Виды экономического анализа

Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация видов анализа (выборочная)

Признак Виды АХД Значение анализа
1 По субъектам (пользователям анализа) 1.1 внутренний (управленческий) анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативно краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной
1.2 внешний анализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяй­ственного управления, банками, финансовыми органами, акцио­нерами, инвесторами, партнерами по бизнесу
2 По аспектам исследования 2.1 финансовой анализ исследует процесс финансового механизма функционирования субъектов хозяй­ствования. Внешний финансовый анализ – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, проводится банками, инвесторами Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансо­выми службами предприятия. Цель – по­иск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности и наращиванию величины собствен­ного капитала, укреплению финансового состояния предприятия и уменьшению финансовых рисков. Результаты его являются ком­мерческой тайной.
2.2 технико-экономический анализ ориентирован на изучение органи­зационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и ор­ганизации производства в целях повышения эффективности опера­ционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ пред­приятия
2.3 маркетинговый анализ изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и готовой продук­ции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
2.4 инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвес­тиционного проекта
2.5 социально-экономический анализ изучает причинно-следствен­ную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их вли­яние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Цель – выявление возможностей дальнейшего развития соци­альной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функ­ционирования предприятия
2.6 экономико-экологический анализ исследует взаимодействия экологи­ческих и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Цель - обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чис­той продукции, безопасного производства и повышения эффек­тивности природоохранных мероприятий
2.7 логистический анализ исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через фирму и заканчивающиеся у покупателей
2.9 функционально-стоимостный анализ это метод систем­ного исследования объекта на стадии проектирования, направлен­ный на оптимизацию соотношения между потребительскими свой­ствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Задача – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее эко­номичным
3 По методике изучения объектов 3.1 качественный анализ способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений
3.2 количественный (факторный) анализ основан на количествен­ных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
3.3 экспресс-анализ способ диагностики состо­яния экономики предприятия на основе типичных признаков, ха­рактерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста товарной продук­ции выше темпов реализации продукции – это признак затовари­вания
3.4 фундаментальный анализ углубленное, ком­плексное исследование сущности изучаемых явлений с использо­ванием математического аппарата
3.5 ситуационный анализ процесс под­готовки информации для управления конкретной ситуацией в из­меняющейся среде. Позволяет исходя из понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать обоснован­ные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния
3.6 маржинальный анализ метод оценки и обоснования эф­фективности управленческих решений в бизнесе на основе изуче­ния причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себесто­имости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении кото­рых финансовый результат будет равен нулю
3.7 экономико-мате­матический анализ выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия
3.8 SWOT-анализ устанавливает потенци­альные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, по­тенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса
9.9 АВС-анализ используется для определения ключевых моментов и приоритетов в облас­ти управленческих задач, процессов, материалов поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: