Показатель оборота:
Коэффициент оборота= | 1,6 млн. рублей | = 1,33 |
1,2 млн. рублей |
Если выразить показатель А в процентах от показателя Б, тогда говорят об индексе:
Примеры индексов: оборот в базовом году взят за 100%, тогда индекс оборота в текущем году составит:
индекс оборота= | 1,6 млн. рублей | *100%= 133% |
1,2 млн. рублей |
Для оценки интегральной результативности внедрения бизнес-процессов предприятия существует европейская модель оценки совершенства EFQM, которая была основана в 1988 году четырнадцатью ведущими предприятиями Европы на паритетных началах с целью разработки для улучшения и упрощения производственных процессов на предприятиях. Один раз в год одно предприятие награждается Европейской наградой качества (European Quality Award). Получить ее может одно из предприятий, внедривших у себя модель EFQM и получившее наилучшие результаты.
Схема 2. Европейская модель оценки совершенства EFQM.
ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Описание бизнес-процессов (Business Process Description) -для описания процесса с качественно-количественной, пространственно-организационной и технически-технологической точек зрения используются характеристики (параметры), которые заданы стандартом ENISO 9001:2000. К таким п араметрам относятся:
|
|
· Цели процесса.
· Объект воздействия (вид, количество, размеры,…)
· Место воздействия (организационная единица, рабочая система).
· Вид и последовательность событий, структура.
· Применяемые средства производства (вид, количество, производительность, …).
· Ход процесса (горизонтальный, вертикальный; пространственно-временной).
· Участие персонала (количество, квалификация, …).
· Затраты времени на события и общий процесс (длительность процесса).
· Рабочие условия, требования и задания.
· Применяемые технологии, режимы работы.
· Результаты.
· Неопределенные состояния и события.
Описание процессов требует определения соответствующей области рассмотрения,т.е. выбора стартовой и конечной точки, ограничивающих интересующую область.
Пример
Для определения типичного пути прохождения заказа в компании область рассмотрения должна охватывать все события от стартовой точки - «поступление заказа» - до конечной точки - «поставка заказа клиенту». Пусть, уровнем рассмотрения будет уровень структурного подразделение и часть общего процесса. Необходимо определить прохождение заказа в «Конструкторском бюро», тогда стартовой точкой для описания и анализа является «поступление заказа в конструкторское бюро», а конечной - «передача заказа на производство». Этот пример показывает, что процессы могут иметь различную степень сложности, которая определяет затраты на их анализ и организацию. Поэтому при реализации подобных проектов, прежде всего, определяют степень детализации.
|
|
Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение.
Рис 1. Представление бизнес-процессов
Распространенной формой представления может быть графическая блок-схема.
Пример. На схеме 1 показан пример прохождения заказа на изготовление запасной детали для сельскохозяйственной техники. Из него следует, что процесс объединяет семь событий; область рассмотрения - 4 организационные единицы.
Схема 1. Графическая блок-схема прохождения заказа.
Связь участвующих организационных единиц отмечается линией, что повышает наглядность представления, однако, не несет необходимой информации о времени прохождения, затратах на обработку или перерывах. На схеме 2 аналогичная информация представлена с организационно-временной точки зрения.
Схема 2: Организационно-временное представление прохождения заказа.
Событие | Организационная единица | Дата входа | Дата выхода | Время обработки, мин |
1 Закупка | 10.09 | 10.09 | ||
2 Начальник пр-ва | 10.09 | 10.09 | ||
3 Конструкторы | 10.09 | 14.09 | ||
1 Закупка | 15.09 | 16.09 | ||
4 Производство | 17.09 | 19.09 | ||
3 Конструкторы | 20.09 | 23.09 | ||
4 Производство | 24.09 | 25.09 | ||
Событий: 7 | Участвующие ОЕ: 7 | Всего: 15 дней | 590 минут |
Подобный вид описания является простым и низкозатратным, однако предоставляет такую полезную информацию, как прохождение через организационные единицы, время прохождения заказа, затраты на обработку и др.. Кроме того, он позволяет сделать выводы о высокой доли времени промежуточного хранения, возможных «узких местах» в производстве, повторяющейся смене ответственности во время обработки заказа.