1. Понятие и особенности административно-правовых норм.
2. Виды административно-правовых норм.
3. Действие административно-правовых норм во времени.
4. Система источник АП.
- Понятие и особенности административно-правовых норм.
Норма права – правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся на неопределенный круг лиц и регулирующее общественные отношения.
Признаки административно-правовых норм:
1. особый предмет регулирования – отношения с участием публичной администрации (см. выше).
2. эти нормы императивные, их содержание не может быть изменено соглашением сторон.
3. они издаются законодательными органами, а также многочисленными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Как следствие наблюдается конкурирующая компетенция органов власти => компетенция между различными субъектами нормотворчества должна быть строго распределена, чтобы нормы не конкурировали и не противоречили друг другу.
4. универсальность – административно-правовые нормы регулируют отношения практически во всех сферах и с участием различных субъектов права;
|
|
5. административно-правовые нормы вторичны по отношению к конституционно-правовым нормам.
Виды административно-правовых норм
1. по содержанию:
1.1. материальные – что делать?
1.2. процессуальные – как делать?
2. по целевому назначению:
2.1. охранительные – если есть санкция, значит норма охранительная (н-р, нормы Особенной части КоАП).
2.2. регулятивные:
2.2.1. обязывающие
2.2.2. управомочивающие
2.2.3. запрещающие
2.3. нормы-дефиниции – прием юридической техники – общепринятые нормы в праве.
2.4. нормы-принципы (декларативные)
2.5. коллизионные
2.6. вводные нормы (вводящие в действие другие нормы – н-р, «закон о введение чего-либо в действие»)
2.7. поощрительные?
2.8. нормы-рекомендации??
3. по уровню обобщенности:
3.1. нормы общие
3.2. нормы специальные
3.3. нормы исключительные
4. по территории действия:
4.1. на территории РФ
4.2. на отдельный субъект РФ
4.3. на отдельное МО
Примечание. Некоторые субъекты нормотворчества могут искусственно ограничить территорию действия.
5. по времени действия:
5.1. бессрочные
5.2. срочные
6. по кругу адресатов:
6.1. внутри аппаратные – внутри публичной администрации
6.2. внешне аппаратные – между публичной администрацией и частными лицами
7. по основанию принятия:
7.1. во исполнение выше стоящей нормы
7.2. по усмотрению органов
8. по порядку принятия:
8.1. принимаемые единолично
8.2. принимаемые коллегиально
8.3. принимаемые совместно несколькими органами
8.4. принимаемые по согласованию или с разрешением