Смерть великого царя в Вавилоне до сих пор вызывает множество вопросов у исследователей данного времени. В чем причина столь внезапной смерти молодого и полного сил полководца в мирном Вавилоне? Юстин пишет, что отравления желал Антипатр, желая взять власть в европейской части Македонии в свои руки (Iust., XII, 14, 1). Действительно, Антипатр, державший власть в Македонии во время отсутствия Александра, мог хотеть власти. О его желаниях писала Олимпиада, она пишет, что «что он считает себя вправе занять первое место в Македонии и Элладе» (Arr., VII, 12, 7) (и как впоследствии вышло, о чем указано у Диодора (Diod., XVII, 118, 2)). Известно, что виночерпием Александра был Иолла, сын Антипатра (об этом пишет, к примеру, Юстин (Iust., XII, 14, 9) и Плутарх (Plut., Al., 74)), который мог получить яд от прибывшего в Вавилон из Македонии брата, Кассандра, и дать этот яд Александру.
Нельзя однозначно говорить, что Александра убил Антипатр, но вкупе с существующими фактами, представленными в источниках, данная версия является одной из наиболее вероятных.
|
|
Заключение
Основным выводом данного исследования является то, что греческие и македонские оппозиционные движения в эпоху Александра Великого преследовали различные цели. Также отметим различие между греческой полисной и македонской оппозицией царю.
Македонская оппозиция выступала, прежде всего, за сохранение традиций царской власти и общего уклада жизни, и, соответственно, против привнесения в жизнь македонцев персидских традиций и устоев. Исключением является оппозиция Антипатра, целью которой являлся раздел империи для сохранения власти последнего над европейскими провинциями Македонского царства.
Греческая оппозиция представлена как выступлениями греков в Элладе, так и заговором «пажей» под управлением Каллисфена, грека. Цели их также различны: Каллисфен выступает с программой, более свойственной македонцам – противостояние автократии и обожествлению Александра, персидским нововведениям. Восстания греков в Европе, в свою очередь, были связаны с желанием греческих выйти из-под контроля Македонии, сбросить ее ярмо и вернутся к полисной системе.
В данном случае наиболее очевидным выводом является то, что правление Александра точно не воспринималось всеми жителями «эллинского мира» одинаково, и, как и при любой власти, всегда находились те, кто думал и желал иного.
Список использованной литературы
Ковалев С. И. Александр Македонский. Л.: Огиз. Гос. соц.-экон. изд-во. Ленинградское отделение, 1937.
Ковалев С. И. Александр и Клит. ВДИ. 1949. №3
Ковалев С. И. Заговор «пажей». ВДИ. 1948. №1
Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М.: Издательство МГУ. 1993.
|
|
Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1 История Александра Великого. СПб.: Наука: Ювента. 1997.
Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
Арриан. Поход Александра. / Пер.: Сергеенко М.Е. М.: Миф, 1993.
[1] Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1 История Александра Македонского. СПб.: Наука: Ювента, 1997 С.7
[2] Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
[3] Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1 История Александра Великого. СПб.: Наука: Ювента. 1997
[4] Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. С.28
[5] Там же. С.30
[6] Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1 История Александра Великого. СПб.: Наука: Ювента. 1997. С.117
[7] Diod., XVII, 51, 2 - 3
[8] Ковалев С.И. Заговор «пажей» // ВДИ. 1948, №1
[9] Пересказ Арриана по Ковалеву С.И. Заговор «пажей» // ВДИ. 1948, №1