Массовая коммуникация – это процесс, посредством которого медиа-организации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию. Особенностями массовой коммуникации являются: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов.
Свойства сообщений массовой коммуникации:
1. Ярко выраженная социальная направленность. Сообщения ориентированы не на одного человека, а на большие группы.
2. Массовая коммуникация существует всегда в организованной форме. Она управляется специальными учреждениями – редакциями газет, радио, телевидения.
3. В массовой коммуникации часто отсутствует прямой контакт коммуникатора и аудитории, а действует отсроченная обратная связь в виде почты, встреч с читателями, зрителями, результатов опроса.
|
|
4. По сравнению с межличностным общением для массовой коммуникации характерна повышенная требовательность к тому, чтобы соблюдались нормы общения.
5. Транзитность – перемещение сообщений.
6. Публичность – адресованность сообщений всем и каждому. Поэтому общее содержание должно быть понятно всем.
7. Высокая скорость доведения информации до потребителя.
2. Формы средств массовой коммуникации:
Выделяют несколько групп:
I. В зависимости от носителя:
· Печатные – книги, журналы, газеты.
· Электронные – радио, телевидение, компьютерные сети.
· Химические – фотография, кино.
II. В зависимости от направленности содержания
М.Маклюэн разделил по этому критерию на «горячие» и «холодные».
· «Горячие» - печатные и химические средства.
· «Холодные» - электронные медиа.
«Горячие» требуют активного включения мышления, погружения в текст в отличие от «холодных».
III. В зависимости от объективности – субъективности информации.
Это деление связано с денотативно-коннотативной природой информации. К денотативной информации относятся новости, репортажи с места события, биографии. Коннотативноая информация – это мнения, оценки, авторские суждения в интервью, дискуссионных передачах, аналитических программах. Сюда же относятся и слухи, дезинформация.
IV. В зависимости от ориентированности на аудиторию:
· Элитарные.
· Популярные.
· Промежуточные.
V. В зависимости от степени активности аудитории в процесс коммуникации:
· Активные. Этот вид средств массовой коммуникации продвигает свои сообщения, при этом аудитория находится в пассивном состоянии.
|
|
· Пассивные. Реципиенты активны в выборе информации.
Таким образом, СМК имеют разнообразие по формам и содержанию.
Вопросы для самопроверки:
1. По каким параметрам различаются средства массовой коммуникации?
2. По какому критерию СМИ делятся на «холодные» и «горячие»?
3. Перечислите свойства сообщений массовой коммуникации.
Основная литература:
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.
Дополнительная литература:
1. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б.Зверинцев. - СПб., 1997.
2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.
1.3. Психологические теории массовой коммуникации
План: