Э. Григ. Баллада, С. Рахманинов. «Вариации на тему Корелли», Л. Бетховен. Симфония № 5 ч.3, С. Прокофьев. Концерт № 3 ч.3, С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», Концерт № 3, ч.2, Р. Шуман. Симфонические этюды.
Примерный план анализа для произведений, написанных в простой 2-х частной, 3-хчастной и сложной 3-х частной формах.
I. Краткие сведения об авторе произведения (страна, годы жизни, роль и значение в истории музыкального искусства, жанры, произведения)
II. История создания анализируемого произведения (если есть)
III. Жанр. Признаки жанра. Стиль. Черты стиля (например, стиль романтизм и его черты в анализируемом произведении)
IV. Форма произведения: указать и выразить в виде схемы с указанием тональностей каждого раздела (части).
V. Характеристика основной темы: форма темы (например, период), кообраз, раскрывающийся в теме, музыкально-выразительные средства – мелодия, ритм, динамика, темп, регистр)
VI. Описание каждой части произведения:
А) форма
Б) тема- контрастирует с основной темой первой части или дополняет ее, описание темы с точки зрения образа и музыкально-выразительных средств
|
|
По итогам письменной работы заполнить таблицу
Произведение (жанр, название если есть) | ||
Форма | ||
Iчасть | II часть | Ш часть |
Тональность | тональность | Тональность |
Форма | форма | Форма |
Тема 1. Образ 2. Музыкально-выразительные средства для его воплощения | Тема 1. Образ 2. Музыкально-выразительные средства для его воплощения | Тема 1 Образ 2 Музыкально-выразительные средства для его воплощения |
Примерный план анализа для I-й части классической сонаты (сонатная форма):
1. Краткие сведения об авторе произведения (страна, годы жизни, роль и значение в истории музыкального искусства, жанры, произведения)
2. История создания анализируемого произведения (если есть)
3. Жанр. Признаки жанра. Стиль. Черты стиля. (например, стиль классицизм/ романтизм, рококо и тд и его черты в данном произведении)
4. Форма произведения: указать и выразить в виде схемы с указанием тональностей каждого раздела (экспозиция, разработка, реприза).
5. Характеристика ГП и ПП: форма тем (например, период), образ, музыкально-выразительные средства – мелодия, ритм, динамика, темп, регистр)
6. Описание каждого раздела сонатной формы:
А) форма экспозиции, разработки, репризы
Б) описание каждого раздела. Как меняются темы ГП и ПП в разработке, вид репризы.
По итогам письменной работы заполнить таблицу:
Произведение | ||
Форма | ||
экспозиция | Разработка | Реприза |
тональность | Тональность/тональности | Тональность |
Форма-схема | Строение (количество тем, разделов) | Форма-схема |
Темп | Темп | Темп |
ГП, ПП 1. Форма ГП и ПП, колличество тактов в темах 3. Образ 4. Музыкально-выразительные средства для его воплощения в каждой партии | Какие темы участвуют и развиваются. Изменения на уровне: 1. Образа 2. Музыкально-выразительных средств | Вид репризы Новая окраска ГП, ПП наличие коды |
Примерный план анализа вокального произведения
|
|
1. Краткие сведения об авторе произведения (страна, годы жизни, роль и значение в истории музыкального искусства, жанры, произведения). Автор текста.
2. История создания анализируемого произведения (если есть)
3. Жанр. Признаки жанра.
4. Форма произведения: указать части, разделы и выразить в виде схемы с указанием тональностей каждого раздела.
5. а) Обобщенное содержание литературно-поэтического текста.
б) Обобщенный характер музыки.
6. Тип вокальной партии
А) речитативный
Б) песенный
В) ариозный
7. Выразительные и изобразительные детали вокальной партии (партии хора) и инструментального сопровождения в связи со словом.
8. Функция инструментального сопровождения
9. Характеристика основных тем (например, запева и припева в песне), образ, музыкально-выразительные средства – мелодия, ритм, динамика, лад, темп, регистр)
10. анализ каждого раздела:
А) форма. Количество тактов
Б) описание каждого раздела (образы, музыкально-выразительные средства.
Примерный план анализа формы вариаций
1. Краткие сведения об авторе произведения (страна, годы жизни, роль и значение в истории музыкального искусства, жанры, произведения)
2. История создания анализируемого произведения (если есть)
3. Жанр. Признаки жанра. Стиль. Черты стиля. (например, стиль классицизм/ романтизм, рококо и тд и его черты в данном произведении)
4. Форма произведения: назвать и записать в виде схемы с указанием тональностей каждой вариации.
5. Характеристика основной темы вариаций: форма темы, количество тактов, образ, музыкально-выразительные средства – мелодия, ритм, динамика, темп, регистр)
6. Описание каждой вариации:
А) форма
Б) тональность
В) сохраняется мелодия/сохраняется аккомпанемент
По итогам работы заполнить таблицу:
Произведение | |||
Форма | |||
Тема | Вариация 1 | Вариация 2 | Вариация 3 |
тональность | Тональность/тональности | Тональность | тональность |
Форма-схема, количество тактов | Форма-схема | Форма-схема | форма |
Темп | Темп | Темп | темп |
Анализ темы с точки зрения жанрово-стилистических особенностей, выразительных средств(лад, регистр, | Какие средства выразительности меняются, а какие остаются неизменными |