||
панегирик |
ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется _________ культурно-исторический тип.
германо-романский | |||
римский | |||
славянский | |||
греческий |
ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
В европейской (романо-германской) культуре, по мнению Н. Я. Данилевского, не получили развития ___________ стороны деятельности.
религиозная | |||
общественно-экономическая | |||
политическая | |||
культурная |
ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
В работе Н.Я. Данилевского предложена ____________ типология культуры.
историческая | |
Решение:
Н.Я. Данилевский разработал одну из исторических типологий культуры.
ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
Петрарка «На жизнь и смерть мадонны Лауры»:
«Я припадал к ее стопам в стихах.
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.»
В творчестве Ф. Петрарки отразилось противоречие между аскетическим средневековьем и …
утверждением нового видения мира | |||
сциентизмом | |||
римским классицизмом | |||
механистической картиной мира |
Решение:
В творчестве Ф. Петрарки отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира.
ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
Петрарка «На жизнь и смерть мадонны Лауры»:
«Я припадал к ее стопам в стихах.
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.»
Франческо Петрарка первым противопоставил средневековому богословию – studia divina (божественному знанию) – новое мировоззрение …
studia humana | |||
человеческое знание | |||
патристику | |||
майевтику |
ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
Петрарка «На жизнь и смерть мадонны Лауры»:
«Я припадал к ее стопам в стихах.
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.»
Поэт и философ Франческа Петрарка сыграл важную роль в развитии …
гуманизма | гуманизм | |
Решение:
Поэт и философ Франческа Петрарка сыграл важную роль в развитии гуманизма.