ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ
Процессный подход к управлению – управление организацией путем построения системы процессов, управления ими, осуществления деятельности по улучшению процессов.
Для внедрения процессного подхода в организации необходимо:
Провести построение, анализ и оптимизацию цепочек создания ценности организации.
Методика построения и анализа цепочек создания ценности позволяет анализировать бизнес на верхнем уровне и принимать решения о преобразовании процессов и организационной структуры организации. Можно сказать, что это высший из возможных уровней применения процессного подхода к управлению.
Анализ деятельности организации на верхнем уровне при помощи схем цепочек создания ценности позволяет более адекватно подходить к решению задачи построения системы процессов организации в целом.
Создать систему (сеть) процессов организации.
Наличие в организации системы процессов является важнейшим условием эффективного внедрения процессного подхода. Система процессов организации может быть использована в следующих целях:
· организации управления на принципах процессного подхода;
· осуществления изменений в организационной структуре;
· поэтапной регламентации процессов;
· разработки системы показателей для управления процессами;
· проведения анализа по сравнению с конкурентами (бенчмаркинга);
· использования лучших отраслевых практик;
· прочее.
На основе системы процессов оптимизировать организационную структуру организации.
Адекватно подойти к решению задачи оптимизации организационной структуры можно, только опираясь на информацию о процессах, которые выполняются в организации. Если у руководителей, осуществляющих структурные изменения, нет видения деятельности предприятия как системы процессов, то, скорее всего, реорганизация окажется неудачной. Процессы первичны, а организационная структура вторична, так как процессы создают ценность для клиентов, структура – нет.
Внедряя процессный подход, очень важно критически взглянуть на существующую организационную структуру и оптимизировать ее ориентируясь на процессы. За счет структурных изменений необходимо добиться, чтобы при выполнении процессов были устранены:
· зоны безответственности;
· дублирование функций;
· пересечение полномочий;
· неэффективные звенья цепочки.