Принципы организации деятельности органов.
Органы местного самоуправления – юридические лица.
Функции и компетенция органов местного самоуправления (общая характеристика).
Понятие органов местного самоуправления. – дается в ФЗ «Об общих принципах…». Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочием на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления формируются местным сообществом и несут перед ним ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органам местного самоуправления принадлежит особое место в системе управления государством и обществом, это место определяется тем, что
1) органы местного самоуправления обеспечивают децентрализацию системы управления, что делает ее наиболее приближенной к населению для обеспечения защиты интересов населения.
2) Это способ организации власти на местах. Таким образом, органы местного самоуправления – это органы власти, но власти муниципальной, местной. В функциональном плане органы местного самоуправления связаны с государством:
|
|
- они включены в систему властных отношений
- они действуют в правовой системе государства.
Виды органов местного самоуправления: действующий закон не закрепляет систему органов местного самоуправления. Систему органов местного самоуправления составляют выборный орган; глава муниципального образования; выборный глава администрации поселения, исполнительно-распорядительный орган.
Новая редакция подразумевает контрольно-счетную палату, избирательную комиссию.
Классификация:
1) по способу образования;
2) по содержанию деятельности;
3) по способу организации и принятию решений;
4) по назначению органов местного самоуправления.
По способу образования:
-выборные
-невыборные.
Выборные: порядок их формирования регулируется государством, обязательность наличия выборного органа (ст. 14 п.2).
Невыборные: порядок их формирования регулируется уставами муниципальных образований. Они могут быть созданы:
1) путем делегирования, из состава депутатов выбирается глава муниципального образования;
2) способ назначения, когда формирует выборный орган, назначает главу администрации;
3) формирование на добровольной основе с последующим утверждением (комиссии);
4) на основе коаптации по установленным нормам. Коаптация – способ формирования без обращения к депутатскому корпусу.
(2) по содержанию деятельности:
- представительные
- исполнительные.
Представительный орган в связи с его ролью в системе местного самоуправления наделяется исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Он принимает общеобязательные правила, решает принципиальные вопросы.
|
|
Исполнительный орган – исполняет решение представительного органа, практической деятельностью реализует свои полномочия.
(3) по способу организации деятельности:
- коллегиальный
- единоначальный.
(4) по назначению
- органы общей компетенции (представительный орган и глава муниципального образования).
- органы специальной компетенции (структурные подразделения местной администрации).
Принципы организации деятельности органов местного самоуправления.
1) обязательность наличия выборного органа (Европейская Хартия).
2) принцип разделения властей, в системе местного самоуправления действует ограниченно, механизм сдержек и противовесов.:
- четкое разделение полномочий между представительным и исполнительным органами;
- глава исполнительной власти может наложить вето на решение представительной власти. В то же время исполнительная власть подотчетна представительной власти. Ст. 14 п.3 – принцип самостоятельности.
- Принцип ответственности. Как позитивный аспект, так и негативный аспект. Позитивный аспект возникает из обязанности органа местного самоуправления осуществлять положительные действия в точном соответствии с нормами конституционного и текущего законодательства. Негативный аспект связан с наступлением ответственности, неблагоприятных правовых последствий.
- Принцип обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления, этот принцип носит двойственный характер:
1) органы местного самоуправления должны добиваться исполнения закона всеми субъектами;
2) органы местного самоуправления сами должны соблюдать законы.
- принцип гласности – политико-правовой принцип, реализация которого предполагает, что органы местной власти действуют открыто, публично и систематически информируют население о своей работе. Этот принцип закреплен в ст. 3 п. 6, ст. 8 п. 5, ст. 19 п.2.
- принцип взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Органы местного самоуправления – юридические лица.
Юридическое лицо – условный термин для определения правового статуса организации, участвующей в гражданско-правовых отношениях.
Признаки юридического лица:
- юридическое лицо обладает устойчивой организационной структурой;
- юридическое лицо имеет обособленное имущество;
- по своим обязательствам юридические лица несут имущественную ответственность;
- юридическое лицо имеет свою символику (расчетный счет, печати, штампы, бланки), юридические лица могут выступать истцами и ответчиками в судах.
Органы местного самоуправления как любые другие юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своих интересах, они свободны в установлении своих прав и обязанностей при заключении договора и в определении любых непротиворечащих законодательству условий договора.
Особенности:
1) статус юридического лица органы местного самоуправления приобретают не в порядке, предусмотренном ГК, а в соответствии с законом «Об общих принципах…» (ст. 20). Статус юридического лица приобретает с регистрации.
2) Реорганизация и ликвидация органов регулируется не НК, а законом «Об общих принципах…»
3) Органы местного самоуправления участвуют в гражданско-правовых отношениях не от своего имени, а от имени муниципальных образований.
4) Ответственность по своим обязательствам органы местного самоуправления несут не всем имуществом, а только частью. Не может быть предъявлено к отысканию имущества, переданное другим юридическим лицам. ГК ст. 225 делит имущество на 2 части.