В истории Александра есть один важный фрагмент, на который важно обратить внимание для понимания македонской оппозиции. Этот момент, безусловно, заключается в перепалке Клита и Александра и дальнейшей ссоре, закончившейся убийством первого последним. Данный момент интересен, во-первых, выражением Клита и Александра, во-вторых, отношением окружения к поступку Александра.
По описанию источника, Клит, человек почетный и заслуженный, ветеран войн при Филиппе II, был разгневан насмешками на пиру над героизмом своих современников и «…заявил, что не позволит ни кощунствовать, ни принижать дела древних героев и преувеличивать таким недостойным образом достоинство Александра» (Arr., III, 8, 4). Клит стал изобличать Александра и в том числе обвинил его в отречении от отца и присвоении себе титула сына Аммона (Plut., Al., 50), что выводит нас к сути данного конфликта. Александр в ответ произнесет очень важные слова: «Ты думаешь, мне приятно, что ты постоянно говоришь об этом и мутишь македонцев?» (Plut., Al., 51). Из этих слов можно сделать вывод о том, что слова, сказанные Клитом, не были экспромтом, но являлись его позицией, уже известной царю. Таким образом, мы точно можем назвать Клита оппозиционером.
|
|
Клит продолжает обличение царя, одной фразой он создает портрет новому царскому окружению – «варвары и рабы, которые будут падать ниц перед персидским поясом» (Plut., Al., 51). Александр не выдерживает и, в конечном счете, убивает Клита, о чем впоследствии раскаивается, даже пытаясь убить себя самого.
Интересна в данном случае позиция Анаксарха, греческого философа при троне. Арриан и Плутарх пишут, что он потребовал от Александра успокоиться и сказал, что царю не пристало так расстраиваться из-за своего поступка, так как все, что он делает, одобряется Зевсом и восседающими рядом Правосудием и Справедливостью, и потому любой поступок царя справедлив (Plut., Al., 51; Arr., III., 9, 7). Такое объяснение деструктивно по своей сути, так как дало Александру в дальнейшем моральное право на любые поступки и, соответственно, создало почву для автократии, поддерживаемой религией.
Клит, по моему мнению, явился выразителем чаяний и разочарований, которые были распространены в среде ветеранов, воинов Филиппа и патриотов Македонии. То, что Клит «мутил македонцев», значит и то, что у него были слушатели, которые с ним соглашались. Можно предположить, что среди таких слушателей могли быть как участники будущего заговора Каллисфена, так и сам Каллисфен, ведь программа, по сути своей, у этих двух выступлений одна, а разница во времени между ними незначительна.