Главной научной проблемой культурологии является вопрос о …
| сущности культуры и ее социальных функциях | ||
| формах социальной организации и регуляции | |||
| формах социальной коммуникации | |||
| видах материально преобразующей деятельности |
ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
Культурология не исследует ________ аспект человеческой деятельности.
| структурно-функциональный | ||
| социально-консолидирующий | |||
| ценностно-смысловой | |||
| нормативно-регулятивный |
ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии
К фундаментальному культурологическому знанию относится исследование проблем …
| методологии изучения культуры | ||
| типологии культуры | ||
| форм культуры | |||
| культурной политики |
ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии
Мистика, бытовая магия и суеверия относятся к обыденному уровню культуры …
| познания и рефлексии мира, человека, межчеловеческих отношений | ||
| физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека | |||
| социальной коммуникации | |||
| социальной организации и регуляции |
ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания
По мнению Д. Вико, культура начинается с …
| религии, брака, погребальных обрядов | ||
| орудийной деятельности и ритуалов | |||
| появления письменности и государства | |||
| развития техники, сословного деления общества, классовой борьбы |
ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.
К одноосновным культурам Н. Я. Данилевский относит ______ культуры.
| еврейскую | ||
| римскую | ||
| романо-германскую | |||
| индийскую |
ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.
В концепции К. Юнга коллективное бессознательное …
| присуще все людям | ||
| имеет культурный характер | ||
| присуще медиумам, шаманам, колдунам | |||
| основано исключительно на инстинктах |
ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.
Кросскультурные методы исследования социокультурной истории человечества использовали представители …
| французской школы «Анналов» | ||
| психоанализа | |||
| «философии жизни» | |||
| структурной лингвистики |
Решение:
Французская «школа Анналов» (Ле Февр, М. Блок и такие их современные последователи, как Ф. Бродель) использовала системно-моделирующие, типологические и кросскультурные методы исследования социокультурной истории человечества. Их заслугой явилось изучение не макроисторических структур и событий, а как раз «истории повседневности» – образов жизни, обычаев, картин мира, форм ментальностей, причем, в отличие от этнографов, они исследовали не крестьянскую культуру, а культуру городского населения. В последнее время «школа Анналов» все более активно опирается на методы социальных наук.
Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. – С. 43.
ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры
Под ценностью понимается(-ются) …
| жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям | ||
| артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения | |||
| объекты конкурентной борьбы в обществе | |||
| все то, что дорого стоит или является современным |
ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры
Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является …
| культурным текстом | ||
| контркультурой | |||
| культурной интеграцией | |||
| аккультурацией |
Решение:
Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является культурным текстом. Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя его исследование необязательно строится на лингвистической научной базе.
Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие / А. Я. Флиер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 257–258.
ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры
Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …
| трансформации уже существующих форм | ||
| возникновению новых феноменов | ||
| теоретическому моделированию | |||
| накоплению исторического опыта |
ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия
Модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде, – это _______ культура.
| экологическая | ||
| этическая | |||
| позитивная | |||
| гармоническая |
ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры
Характерной чертой региональных культур является то, что …
| каждая из них существует в определенном географическом ареале | ||
| они несут в себе традиции предков | |||
| их богатство приумножается на основе письменности | |||
| их постижение требует серьезных интеллектуальных усилий |
ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры
Для человека западной культуры характерны …
| четкое отделение себя от любого предмета, являющегося объектом познания | ||
| стремление «жить разумом» | ||
| благоговение перед любыми формами жизни | |||
| чувствительность, восходящая к физиологии |
ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры
Европейская культура Нового времени стала _________ культурой.
| светской | ||
| религиозной | |||
| консервативной | |||
| духовной |
ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре
Попытки развить мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе предпринимались в …
| славянофильстве | ||
| западничестве | |||
| гедонизме | |||
| евразийстве |
Решение:
Попытки развить мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе предпринимались в славянофильстве XIX столетия. Славянофильская публицистика возвышенно говорила о русском народе как о богоизбранном носителе особой духовной силы, призванном сыграть миротворческую и объединительную роль в построении будущего всемирного сообщества народов.
Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2008. – С. 342.
ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности
Установите соответствие между достижениями в области материальной культуры и эпохами истории человеческого общества:
1) появление костяной иглы с ушком
2) появление лука и стрел;
3) возникновение земледелия.
| палеолит | |||
| мезолит | |||
| неолит | |||
| энеолит |
Решение:
В эпоху среднего палеолита для производственных целей стали широко использовать кость, тогда впервые появляются костяные иглы с ушком.
Новыми видами орудий в эпоху мезолита стали лук и стрелы.
В эпоху неолита произошли решающие сдвиги в занятиях людей. Зародилось земледелие – неолитические племена научились выращивать пшеницу, рожь, рис, просо, ячмень, овес.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред.Н. О. Воскресенской. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 42.
ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока
Принцип «око за око» сформировался в законодательстве …
| Двуречья | ||
| Египта | |||
| Японии | |||
| Индии |
Решение:
Главным принципом наказаний в Древнем Двуречье был талион – «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба».
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 128.
ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Сид»;
2) «Федра»;
3) «Мизантроп».
| Пьер Корнель | |||
| Жан Расин | |||
| Мольер | |||
| Жан Лафонтен |
ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России
Первый театр появился в России при …
| Алексее Михайловиче | ||
| Петре I | |||
| Иване Грозном | |||
| Елизавете Петровне |
ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Автором «Опытов» и приведенных афоризмов является французский философ …
| Мишель де Монтень | ||
| Жан Фуке | |||
| Франсуа Рабле | |||
| Пьер де Ронсар |
ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Главными темами философских рассуждений представителя французского свободомыслия XVI в. являются …
| человек | ||
| природа и общество | ||
| политическое устройство | |||
| научное мировоззрение |
ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Направлением в европейской литературе, появившимся под влиянием «Опытов», является …
| эссеистика | |
Решение:
«Опыты» дали название новому направлению в европейской литературе – эссеистике (от фр. еssai – опыт).
ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Древние формы русской жизни, по мнению автора представленного текста, базировались на неиспорченной индивидуальности нашего племени и святости …
| семейных уз | ||
| государственной власти | |||
| фигуры монарха | |||
| закона |
ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Автор текста, как следует из представленного отрывка, идеализирует ________ допетровской Руси.
| политическое устройство | ||
| религиозную жизнь | ||
| экономическое развитие | |||
| военную организацию |
ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Данное высказывание принадлежит такому течению русской общественно-политической мысли, как …
| славянофилы |






