Содержание и свойства массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс, посредством которого медиа-организации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию. Особенностями массовой коммуникации являются: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов.

Свойства сообщений массовой коммуникации:

1. Ярко выраженная социальная направленность. Сообщения ориентированы не на одного человека, а на большие группы.

2. Массовая коммуникация существует всегда в организованной форме. Она управляется специальными учреждениями – редакциями газет, радио, телевидения.

3. В массовой коммуникации часто отсутствует прямой контакт коммуникатора и аудитории, а действует отсроченная обратная связь в виде почты, встреч с читателями, зрителями, результатов опроса.

4. По сравнению с межличностным общением для массовой коммуникации характерна повышенная требовательность к тому, чтобы соблюдались нормы общения.

5. Транзитность – перемещение сообщений.

6. Публичность – адресованность сообщений всем и каждому. Поэтому общее содержание должно быть понятно всем.

7. Высокая скорость доведения информации до потребителя.

2. Формы средств массовой коммуникации:

Выделяют несколько групп:

I. В зависимости от носителя:

· Печатные – книги, журналы, газеты.

· Электронные – радио, телевидение, компьютерные сети.

· Химические – фотография, кино.

II. В зависимости от направленности содержания

М.Маклюэн разделил по этому критерию на «горячие» и «холодные».

· «Горячие» - печатные и химические средства.

· «Холодные» - электронные медиа.

«Горячие» требуют активного включения мышления, погружения в текст в отличие от «холодных».

III. В зависимости от объективности – субъективности информации.

Это деление связано с денотативно-коннотативной природой информации. К денотативной информации относятся новости, репортажи с места события, биографии. Коннотативноая информация – это мнения, оценки, авторские суждения в интервью, дискуссионных передачах, аналитических программах. Сюда же относятся и слухи, дезинформация.

IV. В зависимости от ориентированности на аудиторию:

· Элитарные.

· Популярные.

· Промежуточные.

V. В зависимости от степени активности аудитории в процесс коммуникации:

· Активные. Этот вид средств массовой коммуникации продвигает свои сообщения, при этом аудитория находится в пассивном состоянии.

· Пассивные. Реципиенты активны в выборе информации.

Таким образом, СМК имеют разнообразие по формам и содержанию.

Вопросы для самопроверки:

1. По каким параметрам различаются средства массовой коммуникации?

2. По какому критерию СМИ делятся на «холодные» и «горячие»?

3. Перечислите свойства сообщений массовой коммуникации.

Основная литература:

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.

Дополнительная литература:

1. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б.Зверинцев. - СПб., 1997.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.

1.3. Психологические теории массовой коммуникации

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: