Одной из разновидности информации является экономическая информация.
Вопрос 5. Особенности экономической информации(§2.1).
Экономическая информация – это совокупность сведений о процессах производства, распределения и потребления материальных благ.
Экономическая информация относится к области экономических знаний. Она характеризует процессы снабжения, производства, распределения и потребления материальных благ.
Управление экономическими объектами всегда связано с преобразованием экономической информации.
Особенности экономической информации:
1.Объёмность.
2.Относительно простая обработка, простые алгоритмы расчетов
3.Цикличность.(экономическая информация привязана к дням, неделям, месяцам, кварталам, годам)
4.Представление в виде текста и чисел.
5. Адекватность информации – степень соответствия информации реальному объекту окружающего мира.
Различается 3 вида и 3 меры адекватности:
1.Синтаксическая (структурная)
2.Семантическая (смысловая)
3.Прагматическая (пользы)
|
|
Синтаксическая адекватность отражает формальные, структурные характеристики информации без связи с её смыслом и пользой. Синтаксическая информация = данные.
Семантическая адекватность отражает смысловое содержание и обобщение информации.
Прагматическая адекватность отражает степень соответствия информации объекту. Она служит основой для принятия решений.
Единицы измерения и примеры трёх видов адекватности показаны в таблице 2.1.
Мера адекватности | Единица измерения | Примеры |
1.Синтаксическая | Единицы представления информации | бит, байт, блок, файл |
2. Семантическая | Совокупность сведений пользователя или системы экономические показатели | База данных, пакет программ, рентабельность, затраты, производительность, прибыль |
3. Программная | Ценность использования | Доход, скорость обработки. |
Вопрос 6. Принципы классификации и кодирования информации(§2.2).
Информационный объект – данные пользователя, в которых отражается любой предмет, процесс, явление, событие окружающего мира.
Реквизит – логически неделимый признак, который описывает одно свойство объекта. Реквизит = атрибут, характеристика. Каждый реквизит имеет название и значение.
Различают реквизиты-признаки и реквизиты-основания.
Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства объекта (наименование товара, фамилия, вид операции).
Реквизиты-основания характеризуют количественные свойства (сумма, итог, стоимость).
Классификация – система распределения информационных объектов по группам.
При классификации некоторые реквизиты выбираются как признаки классификации (признаки деления).
|
|
Различают 3 принципа и 3 системы классификации:
1.Иерархическая.
2.Фасетная.
3.Дескрипторная.
При иерархической классификации признаки деления упорядочиваются по важности, тогда объекты группируются в классы 1,2,3… уровней.(Например, сотрудники группируются по управлениям, отделам, секторам, группам)
При фасетной классификации признаки деления не упорядочиваются по важности, они равноправны. Совокупность значений первого признака – фасет. (рис 2.1.)
Фасенты | Цвет глаз | Пол |
Значение фасентов | Голубые, карие | М/Ж |
Объекты группируются по значениям нескольких фасентов.
При дескрипторной классификации выделяется совокупность ключевых слов, дескрипторов.
затем между дескрипторами устанавливаются связи
Имеются 3 вида связи между дескрипторами:
1.Синонимические, отражающие равнозначность слов (студент, учащиеся)
2.Родовидовые, отражающие иерархию слов.(универ, факультет, группа)
3.Ассоциативные, отражающие общие свойства.(студент, экзамен, препод)
Кодирование - замена значения признака на его условное обозначение(код).
Кодирование используется для 2х целей:
1.Сокращение объёма информации.
2.Сокрытие информации.
Различают классификационное и регистрационное кодирование.
При классификационном кодировании заменяется значение признаков деления. Оно требует предварительной классификации объектов на основе иерархического или фасентного принципов. (Например, штрих код товара)
При регистрационном кодировании объекты нумеруются и предварительная классификация не проводится. (Например, Нижегородская обл. кодируется кодом 52)
Вопрос 7. Экономическая информации в фирме(§2.3).
Управленческая информация может быть описана по пяти признакам:
1.Место возникновения.
2.Стабильность.
3.Стадия обработки.
4.Способ отображения
5.Функция управления.
Место возникновения:
входная – поступающая в фирму,
выходная – поступающая из фирмы,
внутренняя – возникающая внутри фирмы,
внешняя – поступающая в фирму.
Например, сведения в налоговую службу- выходная внутренняя информация
Стабильность:
переменная – отражает фактические показатели хозяйственной деятельности,
постоянная – включает справочную, нормативную и плановую информацию.
Стадия обработки:
первичная – возникает на начальной стадии, (счета, накладные)
вторичная – получается после обработки,
промежуточная – используется для дальнейшей обработки,
результатная – для отчётов и выработки решений.(балансовый отчет)
Функция управления:
учётная – информация о параметрах объекта, за прошлый период (бухгалтерский учёт, статистика,
материальный учёт),
оперативная – информация о параметрах в текущий момент времени,
плановая – информация о параметрах объекта на будущий период (план производства, ожидаемый спрос),
справочная – почти не меняется со временем.