Письмо Пармениона

Интересной точкой в начале, указываемой у многих источников, является рассказ о внезапной болезни Александра, скорее всего связанной с погружением в реку Кидн (ныне Тарсус-чай) и внезапной судорогой. Известно, что царя спас Филипп, личный врач Александра. Вместе с этим у источников (кроме Диодора) указывается, что Парменион заранее предупредил Александра о том, что Филипп подкуплен Дарием и может нести опасность для государя. В итоге оказывается, что Парменион оказался неправ и Филипп спасает царя (Iust., XI, 8, 5 - 9; Curt., III, 5, 2 – 6, 17; Diod., XVII, 31, 5 - 6; Arr., II, 4, 8 - 11; Plut., Al., 19).

Что означает данный отрывок? Ответ на этот вопрос я не нашел в историографии, использованной мною. Ф. Шахермайр не упоминает данный отрывок и никак не анализирует его. И. Г. Дройзен воспроизводит данный эпизод в своем труде, но не дает ему никаких оценок[6] (стоит отметить, что в примечаниях указано, что у Сенеки письмо посылает Олимпиада – это важно для дальнейшего рассмотрения отрывка, но правильнее считать отправителем Пармениона, ведь таковым считает его подавляющее количество имеющихся в нашем распоряжении источников).

Исходя из этого, я позволю себе сделать несколько собственных предположений, основываясь исключительно на источниках.

Можно предположить, что письмо Пармениона не было ошибкой и имело перед собой вполне реальную цель – скомпрометировать врача и таким образом попытаться убить царя чужими руками (болезнью или раной). Скорее всего, Филипп, личный врач царя, который провел вместе с царем всю жизнь (Curt., III, 6, 1), был одним из лучших, если не лучшим в своей профессии (именно поэтому он единственный смог спасти Александра своим снадобьем). Исходя из этого, можно было бы представить себе ситуацию, в которой верное лечение мог предложить только этот врач.

В таком случае, записка могла быть отправлена недоброжелателями Александра - либо это были персидские власти (которые уже ввели награду за отравление македонского правителя и очевидно хотели смерти правителю), либо это были греческие или македонские силы, замышлявшие смещение нового царя. Возможна и общая теория: Демосфену приписывают получение персидского золота за его антимакедонскую деятельность в Афинах (Diod., XVII, 4, 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: