Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина. Семиотический метод изучения культуры нацелен на исследование символов и знаковых систем


Семиотический метод изучения культуры нацелен на исследование …

    символов и знаковых систем
      культурных конфликтов
      динамики культур
      функций культуры


ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе


В отличие от культурной антропологии культурология …

    использует методы исследования, возникшие в обществоведении
      исследует только современные культуры
      не занимается описанием культур
      исследует только общие законы развития культуры

Решение:
Культурология значительно шире, чем культурная антропология в предметном и теоретическом отношениях. Она использует новые современные методы исследования культур, возникшие не только в недрах собственно культуроведения, но и в целом в обществоведении и гуманистике.

Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 56.


ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии


Разделами культурологии являются …

    прикладной
    исторический
      теоретический
      прогностический

Решение:
Культурология представляет комплекс отраслей, или разделов научного знания, и процесс их дифференцирования свидетельствует о развитии науки. В состав культурологи входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология.

Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005. С. 29.


ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии


В подходе М. С. Кагана к структурированию культуры существует три формы материальной предметности – человеческое тело, техническая вещь и …

    социальная организация
      артефакт
      культурная система
      социальное неравенство


ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания


Понимание проблем культуры и соответствующая терминология начинают формироваться в …

    римской философии
      древнегреческой философии
      философских учениях эпохи Просвещения
      философских учениях древней Индии

Решение:
В понимании культуры как своеобразия жизни людей римляне – продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции. Но именно в Древнем Риме определенное понимание и терминология сошлись воедино. И потому считается, что как раз у римлян, и в частности у Цицерона, намечается путь к классическому пониманию культуры жизни людей.

Мареева, Е. В. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие / Е. В. Мареева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2008. – С. 10.


ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.


По мнению Э. Б. Тайлора, …

    человек – часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями
    разнообразие форм культуры – множественность стадий постепенного развития
      культура – инструмент удовлетворения базовых и производных потребностей человека
      культура – система ценностей, прежде всего духовных, накопленных человечеством

Решение:
В своих рассуждениях Э. Тайлор основывался на одной из главных идей эволюционизма, что человек – это часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как множественность стадий постепенного развития, из которых каждая была продуктом прошлого и в свою очередь играла детерминирующую роль в формировании будущего.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 51.


ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.


Одним из ключевых положений концепции О. Шпенглера является идея души культуры, которая …

    вырастает на определенном ландшафте
    находит выражение в прасимволе
      находит выражение в религиозных текстах
      одинакова для всех культур

Решение:
Одним из ключевых положений концепции О. Шпенглера является идея души культуры, которая рождается на определенном ландшафте и в течение всей своей жизни остается связанной с ним. Душа возникает по воле всевышнего (или объективного Духа), чтобы развить определенную идею – задачу данной культуры. Душа и культура существуют, пока не будет выполнена эта задача.
Душа каждой культуры, вырастает на определенном ландшафте, выбирает там свой прасимвол, из которого выводится весь язык форм ее действительности, все ее элементы и составные части, а также специфика ее выражения в архитектурных, математических, языковых, политических, религиозных, философских и прочих формах. Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. В соответствии со своим прасимволом, каждая культура чувствует и творит.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 65.


ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.


Э. Кассирер считал высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры …

    науку
      искусство
      мораль
      технику

Решение:
По выражению Э. Кассирера, наука – последняя ступень в умственном развитии человека; ее можно назвать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры. Этот самый поздний и утонченный продукт мог появиться только при особых условиях.

Гуревич, П.С. Культурология: учебник для вузов. / П.С. Гуревич. – М: Проект, 2003. – С. 266.


ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры


Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано …

    И. Кантом
      Э. Тайлором
      Ф. Ницше
      М. Хайдеггером

Решение:
Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано Кантом, разграничившим непосредственно бытие вещи и то, что извлекает человек из нее для удовлетворения своих интересов и потребностей, а главное – для реализации своих целей и идеалов.

Толпыкина, Т. В. Культурология: учеб. / Т. В. Толпыкина, В. Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – С. 26.


ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры


К языкам культуры нельзя отнести …

    инстинкты
      этику
      ритуалы
      философские сочинения


ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры


Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …

    трансформации уже существующих форм
    возникновению новых феноменов
      теоретическому моделированию
      накоплению исторического опыта


ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия


Под социокультурным институтом понимается …

    устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами
      пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом
      объединение людей с общим социальным статусом
      государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения


ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры


Часть общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе, называют …

    субкультурой
      экономической культурой
      религиозной культурой
      профессиональной культурой


ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры


Для человека западной культуры характерны …

    четкое отделение себя от любого предмета, являющегося объектом познания
    стремление «жить разумом»
      благоговение перед любыми формами жизни
      чувствительность, восходящая к физиологии


ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры


Важной характеристикой первобытной культуры является присущее ей ________ как первая, но уже достаточно развитая форма постижения и объяснения мира.

    мифологическое сознание
      теоцентрическое представление
      антропоморфное сознание
      универсальное сознание


ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре


Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла(-о) …

    православная церковь
      монголо-татарское иго
      среда обитания
      политика либерализма


ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности


Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) магия;
2) тотемизм;
3) анимизм.

      вера в возможность достигнуть поставленной цели сверхъестественным путем
      вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений
      вера в существование духов и душ
      вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов

Решение:
Магия (от греч. mageia – волшебство) – воздействие на мир при помощи колдовских обрядов и заклинаний.
Тотемизм (от сев.-индейского – ototem – его род) основан на идее родства группы людей (рода) и каких-либо животных или растений.
Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – вера в существование души и духов-душ, существующих и действующих независимо от тела человека.

Культурология: История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – С. 17–18.


ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока


Особое место среди других искусств в Египте занимала …

    архитектура
      живопись
      музыка
      скульптура

Решение:
Особое место среди других искусств в Египте занимала архитектура и, прежде всего архитектура культовая. Огромное значение имели масштабы архитектурных сооружений, символизировавшие социальную значимость и благосостояние их владельца.

Никитич, Л. А. Культурология. Теория. Философия. История культуры / Л. А. Никитич. – М.: Юнити, 2008. – С. 137.


ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры


Установите соответствие между скульптором классического периода и его произведением.
1) Фидий;
2) Мирон;
3) Поликлет.

      Афина Парфенос
      Дискобол
      Дорифор
      Афродита Книдская


ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России


Над созданием ансамбля московского Кремля работала группа мастеров из …

    Италии
      Франции
      Германии
      Польши

Решение:
Из Италии были выписаны мастера: Фиораванти, которого за искусство прозвали Аристотелем, Алевиза, Марко Руфа, Солари. Они перестроили и создали главные соборы Кремля: Успенский, Архангельский (усыпальницу московских князей) и Благовещенский, соорудили уникальную Грановитую палату. Вершиной слияния итальянского и русского мастерства стал московский Кремль, сооруженный Пьетро Солари.

Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 514.


ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется _________ культурно-исторический тип.

    германо-романский
      римский
      славянский
      греческий


ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

В европейской (романо-германской) культуре, по мнению Н. Я. Данилевского, не получили развития ___________ стороны деятельности.

    религиозная
    общественно-экономическая
      политическая
      культурная

Решение:
По мнению Н. Я. Данилевского, европейская культура не может рассматриваться как пример успешного развития ни религиозной, ни общественно-экономической деятельности.


ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

В работе Н.Я. Данилевского предложена ____________ типология культуры.

 
историческая |

Решение:
Н.Я. Данилевский разработал одну из исторических типологий культуры.


ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русской и византийской иконописи божественный свет обозначался ___________ цветом.

    золотым
      голубым
      красным
      белым


ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русском эстетическом сознании свет воспринимался синонимом …

    славы
    духовности
      власти
      богатства


ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

Золотой свет, как выражение «радования», присутствует на представленной на фото иконе …

 
 
"богоматерь владимирская" | богоматерь владимирская |

Решение:
Икона «Богоматерь Владимирская» имеет золотой фон, символизирующий небесный свет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: