Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач (таблица 1).
Признак
| Виды АХД
| Значение анализа
|
1 По субъектам (пользователям анализа)
| 1.1 внутренний (управленческий) анализ
| осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативно краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной
|
1.2 внешний анализ
| проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, партнерами по бизнесу
|
2 По аспектам исследования
| 2.1 финансовой анализ
| исследует процесс финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования.
Внешний финансовый анализ – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, проводится банками, инвесторами
Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансовыми службами предприятия. Цель – поиск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности и наращиванию величины собственного капитала, укреплению финансового состояния предприятия и уменьшению финансовых рисков. Результаты его являются коммерческой тайной.
|
2.2 технико-экономический анализ
| ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия
|
2.3 маркетинговый анализ
| изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
|
2.4 инвестиционный анализ
| используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта
|
2.5 социально-экономический анализ
| изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Цель – выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия
|
2.6 экономико-экологический анализ
| исследует взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Цель - обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чистой продукции, безопасного производства и повышения эффективности природоохранных мероприятий
|
2.7 логистический анализ
| исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через фирму и заканчивающиеся у покупателей
|
2.9 функционально-стоимостный анализ
| это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Задача – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее экономичным
|
3 По методике изучения объектов
| 3.1 качественный анализ
| способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений
|
3.2 количественный (факторный) анализ
| основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
|
3.3 экспресс-анализ
| способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции – это признак затоваривания
|
3.4 фундаментальный анализ
| углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата
|
3.5 ситуационный анализ
| процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Позволяет исходя из понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать обоснованные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния
|
3.6 маржинальный анализ
| метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю
|
3.7 экономико-математический анализ
| выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия
|
3.8 SWOT-анализ
| устанавливает потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса
|
9.9 АВС-анализ
| используется для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов
|