Убийство Клита

В истории Александра есть один важный фрагмент, на который важно обратить внимание для понимания македонской оппозиции. Этот момент, безусловно, заключается в перепалке Клита и Александра и дальнейшей ссоре, закончившейся убийством первого последним. Данный момент интересен, во-первых, выражением Клита и Александра, во-вторых, отношением окружения к поступку Александра.

По описанию источника, Клит, человек почетный и заслуженный, ветеран войн при Филиппе II, был разгневан насмешками на пиру над героизмом своих современников и «…заявил, что не позволит ни кощунствовать, ни принижать дела древних героев и преувеличивать таким недостойным образом достоинство Александра» (Arr., III, 8, 4). Клит стал изобличать Александра и в том числе обвинил его в отречении от отца и присвоении себе титула сына Аммона (Plut., Al., 50), что выводит нас к сути данного конфликта. Александр в ответ произнесет очень важные слова: «Ты думаешь, мне приятно, что ты постоянно говоришь об этом и мутишь македонцев?» (Plut., Al., 51). Из этих слов можно сделать вывод о том, что слова, сказанные Клитом, не были экспромтом, но являлись его позицией, уже известной царю. Таким образом, мы точно можем назвать Клита оппозиционером.

Клит продолжает обличение царя, одной фразой он создает портрет новому царскому окружению – «варвары и рабы, которые будут падать ниц перед персидским поясом» (Plut., Al., 51). Александр не выдерживает и, в конечном счете, убивает Клита, о чем впоследствии раскаивается, даже пытаясь убить себя самого.

Интересна в данном случае позиция Анаксарха, греческого философа при троне. Арриан и Плутарх пишут, что он потребовал от Александра успокоиться и сказал, что царю не пристало так расстраиваться из-за своего поступка, так как все, что он делает, одобряется Зевсом и восседающими рядом Правосудием и Справедливостью, и потому любой поступок царя справедлив (Plut., Al., 51; Arr., III., 9, 7). Такое объяснение деструктивно по своей сути, так как дало Александру в дальнейшем моральное право на любые поступки и, соответственно, создало почву для автократии, поддерживаемой религией.

Клит, по моему мнению, явился выразителем чаяний и разочарований, которые были распространены в среде ветеранов, воинов Филиппа и патриотов Македонии. То, что Клит «мутил македонцев», значит и то, что у него были слушатели, которые с ним соглашались. Можно предположить, что среди таких слушателей могли быть как участники будущего заговора Каллисфена, так и сам Каллисфен, ведь программа, по сути своей, у этих двух выступлений одна, а разница во времени между ними незначительна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: